Купить мерч «Эха»:

Армен Джигарханян - Разбор полета - 2013-12-30

30.12.2013
Армен Джигарханян - Разбор полета - 2013-12-30 Скачать

Т.Фельгенгауэр

Здравствуйте, это программа «Разбор полета», программа о людях, которые принимают решения и о том, как они эти решения принимают. Ирина Воробьева, Татьяна Фельгенгауэр здесь, как всегда, с вами.

И.Воробьева

Да, здравствуйте. И с большим удовольствием мы хотим представить нашего сегодняшнего гостя – это народный артист СССР, актер театра и кино, руководитель Московского театра Армен Джигарханян.

А.Джигарханян

Я вас приветствую.

И.Воробьева

Обладатель потрясающего голоса в студии.

Т.Фельгенгауэр

Бесконечного обаяния.

И.Воробьева

Я испытываю какие-то невероятные эмоции. У нас есть традиционный вопрос, с которого мы начинаем нашу программу. Поскольку программа про решения, то и вопрос будет про решение — про самое тяжелое, сложное решение, которое вам приходилось принимать в своей жизни, над которым вы больше всего сомневались, думали, мучились.

А.Джигарханян

Нет, это моя профессия. Потому что я вот сейчас заварил новое дело, прочитал автора, проникся, и вот начался длинный путь познания. Вот я должен – как мы сомкнемся, на меня этот похож, а этот не похож, и так далее. Это такая жизнь, другого нет. Потому что в моей жизни таких глобальных решений не было, — чтобы я принимал решения. В театре тоже масса проблем – этот опоздал, эта не пришла, не ушла, заявление написала, — какое это решение? Это не решение?

Т.Фельгенгауэр

Ну а поворотные моменты были какие-то?

А.Джигарханян

В моей жизни? Ну, нет, не расскажу. Когда я это буду знать уже совсем определенно, тогда я буду думать, что вот это тогда я сделал правильно. А я до сих пор живу в таком состоянии, что… вот я вам приведу такой пример: много актеров приходят, хотят в театре работать. И у нас есть показ – другой путь. Вот я лично не могу придумать другой путь — кто-то приходит, читает стихотворение, валя-баля. Для меня самое трудное, — говорю вам откровенно, — что я боюсь ошибиться. А может быть не с той ноги встал человек? Может быть?

Самое удивительное — это желание понравиться, — абсолютно. То, что я видел в своей жизни много раз – я очень любил Рихтера, как великого музыканта, и я за ним наблюдал. Он выходил на сцену, и желания понравиться не было. Это дается очень трудно. Это огромный пласт жизни человек проживает, — тогда он понимает, что это все неважно. А важно договориться с Бетховеном или Шопеном, и об этом рассказать нам всем. Поэтому это очень важно.

Т.Фельгенгауэр

Когда вы видите перед собой молодого актера, когда он волей-неволей, все равно хочет вам понравиться, хочет играть в театре, — как вы решаете его судьбу?

А.Джигарханян

Я уже признался, что это самое мучительное. Потому что это ни от меня не зависит, ни от него не зависит. У нас… не дай бог, это желание очень плохое – я говорю ответственно, хотя этим занимаюсь, — понравиться. Это очень трудная вещь. Очень. Тогда мы можем говорить о серьезных вещах. Потому что я много видел в жизни, в частности, я рассказал про Рихтера – вот это для меня было всегда поразительно. Потому что он однажды замечательную фразу сказал: Вы так играете этот Пятый концерт, как вы проникли. Он сказал: «я очень внимательно просмотрел ноты». Замечательно. Это выдающееся рассуждение, абсолютно великое. Все остальное – ерунда. Знаете: я вспомнил родину, маму, потом папу.

Т.Фельгенгауэр

А у вас было в юности, может быть, желание понравиться?

А.Джигарханян

Обязательно. И до сих пор еще есть. Значит, надо преодолеть это. Потому что я задумал, или мы задумали поставить какой-то спектакль, где все равно… по-настоящему я думаю, что мы идем с тобой в театр и хотим поговорить, — значит, у меня есть проблема. Обязательно. Если этого нет, тогда это, не обижайтесь… Потому что проблема должна у меня быть, я этим страдаю, хочу получить, и так далее.

Есть масса примеров, которые могу рассказать, а могу и не рассказать, но поверьте, мне, не молодому мальчику, что это и есть главное. Потому что если… вы правильно задали вопрос — хочу или не хочу нравиться. Вот завтра я выйду на сцену и буду думать — вот я появился, а в прошлый раз громче аплодировали. Значит, не понравился? И так далее. Это, на мой вкус, лучше на эти вопросы не отвечать. Потому что там нет решения.

И.Воробьева

Хорошо, давайте вернемся.

А.Джигарханян

Вернемся.

И.Воробьева

К самому началу. Театр с самого начала был в вашей жизни? Вы ничего другого не делали?

А.Джигарханян

Нет, прямо в театре.

И.Воробьева

Это мама вас?

А.Джигарханян

ну, она совершила это. Я вообще-то думаю, что это гены. Словами, не словами, — это самое большое, что моя мама сделала, она сказала, что это ты должен решить. Хлеб будет не очень вкусный и не очень легкий, это дело не очень простое. Вот это она мне внушила, моя мама. Которая не была ни актрисой, ни философом. Нет, она была умная женщина. Умная. Я даже думаю, что успех в том, что она меня любила. И это самое важное.

И.Воробьева

И соответственно, любила все ваши решения.

А.Джигарханян

Ну, конечно. Она хотела, она поверила. Я с ней очень хорошую жизнь прожил — именно в том было хорошее, что она мне давала право выбора. Я такие красивые слова говорю, но это действительно. Я помню, много раз, когда я: ну, что мне делать? А есть и серьезные вопросы: жениться — не жениться, — это хорошая девушка, нехорошая? И вот она тогда и сейчас, надеюсь, — ну, сейчас ее нет уже, но я думаю, что вот это она сумела мне внушить — что сам, сам, сам решить должен.

Т.Фельгенгауэр

А тяжело так, с самого начала, брать ответственность за свою собственную жизнь?

А.Джигарханян

Тяжело. Тяжело. Потому мы с тобой и придумали Господа Бога, с которым: прости меня, разреши мне, прости, что мы делаем не то, что хотим делать. Мы придумали этот отход. И я это понимаю, когда вдруг передо мной этот вопрос со всей большевистской прямотой встает. Я должен сказать: так мы берем этого актера, или не берем? Ну, мы пообсуждали-пообсуждали, а подписать должен это Джигарханян.

Понимаешь, это, — не буду кокетничать, но сказать, что это быть хозяином, — это не очень такое… Потому что я свою профессию очень люблю. Потому что там я отвожу душу. Потому что там у меня есть страдание, я что-то потерял в жизни, поэтому я хочу выплакаться, высмеяться, и это дает мне эту возможность это сделать. Я всегда говорю, и вам повторю, что я, когда был молодой, хороший артист красивый, я играл в «Красной шапочке» Медведя. Это было в Ереване. Говорю вам, не кокетничая и не выдумывая — я своего Короля Лира уже там сыграл. Обязательно это так. Потому что, я думаю, это происходит тогда, когда у тебя есть проблема.

И.Воробьева

А вот это понятие, понимание того, что у тебя есть проблема, и что нужно выплакаться – это с самого начала вы так ощущали?

А.Джигарханян

Нет.

И.Воробьева

А что было в самом начале?

А.Джигарханян

Ничего. Было обезьянничание, — обязательно. Даже есть армяне, говорят: «мей мун» — это по-турецки «обезьяна, которая обезьянничает». Ну, не запоминайте, неважно.

Т.Фельгенгауэр

Нет, почему, мы будем друг друга так называть.

А.Джигарханян

Мей-мун. Любой, кто знает, услышит, что вы сказали. Поэтому это … это очень длинный путь. Потому что как бы я ни жил — народный-шмородный, ордена, медали, — все равно основа – это мей-мун. Правда. Потому что могу вам сказать, если вам это интересно, что тот хороший артист, который до конца жизни не боится быть мей-муном. Правда.

И.Воробьева

То есть, сейчас пойти и сыграть Медведя в «Красной шапочке»?

А.Джигарханян

Абсолютно. Еще страшнее – не бояться быть смешным.

Т.Фельгенгауэр

С этим проблема у многих. Все так серьезно к себе относятся.

А.Джигарханян

Молодец, очень точно говоришь. И это очень скотский серьез, это очень плохо. Особенно в искусстве это очень важная вещь. Очень. Потому что да, проблема есть: это болит у меня, я потерял это, я уже стал старый, у меня эта нога не работает, эта рука, — и так далее. Это все есть. Но надо – очень примитивную мысль вам говорю: там самое трудное – сказать правду. Потому что я почти как у Ленина, — это ерунда собачья. Этого нету.

Вот я думаю, что счастье, — говорю вам не стесняясь, — когда ты это преодолеваешь. Вот это, то, что мы с вами уже решили: кому ты нравишься. Вот сегодня придет, или завтра, в театр 450 человек, и я выйду в роли Сенеки. И я должен от этого получить совершенно отдельный, — буду груб, — кайф. Серьезно. Потому что это очень непонятная ситуация: почему тебе это нравится.

И.Воробьева

Сейчас перескочу.

А.Джигарханян

Да, молодец, умница.

И.Воробьева

Сцена – она скорее выматывает или скорее дает силы? Объясню, почему спрашиваю, — когда прямой эфир, или ты вообще работаешь на радио…

А.Джигарханян

Устаешь.

И.Воробьева

Нет. Ты заходишь в эфир, даже когда болеешь, ты как-то так собираешься, и все.

Т.Фельгенгауэр

Ну, ты на адреналине, когда загорается фонарь.

И.Воробьева

А потом, когда ты выходишь в коридор, то по стеночке.

А.Джигарханян

Абсолютно ты права. Абсолютно.

И.Воробьева

Сцена – то же самое?

А.Джигарханян

Абсолютно та же самая история. Потому что ты это… мы с вами знаем, как зеркало стало, приносило людям несчастье. А тут — столько глаз на тебя смотрит. Потом еще, не дай бог, реагируют на это. А ты не в тех носках вышел, у тебя ботинки грязные, и так далее, и тому подобное. Поэтому это… я все равно придерживаюсь такого мнения, что я должен выйти оттуда победителем.

Т.Фельгенгауэр

Кого вы хотите победить? Самого себя, зрителя?

А.Джигарханян

Нет. Другое мнение, другой принцип. Мы же все время кого-то побеждаем, обязательно. Вот я очень люблю, смотрю футбол. У меня даже канал есть. Вот сейчас мне уже много лет, поэтому я думаю, — почему они так бегают, чего они добиваются? Казалось бы, можно договориться. Правда, мое золото, это так.

Потому что мы делаем вид — ну, мы этим получаем удовольствие. Это неправда. Неправда. Там есть какие-то… буду стараться быть очень умным, — там какие-то генетические проблемы появляются. Потому что вдруг из меня прет энергия, и если он попал в хорошие руки, то это может стать… можно уже включать свет под эту энергию.

Т.Фельгенгауэр

Кстати, по поводу того, в какие руки попадаешь. Вот для артиста насколько важен режиссер, с которым он работает? Или нет?

А.Джигарханян

Трудный момент. Очень трудный. Потому что это почти любовью заниматься. Правда. Потому что это, — не дай бог, я боюсь, чтобы это не выглядело как … ну, это не ваше дело, — так я скажу. Это не ваша… — еще грубее скажу – ваше собачье дело. Правда. Потому что это, все равно мы хотим друг друга, мы… нет, вот так, или вот сюда встань… если начинается борьба, то кино кончилось – уже нет искусства. Потому что это, — говорю грубо, — это проблема любви.

Т.Фельгенгауэр

У вас были проблемы с режиссерами?

А.Джигарханян

Каждый день.

Т.Фельгенгауэр

Нет любви, только борьба?

А.Джигарханян

Каждый день. И чем интереснее, чем лучше, чем разнообразнее… потому что оттуда истина проявляется. Если пришел такой режиссер и говорит: какой же ты… — уже любви не будет, детей не будет.

И.Воробьева

Подождите, вы говорите – «начинается борьба – кончилось кино».

А.Джигарханян

Да. Нет, какая борьба? – между нами. Обязательно.

И.Воробьева

Между вами и режиссером.

А.Джигарханян

Обязательно.

И.Воробьева

Но она должна быть, или не должна?

А.Джигарханян

Обязательно. Иначе нет смысла. Тогда мы подавалки такие. Наверное, есть умные люди такие, которые знают смысл в этом. Но я, который 60 лет работаю в театре, я это знаю. Что я… если он заснул, я понимаю, что мое дело кранты.

И.Воробьева

Наверное. Тяжело молодым режиссерам работать с очень известными артистами?

А.Джигарханян

Очень. Потому что это вообще… знаете, что там страшно? Очень много заменителей, очень много — не боюсь вам сказать, как думаю, — какие-то физиологические замены. Понимаешь? Потому что я все равно должен, грубо говоря, войти… гениально сказал Станиславский: магическое «если бы». Вот я играю сегодня Сенеку, значит, я должен хотя бы на 5 минут сам стать Сенекой. Хотя бы.

Я видел хороших режиссеров в своей жизни. Я приехал в Москву, я должен был играть Мольера. И репетировал великий Эфрос. Мы репетировали, и он мне сказал: хорошо, молодец, эту сцену сделал хорошо. А закончил разговор так, он сказал: вот сейчас ты выйдешь на сцену, и я должен увидеть, что этот человек написал «Тартюфа». — А как это сделать? — А этого никто не знает.

Т.Фельгенгауэр

И никто не научит.

А.Джигарханян

И не научит. Это проблема энергетики. Почему я и говорю, что если у меня есть проблема, то я ее выскажу. Обязательно. Только другое уже… мы можем даже с вами более несчастный случай брать – у меня погибла дочка. Это было очень… в моей жизни это было важно. И я до их пор, когда проблема «папа-мама», — вот это задевает меня. Это не значит, что я каждый день обливаюсь слезами, — нет, это обман тоже. Но это проблема, и о том я и говорю, — эта проблема во мне живет.

И.Воробьева

Это значит, что и вы можете высказать эту проблему лучше, и те люди, у которых произошли подобные истории…

А.Джигарханян

Мы рассчитываем на это.

И.Воробьева

Еще обратно возвращаюсь, — первая неудача с ГИТИСом. Когда все это случилось, вы принимали решение на тот момент… заканчивать, или нет.

А.Джигарханян

Отвечу грубо. Я не был готов к этому.

И.Воробьева

К ГИТИСу?

А.Джигарханян

Я хотел. А приехал, и не был готов. И понял, что… что надо? — стихи, песня, басня. А оказалось, что мой организм не был готов к этому. Я не хотел понравиться, или кого-то уговорить. Да, можно и более жесткие слова произносить. Потому что я… ну, мы с вами много читали, как часы взял у профессора, а он не заметил, и это стало.. его взяли артистом. Ну, эту ерунду будем слышать все время. Но там есть это желание. Потому что, если у тебя этого нет, — проблемы, — то желания не будет. Будет такое… ну, будет КВН. Правда.

Т.Фельгенгауэр

Вы говорите «КВН» как какое-то ругательное. Что, не настоящее?

А.Джигарханян

Там очень хорошие люди. Они почему-то хотят артистами быть, а делают это плохо. Правда-правда. И это, к сожалению. Молодые люди, замечательные. Наверное, это… вот я, например, скажу вам, не стесняясь. Есть серьезные люди, которые помогают детям, которые будут сниматься в кино. Мне не очень это нравится. Потому что актер – это профессия. Вы рискнете сделать операцию ребенку, чтобы ребенок сделал операцию? Так надо для этого иметь доступ. Надо для этого, как минимум, 4 года учиться, чтобы нам сказали: это полить сюда, эту ногу сюда. Понимаешь? Поэтому это опасная вещь.

Поэтому я думаю, что если этот — о чем мы сейчас топтали? — КВН в этом. Там невероятно остроумные ребята бывают, и очень смешные, и все. Но они почему-то решают не своими словами сказать: а вот давайте мы сейчас поэтически, как Иван Иванович делает.

Т.Фельгенгауэр

А вообще отношение к профессии, актер как профессия – сильно изменилось? Сильно обесценилось?

А.Джигарханян

Нет. Обесценивание это.. если вы про оплату говорите, то конечно, это да, это тоже зависит… Я однажды снимался в одной зарубежной картине… то есть, я снимался, и были зарубежные артисты, и там был целый процесс, как зарплату давать. Потому что ихние артисты получали вот здесь — много. А наши — вот здесь, мало. Вот это было такое… и говорили: Арменчик, уйди, подожди, сейчас Алекса Петрович будет. И мы отходили и ждали, когда Петрович получит. Правда.

Т.Фельгенгауэр

Я сейчас не про деньги. Вот смотришь новое российское кино и думаешь: ну, разве это актеры? Вот были актеры.

А.Джигарханян

Солнце мое, нет проблемы, запомни, это будет мой тебе подарок: нет проблемы. Это артисты. Громко – тихо, чуть так, — это нет. А рано или поздно, мы встаем перед тобой, перед проблемой – что я хочу. Поэтому мы познаем это тогда, когда мы что-то теряем. Пусть мы ничего не потеряем, но это обязательно. Если нет проблемы, то это тогда нет разговора.

И.Воробьева

Прервемся на минутку и продолжим программу «Разбор полета» с Арменом Джигарханяном.

НОВОСТИ.

Т.Фельгенгауэр

Продолжаем программу «Разбор полета», в которой сегодня выступаем с Арменом Джигарханяном. Мы все пытаемся нащупать проблемы.

И.Воробьева

Кстати, я хотела спросить – есть же комедийные актеры, которые снимаются в комедиях. Они хорошие актеры, мне нравится, как они играют. Но где же там проблема?

А.Джигарханян

И это тоже проблема. Обязательно.

И.Воробьева

Я не вижу.

Т.Фельгенгауэр

Что, проблема искренности?

А.Джигарханян

Всего. Все это проблема. Проблема, почему тебе я это рассказываю, — с этого начинается. Мы, когда открываем пьесу: Дездемона подошла к Отелло. Вот это главный вопрос: а поему подошла? Если вы попали к великому автору, то он сам подсказывает. «Мой дорогой Отелло, я так хочу воду пить, дай мне водичку» — значит, они пришли воду пить. Обязательно, ребята. Иначе это КВН. То есть, мы без всякого… КВН – там замечательные ребята есть, чтобы не подумали, что я враг КВНа. Нет, я привожу пример, потому что там это и происходит, – немотивированность.

И.Воробьева

Ага, подождите, это уже другое слово. Проблема и мотивированность – это разное.

А.Джигарханян

Проблема – это мотивирование этой проблемы.

И.Воробьева

Отлично — проблема мотивации.

А.Джигарханян

Умница. Если бы тебя не было, мы бы передрались сейчас.

Т.Фельгенгауэр

Как раз поэтому мы работаем в паре. У нас коллективное сознание, и мы друг за друга думаем.

А.Джигарханян

Умницы.

Т.Фельгенгауэр

В жизни проблема мотивации насколько острее или не острее, чем на сцене? Ведь человеку приходится отвечать на те же самые вопросы самому себе.

А.Джигарханян

Это и есть, извини за грубость, это и ест понятие «талант». Потому что один на это смотрит в подушку — спрячется, и будет переживать. Это тоже есть. А другой – найти выразитель и сказать, как я люблю эту женщину. Ну, иди, люби, что ты рассказываешь? Вот в этом проблема. От этого зависит… вот почему ты хочешь это сделать.

Очень интересная вещь – наш великий любимый Шекспир, вы знаете, писал стихами. Но у него много прозы. А выясняется, что там, когда зашкаливает напряжение, то говорят стихами. Конечно. А мы с тобой в опере знаем – если мы послушаем Верди – потому что вдруг он запел и рассказал про свою любовь. А так мы… — я тебя люблю… Вот эта проблема поэтому важна.

Т.Фельгенгауэр

А в современном мире проблемы ведь те же, наверное, вы же следите за новым искусством, новой музыкой?

А.Джигарханян

Нового нет. Потому что, извини за грубость, деторождаемость та же самая, те же 9 месяцев надо подождать. Вот и все. Выше мы не поднялись, человечество. Придумали пробирку: эту вставили, эту вынули, — ерунда собачья. Это неправда. Истина в этом. Вот я уже вам признался, что обожаю Шекспира, и его нельзя не обожать. У нас в театре идет «Ромео и Джульетта». Я каждый день, когда приезжаю, — ну, пойти и там все время сидеть будет тоскливо. У меня есть там трансляция передачи, когда идет спектакль. Иногда бывает, что я понимаю, что я должен это дослушать: когда она подошла к нему, и они… вот это. Что это интересно. Обязательно.

Т.Фельгенгауэр

То есть, ничего нового быть не может, уже все придумано до нас?

А.Джигарханян

Сегодня мы с тобой все равно, мы эту жизнь начнем с начала и пойдем до конца. Да, и твоя мама скажет, и твоя подруга скажет: да я это знаю, потому что в это время он как раз пиджак снял. Сел сюда. Да. Но все равно мы должны пережить это. Если это проблема. Если я этого хочу.

И.Воробьева

Но не все же можно объяснить даже самому себе – почему я именно этого хочу.

А.Джигарханян

Да.

И.Воробьева

А вы говорите, что если нет проблемы, если ты не можешь объяснить, почему, то это не то.

А.Джигарханян

Я поэтому тебе советую, моя подруга любимая, — возьми Чехова, возьми Шекспира — вся мотивация есть. Очень трудно угадывать, потому что вроде она подошла к нему, он сказал: ой, как хорошо. А что мы хотим друг от друга? Мы ради этого только идем. Обязательно.

И.Воробьева

Но есть же еще вопрос, почему. Не что мы хотим, а почему.

А.Джигарханян

Почему, — потому что проблема. Потому что я хочу покушать. Я хочу чай выпить, — это есть. Но вот это «хочу» очень важный момент. Очень. Хочу. Это в любви важно, это в быту важно, это в дружбе важно, во вражеском стане тоже. Мы должны: а чего мы добиваемся?

Т.Фельгенгауэр

Но помимо «хочу» есть еще «надо». Или нет?

А.Джигарханян

Надо… ну да, может быть, да. Холодно, дождь идет. Но думаю, самое важное – мое желание. Вот я очень примитивно говорю, не дай бог, чтобы мы великую историю, что называется театр, просто объяснили – это очень трудно объяснить, потому что это от тебя зависит, от твоего заполнения. Ты расскажешь мне о той любви, которую ты знаешь. А я тебе расскажу – подожди, так не бывает. — Как? А у меня была.

И.Воробьева

Когда к вам приходят люди, которые хотят стать актерами, во-первых, мне всегда было интересно – приходят только молодые, или?

А.Джигарханян

Молодые, в основном молодые.

И.Воробьева

А если молодые – они, может быть, еще не заполнены?

А.Джигарханян

Умница. Поэтому я и говорю – я тебе уже признался. Самое большое и страшное – я боюсь ошибиться. Пришел яркий… — у меня были в судьбе такие люди. Приходит девочка — ну просто сейчас взорвется, и мы все умрем. Потом, извини за грубость – родила одного ребенка, что-то в жизни случилось, или не случилось, и вдруг погас – уже нет глаза, нет взрыва. Поэтому я и повторяю – если у тебя нет проблемы, ты наиграешь – ну, опытный артист наиграет что-то, дрожь сыграет, и я обкакаюсь от радости. Я очень понимаю, о чем я говорю. Потому что это непростая проблема, непростая профессия.

Например, вот мы играем 100, 150 раз один и тот же спектакль. И это самый распространенный вопрос: вам не надоедает? Мы играли в театре Маяковского «Трамвай «Желание» 25 лет. Тоже для этого есть какие-то… это тоже. Я все равно буду упираться и обманывать вас этим: если у тебя есть проблема, ты все равно ее… — а мы в жизни это делаем. Мы в жизни это делаем.

И.Воробьева

Когда вы выходите на сцену, 20 лет играя этот спектакль, зал. Который сидит, люди, которые пришли – какие эмоции вы к ним испытываете? Бывает зал благодарный, бывает зал. Который ведет себя так, или так.

А.Джигарханян

Все равно. Я буду рассуждать очень примитивно: как в первый раз. Я первый раз буду видеть эту актрису, с которой мы уже 20 лет играем вместе, я ее обнял, я ее пригрел. И это они увидели. Это их задело. Потому что — на чем держится в искусстве? — ах, это в моей жизни было. Абсолютно.

И.Воробьева

А если не задевает? Это же обидно, когда, казалось бы, — посмотрите, это прекрасное. А люди, у них мимо идет это все: какое прекрасное? Ну, что там. Вот покажите нам что-то примитивное.

А.Джигарханян

Это так.

И.Воробьева

Это же обидно.

А.Джигарханян

Ну, обидно. Ты должна. Когда ты пойдешь работать актрисой, ты уже в самом первом дне учти, что это будет. Это будет, потому что… и там есть страшнее вещи – что я… а мне что-то не очень нравится, как вы смотрите. А я так, смотрел, что у нее все выходило, – нет, ничего интересного. И так далее.

Скажу страшнее – такие режиссеры есть. Есть, есть. Потому что проблема… знаешь, у кого кожа близко, когда задел – и пошла кровь. Вот это может быть ерунду говорю, конечно, но все равно говорю, — но, может быть, в этом, и это потом мы потом подумаем, скажем – какой талантливый артист, или артистка. Правда? Потому что вот эти поры открылись, и что-то двинулось, и ты заплакал, я заплакал, и тогда мы, у нас произошла… проблема, не боюсь этого слова.

Т.Фельгенгауэр

Смотрите, сколько всего внутри: на 5 минут Сенекой, на 5 минут Королем Лиром, и все внутри. А самим собой когда?

А.Джигарханян

А ты сам… все равно – и Сенека это я. Кто это сказал: «Мадам Бовари – это я»? — Флобер. Помнишь, говорил? – замечательно.

Т.Фельгенгауэр

А как себя сохранить?

А.Джигарханян

Это не мое дело, девочка моя. Это не мое дело. Больше кушай больше читай, больше музыку слушай. И тогда в тебе проснутся хорошие вещи. А это трудная вещь. Поэтому я тебе и говорю, что это очень трудная профессия. Очень. По-настоящему, серьезно, — очень трудно. Я снимался с выдающимися артистами, и я это видел, и это всегда меня поражало.

Гениальная вещь, которую сказал товарищ Левушка Толстой, самое из всего гениального, и я вам дарю это, причем, практически бесплатно. Потому что это для меня самое поразительное признание. Он сказал: «у меня все готово для написания романа, рассказа. Мне не хватает энергии заблуждения». Запомните, ребята – это самое великое открытие, которое он сделал, Левушка наш. Значит: у меня все готово творить. Это и в жизни мы так делаем: я пойду, чтобы тебе понравиться, чтобы у нас роман начался. А первое, что – это анергия заблуждения. А вдруг я ошибаюсь, а вдруг она меня не любит? И так далее.

Т.Фельгенгауэр

Вы говорите, что вы работали — ну, и мы знаем, видел, — вспоминаете про людей, с которыми рядом вы работали. Вы снимались. Выступали на сцене рядом с гениальными людьми. Как-то друг у друга чему-то учатся?

А.Джигарханян

Обязательно.

Т.Фельгенгауэр

Или ревнуют?

А.Джигарханян

Обязательно.

Т.Фельгенгауэр

Или спрашивают, как же у него это получается?

А.Джигарханян

И то, и это – все это есть. Потому что это такая странная… знаешь, когда уже кончился спектакль, и пошли люди, аплодисменты, и вот я смотрю и думаю – нет, это не мне. Обязательно. Хотя в это время играю Сенеку, я потратил себя, вам рассказал, что же такое жизнь, любовь, «ля-ля». А есть – обед хороший. Не бойтесь этой правды. Это правда, говорю вам серьезно. И когда… поэтому я говорю, что это великая профессия. Это умение это все увидеть, если ты не видишь, тогда у тебя нет проблем.

Т.Фельгенгауэр

Но профессия одновременно великая и очень опасная. Мы говорили о людях, которые становятся великими, начинают очень серьезно к самим себе относиться, к своему величию, известности.

А.Джигарханян

Не дай бог.

Т.Фельгенгауэр

Но это же очень часто бывает среди актеров.

А.Джигарханян

Не дай бог.

Т.Фельгенгауэр

Прививка есть какая-то?

А.Джигарханян

Нет. Все рассчитано на этого человека самого. Потому что он должен пройти этот тяжкий путь познания. Потому что первый день будет хорошо, а второй день принесли букеты, а на третий день он уже лежа слушает нас. А пройдет еще пять дней и я понимаю, что все равно я все равно рассказываю про свою дочку, которая погибла.

А. Джигарханян

Если я нашел заменитель, тогда всё это кончится.

И. Воробьева

Зрители, зал – понятно. А вот когда во времена худсоветов, когда это одобряли, не одобряли, плохо сделали, против власти, за власть, у вас были моменты, когда вы понимали, что люди пришли, ничего не понимают в искусстве…

Т. Фельгенгауэр

И лезут со свиным рылом в калашный ряд.

А. Джигарханян

Это до сих пор есть и будет. Потому что дело не в доброте, а дело за что мне деньги платят. Это каждый день происходит, когда я прихожу, рыдая, рассказываю, что у меня в театре колосников нет, и мы не можем так работать. «Армен Борисович, денег нет». И всё, на этом кончилось кино. Я не буду кончать жизнь самоубийством. Но это так, я знаю это. Да, мы должны Олимпийские игры начать и кончить. Ради бога, я хочу это понимать.

И. Воробьева

Но разве это справедливо?

А. Джигарханян

А нет справедливости. Где эта справедливость? Какая справедливость?

И. Воробьева

Вообще какая-то справедливость.

А. Джигарханян

Справедливости нет.

И. Воробьева

Мне всегда казалось, что театр, кино так или иначе всё равно чему-то учат. Мне очень нравятся фильмы, где какая-то справедливость присутствует.

А. Джигарханян

Иллюзия.

И. Воробьева

Пусть иллюзия. Любое кино – это иллюзия в любом случае.

А. Джигарханян

Поэтому мы с тобой доверяемся своему организму. Я с хорошими режиссерами работал, высокого класса. Один Марк Захаров чего стоит. Вот они меня учили. Как нам эту сцену решать, я не очень понимаю. Меня всегда учили: проглоти, и организм тебе ответит. И это в жизни так, дети мои. Увидите: если ты чуть-чуть переела горчицу, твой организм откликнется.

И. Воробьева

Но организм, который проглотил несправедливость, откликается понятно же чем.

А. Джигарханян

Тоже откликается. Это твоя проблемы, это меня не касается. Я тебе грубее скажу: я прихожу, чтобы увидеть продукцию, чтобы я поплакал. Вы знаете, вот эта проблема меня менее волнует, а эта больше. Тогда разговора нет. Всё равно это мы пришли, чтобы до чего-то докопаться.

И. Воробьева

Цензурировать искусство нужно?

А. Джигарханян

Не знаю. Порнографию надо показывать? Педерастию надо показывать? Видишь, не отвечаешь. А чего же ты на меня смотришь?

И. Воробьева

Я не отвечаю, потому что это риторические вопросы.

А. Джигарханян

Абсолютно. Мы живем в этом мире, и это так. Я за то, чтобы как можно скорее мы узнали бы и достоинства, и пороки. Тогда у нас есть выбор. Тогда я говорю: нет, вот это я не буду, пойду туда.

Т. Фельгенгауэр

Но это должен быть и наш выбор, нам не должны его навязывать.

А. Джигарханян

Твой, конечно.

Т. Фельгенгауэр

Просто нам в последнее время постоянно пытаются что-то навязать: как любить, кого любить, в кого верить.

А. Джигарханян

Нет, солнце мое. Нам советуют. А поскольку это делают не всегда талантливые люди, то это становится…

И. Воробьева

Запретом.

А. Джигарханян

Нет, ни в коем случае. Это трудный вопрос, ребятки, это очень трудный вопрос. Всякая система, всякая идеология построена на уничтожении: а ну-ка все встаньте на колени!

И. Воробьева

Разве это нормально?

А. Джигарханян

А что мне делать?

И. Воробьева

Я вас спрашиваю, потому что мы с вами вместе живем в этом во всем.

А. Джигарханян

А что делать? Если пойдут убийцы и, мимо проходя, захотят стрелять в нас, тогда мы пойдем к министру внутренних дел, скажем «спаси меня».

Т. Фельгенгауэр

А он скажет: «Извините, у меня Олимпиада, ее надо защищать. У меня вся полиция в Сочи». Так нас с вами и порешат.

А. Джигарханян

Нет ответов на многие наши с тобой вопросы. Не мае.

И. Воробьева

В любом случае наши слушатели спрашивают, насколько вообще нужно разделять искусство и политику государства. Или этот вопрос вообще не стоит для вас?

А. Джигарханян

Такой вопрос не может стоять. Это как ты меня сейчас спросишь – лучше кушать или дышать?

И. Воробьева

Хорошо. А когда к вам приходят и просят: поддержите, подпишите открытое письмо такое?

А. Джигарханян

Если я понимаю, тчо это надо делать, и есть надежда на то, что мы этого добьемся, я пойду и подпишу. Но если я понимаю, что это ерунда и не будет этого.

И. Воробьева

Но ведь есть проблема.

А. Джигарханян

Я скажу вам, раз уж попал к вам. Театр наш живет уже 20 лет в помещении кинотеатра. Если когда-нибудь, проходя, я приглашаю – приходите, посмотрите на наш вид.

Т. Фельгенгауэр

Я видела.

А. Джигарханян

Там можно продавать носки, чулки, колготки. Но это не театр. Я каждый раз с этого начинаю свой разговор. Мне говорят: «Армен Борисович, нет денег».

Т. Фельгенгауэр

Смотрите, Армен Борисович, есть же замечательные истории, когда коллеги, когда люди идут на открытую, громкую, яркую поддержку действующей власти. Им бац – театр, бац – 150 млрд. на кино.

А. Джигарханян

Ты наивная девочка. Это «бац» — это покровители называется. Да, моя девочка, посмотри мне прямо в глаза, я не стесняюсь тебе эту правду сказать – покровители. И я хожу. «Вы были вчера на спектакле? Понравилось вам? Семен Петрович, помогите, у нас вода идет сверху вниз». Вот и всё. Покровители.

Т. Фельгенгауэр

Покровители, но не меценаты, как в старые, добрые времена.

А. Джигарханян

Покровители.

И. Воробьева

Мы сейчас разберемся с этим понятием. Мы еще раз прервемся, а потом продолжим и разберемся с покровителями, с меценатами и со всем остальным.

РЕКЛАМА

И. Воробьева

Программа «Разбор полета» продолжается. Армен Джигарханян у нас в эфире. Мы пытаемся разобраться про покровителей, меценатов и так далее.

Т. Фельгенгауэр

Не то чтобы вы сделали для меня открытие про покровителей. Я как раз спрашиваю, почему кто-то делает, а кто-то не делает, кто-то выступает в открытую, кто-то не выступает. Кто-то идет в политику, кто-то не идет в политику. У всех же желание одно – чтобы у театра было всё хорошо.

А. Джигарханян

Нет. Мы с самого начала с тобой зададим вопрос такой – а что такое искусство?

И. Воробьева

А что такое искусство?

А. Джигарханян

Никто не знает до сих пор.

Т. Фельгенгауэр

Так вы столько лет им занимаетесь!

А. Джигарханян

Ницше сказал: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Запомни эти слова. А ты знаешь, что смерть – это тоже истина?

Т. Фельгенгауэр

Толькло мы не знаем, тчо будет после того, как эта истина нам откроется.

А. Джигарханян

Никто не знает. Более того, очень ловкие люди этим спекулируют. Более того, мы даже любим этих людей, потому что они нам помогли. Они сказали – Коля, не делай этого.

И. Воробьева

А вы смотрите новости?

А. Джигарханян

Нет. Иногда строчка написана – и я узнаю, что такой-то умер, Калашников умер. Не желаю никого обидеть, но мы же очень гнусную правду ищем. Нам дают это. Не то, что нам нужно. Я смотрю телевидение. Есть такой боксер Кличко. И уже дошли до того, что начинают меня убеждать, что он педераст. Показывают по телевизору. О какой правде мы говорим?

И. Воробьева

Честно признаться, я не совсем про правду спрашиваю. Общая картина мира. Ведь люди и в искусстве пытаются находить отражение картины мира.

А. Джигарханян

Нет. Если уж ты меня спрашиваешь, я тебе отвечу, как подруге моей любимой. Я уже тебе сказал, пожаловался – мне в театре нужны колосья. С этого давай начнем. Если ты мне поможешь, мы пойдем дальше. А может быть, на этом успокоимся. Я убежденно говорю тебе, что когда мы решаем глобальные… Вот мы сейчас прочитали пьесу Сиськина-Парапиписькина. Это неправда. Пока эта бормашина не задела меня, об этом даже не будем разговаривать. Она должна меня задеть.

И. Воробьева

Но существуют же и кино, и спектакли о нынешних событиях.

А. Джигарханян

Например?

И. Воробьева

«Театр.DOC». Я люблю этот театр. И они сделали спектакль про смерть Сергея Магнитского. Люди снимают фильмы про нынешнюю жизнь, ставят спектакли. Вы такие спектакли сами смотрите? Вам это нужно?

А. Джигарханян

Нет. Я приведу тебе плохой пример. В хоккее есть зал славы. В этот зал славы показывают человека, который отыграл. Прошло два-три года, теперь мы понимаем, что он остался. Это то же самое. Если сегодня на Майдане, если мы с тобой рискнули сделать произведение искусства, не торопись – скажу я тебе, подожди, выслушай эту сторону. Вот видишь, я тебе привел пример с Кличко.

Т. Фельгенгауэр

Так если мы даже не можем определить для себя, что такое искусство, но при этом есть одна категория понятная – это время.

А. Джигарханян

Только время, солнце мое.

И. Воробьева

Вы играли совершенно разные роли. Вот вас встречали на улице и говорили: ах ты преступник, главарь банды! Было такое?

А. Джигарханян

Конечно.

И. Воробьева

Как это происходит?

А. Джигарханян

Надо засмеяться или надо сказать: я не такой, я лучше, чем ты думаешь. Это нормальный процесс. Более того, признаюсь тебе, подруге моей, что это радостно. Значит, тчо-то задело.

И. Воробьева

Значит, они поверили, что ты действительно такой.

А. Джигарханян

Да, они поверили. Был сериал «Следствие ведут знатоки», я снимался в одной из серий. Я там играл преступника, который золото оттуда привез сюда. На меня так подозрительно смотрели… Мне однажды так сказали в троллейбусе: «Если можно, выйдите сейчас. Я узнал ваше лицо, я просто видел вас в кино».

И. Воробьева

Общий образ. Мы знаем все – Армен Джигарханян. И люди начинают на вас ориентироваться как на моральный ориентир, некий компас. Они же видят ваши роли. А потом вы внезапно кого-то поддерживаете или кого-то не поддерживаете. Вот вы доверенное лицо Владимира Путина. И люди начинают говорить: «Как же так? Он принял решение. А мы на него ориентировались».

А. Джигарханян

Поэтому нельзя совмещать актерскую профессию и политическую деятельность. Я признаюсь тебе, как подруге моей любимой, в свое время – это было давно – мне предлагали Госдуму. Причем соблазны были поразительные. Самое страшное – автомашина будет у тебя стоять, когда тебе нужно.

И. Воробьева

Удобно.

А. Джигарханян

Я продумал. Знаешь, какой соблазн! Я уж не говорю про квартиру и так далее. Потом я понял, что я скурвлюсь. Потому что когда мне что-то дают, за это потребуют.

И. Воробьева

И мы возвращаемся обратно к меценатам, покровителям.

Т. Фельгенгауэр

Когда в ваших руках театр, это же не работа актера, это работа в том числе администратора. Это убивает в вас актера? Вам же надо ходить, просить, они что-то попросят взамен.

А. Джигарханян

Нет. Я это люблю. У меня есть друг, он был в свое время великим дрессировщиком, работал в Киеве. Я несколько раз видел его львов. Там другой запах, другая энергетика. Я ему сказал: «Тебе не страшно выходить?» Он говорит: «Каждую минуту». – «А чего же ты это делаешь?» Он сказал примитивно и гениально: «Я их очень люблю». Другой заменитель – уже неправда.

Т. Фельгенгауэр

А много вы видели по коллегам или просто знаете? Вот вы сказали слово «скурвиться». Соблазны часто ломают людей в искусстве?

А. Джигарханян

Если ты разрешишь мне не называть имена, то, конечно, это имеет место. Рассказать тебе анекдот?

Т. Фельгенгауэр

Наконец-то.

А. Джигарханян

Звонят русскому артисту и говорят: «Голливудская студия вас приглашает сниматься в картине про Афган». – «Вы же меня не знаете». – «Мы вас смотрели в спектаклях, в картинах. Вы очень хороший. Нас устраивает. Там две роли, один – американский офицер, другой – русский. Это происходит в Афганистане. Гонорар 5 млн. долларов». – «Хорошо. Что нужно делать?» — «Мы должны начать съемки в середине декабря и закончить в конце января». И он сказал: «Я, к сожалению, не смогу». – «Почему?» — «У меня елки».

И. Воробьева

Прекрасно. Павел нас слушает и смотрит, вспоминает, что серия «Следствие ведут знатоки» называлась «Шантажист».

А. Джигарханян

Молодец. Павлу спасибо.

И. Воробьева

Павел следит за вашей карьерой, за вашей жизнью и за вашими ролями, судя по тому, что он пишет. Вам приносят сценарий с предложением сыграть роль. Вот вы взяли сценарий. Как вы принимаете решение – буду, не буду? Вы смотрите на ту роль, которую вам предлагают, на сам сценарий, на режиссера?

А. Джигарханян

Это всё вместе. Мы с тобой уже договорились, что там проблема любви. Я про дрессировщика рассказал. Там проблема любви. Если режиссера знаешь, с ним работал… У меня нет ни одного режиссера, о котором я бы сказал, что нет, я не хочу с ним встречаться. По-разному или продолжалась жизнь, или не продолжалась. Я говорю честно, не подумайте, что я рассказываю сказки. Это проблема любви. Вот мне уже скоро 80 лет. Предположим, я читаю сценарий, написано – я играю Колю, Коля вскочил на коня… Этого не будет. Или дублера делай, или это не моя роль. Потому что я скакать на лошади уже не могу.

И. Воробьева

Бывает же такое, что вы смотрите сценарий и понимаете, что сценарий так себе, но, боже, какая роль.

А. Джигарханян

Всё вместе.

И. Воробьева

Я не понимаю. Как это – всё вместе?

А. Джигарханян

Режиссер хороший, съемки будут в Швейцарии. Мне один раз предлагали сниматься в картине, и вся картина происходила в траншеях. И это зима. Но я был тогда молодой и красивый. И очень умный человек мне сказал – не связывайся, это не те условия.

Т. Фельгенгауэр

А вы эти условия соизмеряете с чем?

А. Джигарханян

Чтобы не умереть.

И. Воробьева

Вообще, актеров не берегут, да?

А. Джигарханян

Сейчас привели новую систему. Привозят уже вагончик. Нормально. Это непростая работа. Это моя профессия, и я ее очень люблю. Я тебе поэтому рассказал насчет «скачет на лошади». Потому что время. Я в таких случаях говорю: где вы были 10 лет назад?

Т. Фельгенгауэр

А есть у вас любимые роли?

А. Джигарханян

Ты поверишь мне?

Т. Фельгенгауэр

Придется.

А. Джигарханян

Всё, что я сыграл, 300 ролей, я все их люблю. Потому что по-разному жизнь произошла. Здесь я встретил Пашу, а здесь Петю и так далее. Это очень большой котел, куда мы всё закладываем и надеемся, что в результате получится хороший борщ.

Т. Фельгенгауэр

Или хороший актер.

А. Джигарханян

Нет, важен борщ.

И. Воробьева

Бывало же такое, что вы выходили после спектакля или смотрели фильм, который вышел, и думали: нет, это неудачная работа?

А. Джигарханян

Много раз. Я однажды прочитал в какой-то газете, было письмо президента Кеннеди какому-то другому президенту, и там было написано: «Как бы я хотел, чтобы вы читали это мое письмо в том душевном состоянии, в каком я его писал». Очень важная вещь. А в нашей профессии это самое важное.

И. Воробьева

А когда вы читаете в газетах, журналах критику и понимаете, что вас сейчас разнесли в пух и прах…

А. Джигарханян

Не читаю.

Т. Фельгенгауэр

И никогда не читали? Даже когда были совсем начинающим?

А. Джигарханян

Не читаю. У меня был великий учитель, он сказал: «Не читай. Это мнение одного человека». И всё.

И. Воробьева

Но оно тоже чему-то учит.

А. Джигарханян

Я приводил всегда этот пример и буду тебе рассказывать. У нас была актриса в Ереване, мощная старушка. Я только начинал. Одна мне сказала: «Армешенька, не бегайте на сцене. Вам это не идет». У меня был случай, я много раз рассказывал. «Трамвай «Желание». Уже кончился спектакль, я ехал домой. Какой-то парень на меня смотрел. Потом подошел и говорит: «Ну и что? А чего вы на нее так кричали?» Это лучшая рецензия, которая мне нужна. Потому что задел. Бормашина задела.

Т. Фельгенгауэр

Сейчас сложнее задевать?

А. Джигарханян

Да. Потому что не в ту сторону нас учат. Надо дать право выбора. Это трудный вопрос, очень трудный. И поэтому мы боимся. Мы имеем моралистов, умных, серьезных. Я слушаю много умных, великих людей, читаю их. Но думаю: подождите, вот я съем эту горчицу – как у меня отразится на желудке? Это так, при всей примитивности того, что я рассказываю, это так. Потому что самое дорогое – это выбор. И самое трудное. Очень легко, когда сказали: налево, потом сразу направо. А я иду и думаю: может, я, извините за выражение, фраернулся, может, надо было налево, а потом снова налево?

И. Воробьева

Какую роль вы могли бы вспомнить, с которой вы больше всего мучились?

А. Джигарханян

Это со всеми. Я хорошие роли играл, мощные. Сократа играл. Разве можно не мучиться? Сократ кто такой? То ли он высокий, то ли он маленький, то ли он пыхтит, то ли смеется. Я тебе поэтому привел слова Станиславского – магическое «если бы». Т.е. если бы мы уговорили, что я Сенека.

И. Воробьева

Но вы должны себя как-то представлять.

А. Джигарханян

Мне подарили картину. Чью-то свадьбу отмечали. Я вдруг увидел, что я самый маленький ростом. Это анти-актерское дело. Я выходил Нероном – я был самый высокий, самый красивый, самый сексуальный парень. И я себя уговаривал. Если я смог, то и тебя уговорил.

Т. Фельгенгауэр

С самим собой всегда сложнее.

А. Джигарханян

Всегда сложно. Это длинный путь. Надо себя готовить к этому. Это трудная профессия.

Т. Фельгенгауэр

Как подготовить?

А. Джигарханян

Много читать. Музыку слушать. Я недавно был на концерте Гергиева, играли Верди «Реквием». Я сейчас пойду, возьму, у меня есть пластинка, я должен еще послушать. Я признаю, говорю, не стесняясь: в моей жизни была моя мама, для меня самый высокий человеческий авторитет. Когда я слушаю великую музыку, я думаю, что это про мою маму. Правда. Хотя понимаю, что это написал Верди, который жил в Италии, а моя мама жила в Армении. Это проблема нужды. Я в этом нуждаюсь. Поэтому мы с тобой встречаемся, потому что мы в чем-то нуждаемся. У нас есть проблемы. Поэтому мы идем друг к другу.

Т. Фельгенгауэр

А проблемы бывают настоящие, а бывают придуманные.

А. Джигарханян

И то, и другое.

Т. Фельгенгауэр

Не важно, какая проблема, даже если она придуманная.

А. Джигарханян

Потому что пройдет время. Ты спокойно проживешь. Это феномен сита: ты потрясешь – и лишнее уйдет, а хорошее останется.

Т. Фельгенгауэр

Было бы здорово, если был еще человек, который может тебя так потрясти вовремя, чтобы всё лишнее ушло.

А. Джигарханян

Ты всё хочешь, чтобы за тебя кто-то сделал.

И. Воробьева

Скажите, а какой город для вас родной?

А. Джигарханян

Я должен выдумать этот город. Например, для меня очень опасная вещь – хамство. У меня нет предрасположенности. Я боюсь, что я сорвусь, шарахну по голове. Поэтому я боюсь хамства. Трудный вопрос ты мне задаешь. Я сейчас живу, мне хорошо.

И. Воробьева

Но это же ощущение дома, какой-то родной город.

А. Джигарханян

Я придумаю. Как роль придумал. Вот я придумаю, что я Сенека.

Т. Фельгенгауэр

Магическое свойство «если бы».

И. Воробьева

И в Москве хорошо, и в Ереване хорошо.

А. Джигарханян

В Ереване я давно не был. Не знаю даже. Это очень странная вещь. Не дай бог, если нам навязали с тобой. «Товарищи, вы что, не были на этом спектакле?» Потом я вижу, думаю: ерунда собачья. Тем более что мы очень навязываем друг другу новости. «Вы что, не смотрели? Пойдите посмотрите». А потом смотришь и думаешь: а что там было хорошего? Ничего хорошего не было.

Т. Фельгенгауэр

Это та свобода выбора, о которой мы всё время сегодня говорим.

А. Джигарханян

Не мае. Нам не дадут. Потому что есть лидеры со своей идеологией. Конечно, они говорят: нет-нет, это хуже, вот это берите. И я тогда иду, для того чтобы мне сделали колосники. Ты поняла меня, моя девочка?

Т. Фельгенгауэр

Я поняла.

И. Воробьева

Предлагаю прерваться на минутку и продолжить программу «Разбор полета».

РЕКЛАМА

Т. Фельгенгауэр

Программа «Разор полета», в которой сегодня выступает Армен Джигарханян. Мы договорились до того, чтобы свободы выбора у нас не будет и бороться за нее бесполезно. Это как-то грустно получилось.

А. Джигарханян

Ты, оказывается, кляузница.

И. Воробьева

Она заместитель главного редактора.

А. Джигарханян

Тем более мы ее любим.

Т. Фельгенгауэр

Я хочу понять, есть у меня эта свобода или нет.

А. Джигарханян

Это ты должна сделать. Если ты ждешь, тчо в ЖЭКе это дадут тебе… Не дадут. Только сам. Сама садик я садила…

И. Воробьева

Что важнее – бороться или убеждать себя?..

А. Джигарханян

Убеждать себя, если честно. Я тебе рассказал, что это моя профессия. Я же убеждаю, что я Сенека. Потому тчо это очень важно. Иначе мы пойдем в потоке, что вещь опасная, особенно для людей, которые занимаются творчеством. Поэтому на этот вопрос я должен ответить, а не подсказали мне.

И. Воробьева

Перед тем, как мы зададим наш последний традиционный вопрос… Роли — понятно, театр – понятно, кино – понятно. А как вы выбираете роли, которые вы будете озвучивать?

А. Джигарханян

То же самое. Я делал дубляж, который я обожаю, — «Up» («Вверх»). Если вы обратили внимание, там очень живые глаза. Это потрясающе. Я более или менее знаю, что такое кино. Но чтобы в мультипликации были живые глаза…

Т. Фельгенгауэр

Гениальный мультфильм.

А. Джигарханян

Потрясающе. Я тоже играю, про себя рассказываю. То же самое. Только откровенный разговор на эту тему.

Т. Фельгенгауэр

Тогда последний традиционный вопрос в нашей программе. Над каким решением вы сомневаетесь сейчас? Только не про колосняки.

А. Джигарханян

Как жить дальше. Очень конкретно говорю тебе. Вот мы придумали себе пьесу, нашли, мы будем ее озвучивать, играть. И с этого дня начинаются мои мучения. Мы начнем репетировать, будем читать. Ах, это про меня. Нет, это не про меня. Оказывается, вон там он. Это большой и очень тяжкий путь познания. Потому что я хочу что-то тебе рассказать, и чтобы это было тебе интересно, чтобы это задело. Вроде при всей примитивности, но это самое трудное. Мне понравилось, как сказал наш Лёвушка Толстой, он сказал: «Самое трудно в жизни – это жить». Вот это самое трудное.

И. Воробьева

Спасибо большое.

А. Джигарханян

Вам спасибо. Мне было с вами интересно.

И. Воробьева

Армен Джигарханян в программе «Разбор полета». Мы вам благодарим. Надеемся, что мы еще скоро увидимся в эфире «Эха Москвы».

Т. Фельгенгауэр

В новом году. Спасибо.

А. Джигарханян

Спасибо, мои красивые.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024