Купить мерч «Эха»:

Аркадий Инин - Разбор полета - 2020-11-02

02.11.2020
Аркадий Инин - Разбор полета - 2020-11-02 Скачать

С. Крючков

22 часа и 5 минут в российской столице. Дорогие друзья, здравствуйте! Это «Разбор полета» - программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. Проведут ее сегодня Марина Максимова и Станислав Крючков. Привет, Марина!

М. Максимова

Добрый вечер!

С. Крючков

В гостях у нас сегодня писатель, драматург, киносценарист Аркадий Инин. Аркадий Яковлевич, добрый вечер!

А. Инин

Здравствуйте!

М. Максимова

Добрый вечер!

С. Крючков

Уже идет трансляция этой программы на эфирном канале «Эха» в YouTube, на основном канале. Также к вашим услугам sms-номер +7-985-970-45-45, чат основного канала «Эха» - там идет трансляция. Работает Яндекс.эфир, наша площадка - всё модно, быстро, бодро. Работа ждет вашего участия.

Аркадий Яковлевич, по обыкновению эту программу, посвященную людям, мы начинаем с вопроса о самом сложном жизненном решении, которое так или иначе запечатлелось в памяти, стало чем-то, к чему возвращаетесь по жизни. Которое, может быть, явилось в чем-то определяющим. Чему радуешься в хорошем смысле - в том смысле, что это было в твоей жизни. Или напротив, сожалеешь, говоря о том, что вот, может быть, лучше бы его и не случилось в свое время. Возьметесь сейчас, этим вечером, нам припомнить нечто подобное?

А. Инин

Я вас должен огорчить в этой программе сразу и в начале насчет разбора полета, потому что разбирать касательно меня нечего. Никакого полета, никаких решений в жизни я не принимал. Перед вами человек, у которого никогда не было никакой мечты. Никогда я ни о чем не мечтал. Меня спрашивают: «Мечтал ли ты стать писателем?» - ни о чем я не мечтал. Я всю жизнь плыву по воле волн.

Я закончил школу в родном городе Харькове. Мама моя работала на заводе. Она сказала: «Иди в инженеры». Я пошел в инженеры. Сказала бы она: «Иди в медицинский» - я бы пошел в медицинский. И так далее. Абсолютно никаких, как нынче говорят, преференций у меня не было.

Я пошел в Харьковский политехнический институт. Пошел, у меня была медаль, поэтому поступил легко. Всё. И дальше я был бы инженером, если бы не случайность. Дальше вам надо рассказывать жизненный путь?

С. Крючков

Подождите, и были ведь инженером. На протяжении довольно длительного периода времени работали по этой специальности.

А. Инин

Да, я, когда окончил институт, 8 лет работал инженером в Тяжпромавтоматике - был такой проектный институт в городе Харькове. 4 раза меня повышали - я был просто инженером, старшим инженером, руководителем группы. 4 раза мне повышали зарплату. Последняя была 120 рублей, как сейчас помню. То есть я был бы вполне успешным инженером, если бы судьба меня не увела в писательство.

С. Крючков

Появилась мечта после 4-го повышения зарплаты?

А. Инин

Никакой мечты, абсолютно! Ровным счетом. Вы хотите, чтобы я что-нибудь сочинил? Или вы хотите, чтобы я вам рассказывал, как было?

С. Крючков

От писателя все ждут именно этого.

А. Инин

Рассказываю. Никакой мечты ровным счетом не было. Никогда я в школе не писал стихи, не посвящал девушкам, не прятал стихи в подушку. Нет, вообще вру. Однажды когда-то - это был 1953 год. Нет, 1949 год. Было 70-летие вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина. И все мы писали ему поздравительные стихи. И я тоже писал. Но совершенно не помню.

С. Крючков

Не по велению сердца?

А. Инин

Нет, пришел учитель, сказал: «Надо поздравить нашего дорогого Иосифа Виссарионовича». И мы все написали стихи. В рифму, всё. Потом мне это пригодилось. Но вот всё - никаких стенгазет, никогда ничего не писал. Рассказывать дальше?

С. Крючков

Нет, подождите, а ВГИК? Вот на этом горизонте без мечты, со стабильно повышающейся раз от раза зарплатой, достигшей 120 рублей, вдруг на горизонте возникает Всероссийский государственный институт кинематографии. Как так?

А. Инин

Рассказывать?

С. Крючков

Да!

А. Инин

Рассказываю. Параллельно этой инженерной жизни шла другая жизнь, которая началась в институте, в Харьковском политехническом, где - ну вы пионеры, вы не знаете, а в наше время студентов, как только поступили, сразу отправляли на сельхозработы. Убирать бульбу (картошку) в Белоруссии, хлопок в Узбекистане. А мы на Украине убирали кукурузу.

Это был сентябрь - дожди, грязь. А у меня абсолютное неприятие физического труда. Я вообще ничего не умею делать руками - гвоздя забить не могу. И единственным способом отвертеться от этих сельхозработ была возможность записаться в студенческую агитбригаду самодеятельности, которая ездила по колхозам и не пахала, а развлекала студентов и колхозников.

Вот я туда записался. Тоже ничего не умею - ни петь, ни танцевать, ничего. Так я записался (красивое название) конферансье - вести концерты. Я был стройный и очень кудрявый, и как-то подходил под образ конферансье. И всё, и была бы счастливая жизнь - выйду, скажу: «Сейчас студент 3-го курса Миша Бугров на баяне сыграет «Чардаш» Монти». Всё.

Оказалось не так. Мы приехали в колхоз. Украинский председатель колхоза говорит: «О, артисты приихалы - це добре! Тут у нас проблема. Треба написати сатирични стихи («вирши» по-украински) про Миколу-тракториста, который пьяный утопил трактор в реке. Его треба продернуть. А еще Галя-доярка - она проспала дойку, и коровы плачут, что их не подоили. Вот треба стихи сатирични написать».

Я гордо говорю: «Я не стихотворец, я конферансье!». - «А, конферансье? То иди до своих хлопцив и оставайся, значит, собирай кукурузу». Выхода не было, и я после сталинских стихов написал сатирические стихи про Миколу, который утопил трактор в реке, и про Галю.

В следующем колхозе всё было на удивление то же самое. Только был уже не Микола, а Петро, предположим, и не Галя, а Мария. Но он тоже пьяный утопил трактор в реке. И так за 1,5 месяца я написал кучу сатирических произведений, никогда раньше этим, клянусь, не занимаясь и не мечтая об этом.

Но дальше это всё идет параллельно. Значит, мы возвращаемся в институт. А у нас сложилась хорошая агитбригада. Ну, я - урод с этими стихами, а так там были и прекрасные баянисты, и певцы, и танцоры. И мы решили не расставаться, а на базе этой агитбригады создать студенческий эстрадный театр. Это было модно - СТЭМы.

А для студенческого театра надо было что-то сочинять, какие-то тексты. Я стал сочинять тексты. При этом я по-прежнему учился, был студентом, сдавал экзамены и так далее. И как-то получился наш театр хороший. Я был не один - были еще люди, которые сочиняли. Я им руководил. И постепенно о нас узнали. Были знаменитые первоапрельские вечера юмора в Харькове. Нас стали приглашать на харьковское телевидение. А я тем временем учусь, учусь, становлюсь инженером.

Потом из Москвы заказали Харькову «Голубой огонек» - был такой случай. Тогда «голубые огоньки» раздавали по крупным городам, когда в Москве и Ленинграде кончались. И там эти миниатюры, которые я писал для студенческого театра, попробовал снести в редакцию. Их стали печатать как юмористические рассказы. A параллельно я учился на инженера и сдавал чудовищно сложные...

А.Инин: Я вообще не умею говорить «нет». Поэтому я себе не представляю, как бы я командовал группой

Всё, я окончил институт с красным дипломом, всё по-честному. И продолжал писать так и писать так. И наконец где-то через 8 лет инженерной работы, как мы говорили, встал вопрос. Я подумал: надо или бросать это стихоплетство и юмористические рассказы и становиться серьезным человеком - писать диссертацию. Ну, как все нормальные люди.

М. Максимова

Что же вас склонило к ненормальному выбору?

А. Инин

Как мама хотела. Но хотелось всё-таки понять, что выбрать. Потому что я на этих юмористических рассказах уже начал зарабатывать тоже примерно 120 рублей в месяц. И надо было уже что-то выбирать, потому что и не там, и не там. И я, как я теперь понимаю, сдуру решил узнать мнение профессионалов. Я послал свои работы - где-то 20-30 страниц идентичных или аутентичных, как сейчас говорят, текстов в Литературный институт и во ВГИК.

На одни и те же 20-30 страниц, одинаковых, из Литинститута мне написали, чтобы я даже не приближался к советской литературе, потому что это стыд и позор, а из ВГИКа на те же самые тексты мне написали, что без меня советское кино не выживет, и давай иди к нам поступай. Я, значит, эту записку из Литинститута сжег, пепел развеял, никому не сказал. А о вгиковской рассказал всем. И поехал поступать во ВГИК. Всё. Поступил.

С. Крючков

Записка из ВГИКа сейчас взята в рамку, висит на стене?

А. Инин

Это было какое-то такое письмо. Я же не знал. Я сейчас сам во ВГИКе, уже 20 лет профессор ВГИКа. Я же теперь знаю, как это. Я же как думал: отправлю свои тексты, мне напишут подробный разбор литературных и прочих достоинств, и я пойму, стоит ли этим заниматься.

А теперь-то я знаю, как это. Присылают туда, профессор вообще ничего не читает - читает ассистент. Ассистент читает, а у него сегодня девушка согласилась на свидание, и он всем пишет: «Да, прекрасно, идите поступать». Или наоборот, у него болит живот, он всем пишет: «Отвратительные ваши работы! Вы нам не нужны». Теперь-то я знаю, а тогда я был наивен и верил в это. И вот, к счастью, так. Я думаю, к счастью, потому что мне это нравится больше, чем инженерное дело. Но это никогда не было мечтой моей жизни.

М. Максимова

То есть в определенной ситуации это всё-таки был ваш выбор. А вообще воля случая, случайность - они идут такой красной линией всю жизнь?

А. Инин

Да, я считаю, что всё случай. У меня не было никаких, как вы ждете... Ну вы же ждете, у вас же работа такая - нужно что-то такое желтенькое.

С. Крючков

Более того, Аркадий Яковлевич, слушатели ждут! Они говорят, что гость держит интригу - он скрывает свою мечту.

А. Инин

Может быть, что-то сочиню к концу нашей встречи. А пока говорю: у меня действительно было несколько случайностей. И я очень верю в случайность. В частности, вот это - во ВГИКе. С таким же успехом у ассистента мог болеть живот, и он мне мог написать: «Нет, у вас работы не годятся». И всё! И перед вами был бы тоже профессор, но уже технических наук. Я надеюсь, что тоже дошел бы до профессора.

Это один случай. А вообще масса случаев. Ну вот, например, один из прекрасных периодов моей киношной жизни - это работа с Леонидом Иовичем Гайдаем. 5 лет мы с ним работали, сделали (мы сделали - он сделал по моим сценариям) картины «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди» и «Частный детектив или Операция «Кооперация»».

Но поводом был абсолютный случай, если уже вы хотите о случаях. Мы с Гайдаем жили по-соседству, на метро Аэропорт, были прекрасно знакомы. И я, конечно, как всякий комедиограф, мечтал, чтобы он поставил. Но даже близко ничего этого не предвещало.

И однажды на какой-то премьере в Доме кино я опаздывал, уже было темно в зале. Я быстренько пошел в темноте и споткнулся о ноги - длинные такие, двухметровые ноги прекрасного режиссера Владимира Наумова, двухметрового человека с двухметровыми ногами. Он руководил объединением на «Мосфильме».

Я споткнулся, чуть не упал, он меня поймал за фалды пиджака. Я что-то отшутился, а он мне говорит: «Что ты вообще тут шутишь? Глупости всякие, шутки отпускаешь в темноте, а у меня Гайдай сидит без сценария. Чтоб завтра был с Гайдаем в 12 часов у меня в объединении «Союз»».

Мы пришли с Гайдаем. Мы были прекрасно знакомы с Гайдаем, но я и не мечтал, что он когда-нибудь станет снимать мое кино. Мы пришли с Гайдаем, о чем-то договорились, позвали еще Юру Воловича - нашего одесского товарища, известнейшего КВНщика, и сели писать сценарий. Один, второй. Начинали третий, но Леонид Иович, к сожалению, неожиданно ушел из жизни. Вот абсолютный случай - темнота, ноги Наумова и отсутствие сценария у Гайдая. Еще, наверное, были какие-то случаи.

С. Крючков

Скажите, вот Гайдай... Ну, Гайдай - это понятно: один из главных волшебников отечественного комедийного кинематографа. А вот для вас, если перечислить гениев этого жанра, кто-то еще из отечественных режиссеров может встать в один ряд с ним?

А. Инин

Ну, их было трое. Трое столпов. К сожалению, все ушли из жизни. Эльдар Рязанов, Гия Данелия и Леонид Иович Гайдай. Это были три столпа нашей комедии, три народных артиста СССР, три совершенно непохожих друг на друга человека - просто абсолютно. Эльдар - это одно, Гия - вообще отдельный человек, и Леонид Иович тоже. И три разных жанра. Это была в основном эксцентрическая комедия у Леонида Иовича. У Гия - понятно. Вот эти три, на мой взгляд, до сих пор непревзойденных, как бы ни пыжились нынешние молодые... Я их всех люблю, молодых, обожаю.

С. Крючков

А хорошо пыжиться, на ваш взгляд? Есть нечто сопоставимое по масштабу, по эффекту, главное, по результату в современном комедийном отечественном кинематографе? Потому что многие из режиссеров, в том числе, отвечая на вопрос о том, как работается, говорили нам о том, что сценариев не хватает. Действительно не хватает? А вы у нас как раз заведуете по этой части, причем за сатирические сценарии.

А. Инин

Мне хватает сценариев. А им не хватает - ну что я буду их осуждать и сейчас в эфире полоскать имена? Я лучше скажу хорошие имена. Вот, например, конечно, достойный - он работает в другом жанре, не поднимается до этих вершин, но по-своему очень хорош - Жора Крыжовников, который делал комедию «Горько». Ну, вы знаете. И другие у него работы. Очень хороший режиссер. Очень хороший - сейчас у него, по-моему, всего 2 или 3 картины, я недавно посмотрел новую - Михаил Сегал. Недавно я посмотрел картину «Глубже» - очень интересная картина.

Наверное, можно назвать еще, но, в принципе, преобладают идиотские комедии. Я сам к ним имел отношение. Было время кооперативного кино - может быть, вы помните. Ну, вы молодые, ничего не помните. Значит, в 90-х годах, когда кинематограф вообще заглох, возникло так называемое кооперативные кино, когда на коленке...

Тогда возникли кооперативы - собственно, этому и был посвящен наш с Гайдаем фильм «Частный детектив или Операция «Кооперация»». Тогда в таком новом жанре рыночной экономики стали возникать фильмы, деньги на которые добывались абсолютно разнообразным и невнятным путем. Бандиты давали деньги или, наоборот, оборонка давала деньги, или просто какие-то богатые олигархи. В общем, набирали какие-то денежки, на коленке писали сценарий и снимали, снимали.

Единственное, что там всегда были прекрасные актеры. Потому что кина-то не было - большого кина, а есть-то надо было, и они были счастливы сниматься. Вот покойный Миша Кокшенов, режиссер и актер, снимал такие картины. И, в частности, к трем я писал сценарии. Это был «Русский бизнес», «Русский счет» и «Русское чудо».

Вот это то, что я называю идиотскими комедиями - сам свои. Но они пользовались большим успехом на рынке. Тогда еще были VHS, не DVD. И вот эти VHSные коробочки разлетались в ларьках на рынке со страшной силой. Наверное, потому, что там были замечательные артисты - и Леня Куравлев, и покойный Сава Крамаров (он приехал тогда из Америки), Наташка Крачковская, Саша Панкратов-Черный - масса прекрасных актеров. A комедии были идиотские. Поэтому не стану говорить, что я уж так всегда был на высоте.

С. Крючков

А путь от идиотского к тому, чтобы быть воспринятым широкой публикой - он, на ваш взгляд, короче?

А. Инин

Не понял.

С. Крючков

Ну вот смотрите: вы говорите, многие сценарии были писаны на коленках. По сути, это связано с тем, что время такое было. Тем не менее, сами эти фильмы вы отчасти характеризуете как идиотские.

А. Инин

Люди очень любили, да.

С. Крючков

Потому что эффект смешного, который возникает из этой «идиотичности» (беру это слово в кавычках) - он, что ли, более громок, более быстр?

А. Инин

Конечно, он более доходчив, естественно. Он народен. Он из разряда того искусства, о котором было сказано бессмертно (кто же это сказал? Забыл. По-моему, Богдан Титомир, боюсь перепутать) - «пипл хавает». Это, по-моему, Богдан Титомир. Вот это то, что пипл хавает.

А.Инин: Я абсолютно трезво отношусь к сценарию и считаю, что это основа, но главнее всё равно режиссер

М. Максимова

Но смотрите, сейчас же, например, по телевизору на Новый год, не на Новый год, но часто показывают старые комедии, которые тоже идут на ура. То есть пипл, если выражаться этим языком, хавает и качественные комедии, которые были сняты давным-давно. То есть получается, что изменилось? Люди могут воспринимать и этот юмор тоже.

А. Инин

Это совершенно разный пипл. Абсолютно разный пипл - который сидит в новогоднюю ночь и смотрит по телевизору эти комедии, и тот пипл, который ходит в кино. Меня часто спрашивают: «Ну что, ну напиши еще!». На встречах: «Ну напиши «Одиноким предоставляется общежитие». Ну еще раз напиши! Какая комедия, я так плакала на этом фильме. Или «Однажды 20 лет спустя» - ой, Наташа Гундарева!».

М. Максимова

НРЗБ.

А. Инин

Ну, если я это напишу - нет, написать-то можно - и отдам в кинотеатр... Нет, с телевидением всё нормально. Но кинотеатр - там другой пипл. Он и 3-х минут не выдержит! Эта публика, которая дает бокс-офис, как сейчас называют, а проще говоря, кассу - это от 14 до 23 лет. С попкорном и так далее. Кому нужны эти переживания тетки за своих 30-40-летних подруг, которых надо выдавать замуж? Да они не то что слезы не прольют...

Сейчас этот пипл, который сидит в кинотеатрах - я не хочу его унижать. Это другое поколение, другой пипл. Но они не могут выдержать, скажем, диалог более 1,5 минут. Это невозможно. В советском кино могли. Актеры (не актеры, персонажи) могли часами говорить о жизни, о любви. Ну, я преувеличиваю - часами. Вот минуту-полторы люди разговаривают - всё, пипл валит из зала вместе со своим попкорном. Только экшн. Они же привыкли - ну как, мы их приучили, они и привыкли. Поэтому это разный пипл.

Которые, повторяю, смотрят наши старые добрые комедии и плачут над ними - это те, про которых печально сказал в свое время Федерико Феллини. Они, по-моему, с Бондарчуком как-то зашли в Риме в кинотеатр на его фильм, на Феллини. И там было 20 человек в зале. Бондарчук очень удивился, а Феллини сказал: «Мой зритель умер». Он не имел в виду, конечно, физическую смерть зрителя. Просто всё, пришли другие времена, пришло другое поколение. Ничего в этом обидного. Может быть, грустно нам, уходящей натуре, но это абсолютно естественный процесс.

С. Крючков

То есть, строго говоря, это значит, что никакого универсального секрета эффекта комического, эффекта смешного не существует?

А. Инин

Нет, может быть, он существует, но я его не знаю.

М. Максимова

Означает ли это, что современный кинематограф сейчас, получается, для совсем молодежи?

А. Инин

Конечно. Тот, который успешен - это в основном, естественно, американское кино. Ну, мы его не берем, но и наши тоже теперь умеют делать всякие триллеры, ужастики. Полно не полно, но много фильмов. Вот то, что делает Федя...

С. Крючков

Аркадий Яковлевич, здесь мы сделаем небольшую паузу. С нами Аркадий Инин, писатель, сатирик и драматург. Мы уйдем на новости и вернемся через 5 минут.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

С. Крючков

Действительно «Разбор полета», его вторая часть. Здесь Стас Крючков и Марина Максимова. И наш гость сегодня - Аркадий Инин, писатель, сатирик и драматург. Сразу после этой программы в 23 часа «Футбольный клуб» с Василием Уткиным и Алексеем Дурново. После полуночи - «Битловский час» с Владимиром Ильинским. А с часу до 3-х пополуночи - программа Игоря и Юджина «Хранитель снов».

М. Максимова

Аркадий Яковлевич, может быть, случайно смотрели «Холопа» Клима Шипенко?

А. Инин

Смотрел, да. Ну, это такой блокбастер. Хотя к этому жанру не очень подходит такая формулировка, но он побил абсолютно все возможные рекорды. Для меня это не то чтобы изумление, но удивление. Потому что это очень крепкая картина, вполне с юмором - частично. И с плохим юмором - тоже частично. Но, в общем, я понимаю, что это картина, которая должна иметь успех у зрителя. Но не понимаю, как можно иметь такой оглушительный успех. Этого я понять не могу.

Хотя чем мне нравятся режиссеры - их мало таких. Вот Клим Шипенко такой. Я читал его. Он честно сказал (ну, это чересчур скромно): это не моя заслуга. Примерно так: заслуга в том, что это был Новый год, была неделя... хотел сказать, пасхальная - нет, как она, рождественская. Это было время, когда так счастливо совпало, что ближайшие конкуренты - американские и так далее - отпали, и я был один на рынке, сказал Клим. И я его за это уважаю. Но картина вполне достойная, абсолютно.

С. Крючков

Скажите, а то, что здесь, в одном фильме, в одной картине сошлись и работа режиссера, и работа сценариста в одном лице (Шипенко это всё сделал) - от этого многое зависит? Потому что вопрос-то, строго говоря, кто главный человек в кино - режиссер или сценарист?

А. Инин

Нет, главный, конечно, режиссер. Я всегда это понимал и всегда это признавал. потому что всё-таки то, что делаем мы, сценаристы - это на бумаге. А там всё начинается сначала. Конечно, без хорошего сценария, мне кажется, создать хороший фильм невозможно. Но испортить сценарий очень легко, а следовать ему непросто. Вот для примера, на фильме, который я сегодня вспоминал - «Одиноким предоставляется общежитие»... Наверное, видели?

С. Крючков

Конечно.

А.Инин: Сейчас этот пипл, который сидит в кинотеатрах - я не хочу его унижать. Это другое поколение, другой пипл

А. Инин

Там в главных ролях Наташа Гундарева (царствие ей небесное) и Саша Михайлов. Шли сцены, репетиции. Тогда снимали не так, как сейчас - так, что артист приходит и вообще не понимает, в каком фильме он играет. А текст ему (вы думаете, что я шучу, но это так) наклеивают на холодильнике в кухне. Конечно, если он такой артист, который в 30 фильмах одновременно.

А тогда были репетиции, так называемый НРЗБ период и так далее. И значит, идет сцена, они репетируют. Я беру и из своего собственного текста вымарывую полстраницы. Идет дальше репетиция - я вообще целую страницу вымарываю.

Самсон Самсонов, прекрасный режиссер, очень внимательно и уважительно относящийся к сценарию, говорит: «Аркадий, это же вы написали. Зачем же вы вымарываете?» А я ему говорю: «Самсон Иосифович, вот смотрите, Наташа посмотрела на Сашу. Просто посмотрела - и уже 10 фраз можно выбросить. Потому что она так посмотрела, что... А вот здесь, наоборот, он ее чуть обнял и так вот просто провел рукой по воротнику - и еще 10 фраз можно выбрасывать, они не нужны».

Понимаете? Поэтому я абсолютно трезво отношусь к сценарию и считаю, что это основа, но главнее всё равно режиссер. Если это сходится в одном лице, результат разный. Скажем, у Клима - да, хорошо. У Жоры Крыжовникова, которого я вспоминал - хорошо. Он же пишет сам себе сценарии. У Миши Сегала тоже хорошо. А в некоторых случаях режиссеры переоценивают свои сценарные возможности.

М. Максимова

Скажите, а вы вообще для себя представляете совместную работу? То есть вы можете пойти на уступки? Вы сейчас привели пример, когда вы сами редактировали сценарий.

А. Инин

Конечно могу, а как же? Я всегда был (подчеркиваю: был) в советские времена рядом с режиссером. Ну, не всегда, не каждый день, но почти всё время был на съемочной площадке. Мы с ним советовались. Я что-то советовал, он меня в чем-то убеждал. Это всегда была совместная работа. Так было в счастливые, прекрасные, незабываемые советские времена.

Сейчас всё не так. Я мог приехать на съемку. Мы отсматривали снятый материал, и я говорил: «Сергей Михайлович, давайте подумаем». Условный Сергей Михайлович говорил: «Да, давай подумаем. Значит так, ребята, завтра съемка отменяется, выходной группе - может быть, 2 дня. Мы тут кое-что сообразим, сделаем».

Сейчас слова «давайте подумаем» - продюсеру это нож в сердце. Сейчас если снимают мое кино, то от меня скрывают, где оно снимается. Просто скрывают. Меня тут с одним украинским фильмом просто обманули - сказали «Мы в Одессе», а поехали в Черновцы.

Меня уже не зовут. Потому что сказать «давай подумаем» - это значит остановить конвейер. Это то же, что, не знаю, обувной конвейер. Идут ботинки, а автор говорит: «Что-то мне тут шнурки не нравятся. Давайте остановим на минутку, пересмотрим». Как можно остановить? Нельзя! И нынешний киноконвейер остановить нельзя. Как это можно, о чем думать? «Подумаем» - значит, продюсер теряет время и деньги. А он за деньги удавится. И правильно сделает, потому что это такая профессия.

Поэтому сейчас я практически никакого отношения - ну, за редкими исключениями, если уж режиссер совсем мой близкий товарищ и так далее. А вообще я в кинопроцессе не участвую, и сценарист, который в советские времена в кинопроцессе был желанным гостем на площадке, сегодня хуже татарина.

М. Максимова

В нескольких интервью вы говорили, что среди ваших любимых писателей Марк Твен и О`Генри. Скажите, отличается ли, допустим, американский юмор от российского?

А. Инин

Отличается, но я не теоретик, я не знаю. Конечно, он другой. Считается, что английский юмор такой чопорный, неоткровенный. Считается, что немецкий юмор - наоборот, такой ниже пояса: пивные, сосиски, сардельки и так далее. Но тоже очень индивидуально.

С. Крючков

А существуют какие-то специфические черты отечественного, российского юмора и даже сатиры? Когда студенты вашей мастерской задаются вопросом, адресуя его к вам, что почитать, чтобы выкристаллизовать в себе вот эту манеру, какую-то индивидуальную стилистику написания сценарных текстов, что вы им советуете? Или это всегда уже состоявшиеся взрослые люди? Как это бывает?

А. Инин

Нет, как же они состоявшиеся? Они же приходят учиться.

С. Крючков

Просто бытует мнение, что на сценарный идут люди, уже в чем-то прошедшие огонь и воду.

А. Инин

Нет, это не так. Но, конечно же, не школьники. То есть идут, но очень редко. Потому что сценарное дело - всё-таки нужен какой-то житейский опыт. В Литинститут на поэтический семинар, предположим, идет косяк 17-летних. Потому что это время писания стихов, это время излияния душ и так далее. А к нам 17-летние не приходят - ну, иногда бывае, за редким исключением. А если приходят, то потом им очень тяжело.

Весь 1-й, 2-й, 3-й курс, пока у них не начнутся какие-то личные житейские ситуации, они пишут всё про то же. Мальчик полюбил девочку в 8-м классе. Это всё, что они знают. Ничего другого они не знают. А хулиган научил их колоться наркотиками. Идет борьба с этим. Всё, что они знают. К 3-му курсу уже есть житейская школа: пожили в общежитии, у девочек первые аборты, у мужчин первые подставы. В общем, начинается жизнь. А до того, конечно, нет. Но то, что вы сказали в начале - прямо побитые жизнью, такие джеклондоновские герои - нет, таких нет.

И потом, мастерских у нас 2 вида, которые я набираю и все набирают. Одна мастерская - это бакалавры, обычно 5 лет обучения. Туда идут после школы. Ну, не сразу после школы, но, в общем, молодые люди. Это бакалавры, 5-летнее обучение, как обычный институт. А вторая ступень - это магистры, 2-годичные. Туда приходят люди, уже имеющие одно высшее образование. И это, конечно, уже другой народ - 30-40 лет.

М. Максимова

Мы сейчас говорим о кино, а возвращаясь к воле случая: вы сейчас сказали, как вы, благодаря такому случаю, написали первый сценарий для Леонида Гайдая. А как вообще в вашу жизнь пришло кино? Как появился первый сценарий в вашей жизни? Это тоже какая-то воля случая?

А. Инин

Нет, это не воля случая, а учебная обязанность. Я поступил во ВГИК - значит, я обязан писать сценарии. Иначе меня выгонят. На 1-м курсе я пишу немые этюды. На 2-м курсе я пишу сценарии-новеллы. Начиная с 3-го, мы пробуем полный метр. В конце института мы обязаны защититься полнометражным сценарием. А как же, хочешь-не хочешь, но если уже поступил... У меня там красный диплом и здесь красный диплом, во ВГИКе тоже.

Хотя умнее я от этого не стал. И честно вам признаюсь, что, скажем, в инженерном институте это был электромеханический факультет - это сложнейший курс. Например, теоретические основы электротехники. Сдавали с 5-го раза. Это ужас! Я с первого раза сдавал 5 раз. Но сейчас я понятия не имею. Вот я инженер-электрик с высшим образованием, с красным дипломом. Но для меня главное чудо - я не понимаю, как нажимаешь вот здесь кнопочку на выключателе, а тут загорается лампочка. Вот этого я объяснить не могу.

С. Крючков

Вы знаете, та же самая история.

А. Инин

Так ты же не инженер-электрик, а я инженер-электрик. Это же разные вещи. Не представляете, какие сложные вопросы я решал. А жена, которая училась со мной - вот она всё помнит, всё знает. Я где-то, в каком-то фантастическом фильме слышу про какой-то стиратель памяти: чтобы не загружать мозги, стирал всё, что не нужно. Вот у меня, видимо, такой стоит.

А жена - мы же вместе учились. Кстати, познакомились в этой агитбригаде. Она была такой же сачок, как я, только она притворялась, что умеет петь. Лишь бы не работать на этой кукурузе. Ну, не соло, там был девичий квартет, и она, значит, пела в девичьем квартете. Вот там мы познакомились и не расстаемся уже 60 лет.

С. Крючков

Здорово! Слушайте, Никите Сергеевичу за кукурузу, мне кажется, нужно сказать огромное спасибо в этой связи. Аркадий Яковлевич, скажите, пожалуйста, а была такая история, что когда-то сценарий писался как такой сугубо сатирический, юмористический, комедийный (как угодно назовите), а фильм выходил драматический, тяжелый, в чем-то философский?

А. Инин

Да, один такой пример я могу привести из своих дел. Всё-таки, в основном, жанры совпадали - жанр сценария и жанр фильма. Когда вечно заходит речь о том, кто портит сценарии - вот эти вот режиссеры, негодяи, сволочи, портят сценарии - я всегда говорю и вам скажу, что это всё по-разному.

У меня были, конечно, и такие случаи, когда от сценария ничего хорошего не оставалось. Но есть у меня и один обратный пример - когда фильм, по-моему, очень хороший, но заслуга в нем не моя, а режиссера. Режиссер Володя Бортко - вы, конечно, знаете такого режиссера. Знаете Владимира Бортко?

С. Крючков

Знаем.

А. Инин

Молодцы. Он снял фильм по моей всё-таки комедийной истории. Фильм называется «Единожды солгав». Очень советую вам посмотреть. Получилась такая мудрая, философская, серьезная картина, где чуть ли не впервые появился Юра Беляев в прекрасной роли. Это абсолютная заслуга Володи Бортко, а не моя. Так что всё по-разному.

М. Максимова

Возвращаясь всё-таки к мечтам и желаниям, вам...

А. Инин

Нет у меня никакой мечты! И даже не было в моей жизни (должен конкретно тебя, Марина, огорчить) ни одной девушки, о которой я мечтал. Ну не было! Да, пожалуйста, вопрос.

А.Инин: Для студенческого театра надо было что-то сочинять, какие-то тексты. Я стал сочинять

М. Максимова

По поводу того, чтобы сменить одно кресло на другое и самому стать режиссером.

А. Инин

Нет, ни в коем случае! У меня вот за дверью (здесь же моя мастерская, а соседняя его) известный вам Виктор Иванович Мережко, замечательный режиссер и мой друг, товарищ. Мы 47 лет в одном доме живем дверь в дверь. И он захотел стать режиссером. Я ему говорил: «Витя, ты что, идиот? Ну смотри, сидишь в тепле, на машиночке...». Тем более, если какой-то неудачный сценарий, но нет, у него миллион сценариев нарасхват. «Сидишь в тепле - а там что? Это же ужас! Сидишь, ждешь - выйдет солнце, не выйдет. Истерики у актрисы, пьяный оператор утопил камеру - ужас! Зачем?!». А он попробовал. И я ему говорю: «Ну ты идиот!». Я других слов не знаю - идиот, идиотские фильмы и так далее. Он говорит: «Нет, ты не понимаешь этот кайф».

Но он очень властный человек. Может быть, в этом дело. Потому что я бы никогда. Я вообще не умею говорить «нет». Поэтому я себе не представляю, как бы я командовал группой. А он счастлив. Он уже снял с десяток картин - знаменитая «Сонька - золотая ручка» и так далее. Я ни за какие деньги не пошел бы.

С. Крючков

У вас же есть опыт, когда вы вставали по другую сторону камеры. Хоть эти роли были очень короткие.

А. Инин

Я? Где это я вставал по другую сторону?

С. Крючков

Опять же, у Гайдая мафиозник.

М. Максимова

Актером.

А. Инин

Когда я был актером? Ну, это просто смешно. Когда я читаю в википедии, что я актер - это вообще... Какой актер?! Мы поехали в Америку снимать «На Дерибасовской хорошая погода». Тогда впервые начали снимать Нью-Йорк не в Таллине, уже можно было выезжать. Но денег же не было никаких. Были только деньги на американскую актрису и всё. Поэтому все кого-то играли. Играли шоферы, операторы, водители, свободные осветители. И я тоже. Надели на меня какое-то таксидо, как это у них называется - смокинг. И я там играл начальника казино.

И Леонид Иович Гайдай тоже играл. Но он-то был блистательный актер, действительно. Но он сыграл свою, увы, последнюю роль. Его там выносят - сумасшедшего игрока, который оторвал рукоятку. Тогда были не кнопки, а рукоятки на этих автоматах. Его выносят секьюрити, и он поет «Лютики вьюн заметал». Последнее его появление, к сожалению.

Поэтому какой актер, о чем вы говорите? Единственное, что у меня есть (это у многих киношников) такой типа талисман, поверье - называется «мелькнуть лысиной». Просто сижу, предположим, на остановке, или в кафе, или прошу у кого-то закурить. Такое вот «мелькнуть лысиной». Но это же не актерство.

М. Максимова

Хорошо, а если подвести какой-то небольшой итог этому эпизоду: в википедии, в разных интервью, в материалах о вас пишется, что вы писатель, сатирик, драматург. С вашей точки зрения, Аркадий Инин - это кто?

А. Инин

Это литератор. Писатель - это Толстой, Чехов, Бунин и так далее. А я литератор. Какой я писатель, с ума сошли? Я человек, зарабатывающий на жизнь литературным трудом. Вот так.

С. Крючков

А собраться и замахнуться на что-то действительно великое? В том плане, чтобы обобщить (ведь на самом деле кладезь цитат, разобранных по фильмам) и создать большое полотно. Неужели даже собственное тщеславие никогда не звало к этому?

А. Инин

Может быть, я бы достиг большего. Говорят, что если бы у меня вообще было тщеславие, может быть, я бы достиг большего. А у меня нет тщеславия. Я вас целый вечер огорчаю. Мне важно, чтобы мои сценарии покупались. Мне важно, чтобы мои фильмы ставились, конечно. Но ровным счетом никакого тщеславия у меня нет.

М. Максимова

Про юмор и сатиру хотела спросить.

А. Инин

Я не сатирик, ни в коем разе не сатирик. Я такой лирический юморист.

М. Максимова

Вы сейчас упомянули у нас в передаче, как было в советские времена. Вы считаете, что настоящий юмор может существовать только в рамках, не знаю, цензуры?

А. Инин

Юмор нет, а сатира - да. Юмор может существовать в любых рамках, а сатира - только в условиях неразрешенности. А какая у нас может быть сатира? Знаете, сатира - это «утром в газете - вечером в куплете», есть такая формула. А что смешного, когда уже утром в газете мы знаем, что министр - жулик, полицейский - сволочь, депутат - насильник? Уже всё написано! Что высмеивать, над чем смеяться сатирически? Вот так мне кажется. Я совершенно не понимаю. А юмор - да, юмор всегда возможен.

С. Крючков

То есть в этом смысле сегодняшнее время идиотично смешно, но отнюдь не подвержено сатире?

А. Инин

Нет, не сатирично. Мне кажется, сатирикам делать нечего. Ну, так мне кажется.

М. Максимова

Просто как раз когда у нас марте началась самоизоляция, многие вспоминали Жванецкого и его турникеты. Когда на каждой улице поставить турникеты, следить... Это ж какие годы!

А. Инин

Ну, он гений. Понимаете, Жванецкий - гений. На Жванецкого равняться бессмысленно. Он - Монблан, а мы все, юмористы, как мне кажется (я про себя скажу), копошимся у подножия этого Монблана.

С. Крючков

Аркадий Яковлевич, вы смотрите сегодняшнее телевидение, оно вам интересно?

А. Инин

Смотрю. Вот радио у меня нет, должен вам сказать честно. Радио ни ваше, никакое не слушаю. У меня вообще нет радиоприемника, радио нет вообще, в принципе. Я не понимаю, как это. Когда телевизор - я вижу: вот человек, он разговаривает. A радио - это откуда-то голос, мне страшно. Я не понимаю, кто там. А телевизор у меня в каждой комнате, включая туалет. Я круглые сутки смотрю телевизор.

Как смотрю? Очень по-разному. В основном с ненавистью, конечно. С ненавистью, с негодованием, с омерзением. Но с другой стороны, неправы люди, которые говорят: ничего нет. Есть всё-таки. Есть в большинстве то, о чем я говорю. Предположим, программа «Умники и умницы» - прекрасная программа. Что тут добавишь к этому делу? Но потом начинается шоу типа... ну что я вам буду называть, вы знаете все названия этих шоу. Это невозможно! Я могу об этом говорить до утра, а могу просто сказать: мерзкое.

С. Крючков

А юмор чуть более тонок или более прямолинеен? По вашим оценкам, что-то произошло в этом направлении, в качестве нынешнего юмора? Может быть, позитивное, может быть, негативное, с вашей точки зрения.

А. Инин

Ну не знаю, мне ничего позитивного не попадалось. Я вижу только юмор, который опускается всё ниже и ниже. ... Куда-то вы делись.

С. Крючков

Мы здесь, прекрасно вас слышим.

А. Инин

А, это я куда-то делся. ... Он опускается. Понимаете, в двух словах - не знаю, есть ли время.

С. Крючков

2 минутки у нас остается.

А. Инин

Понимаете, в благословенные советские времена что такое был юмор? Мы работали с 8-и до 6-и. Приходили домой. У нас был миллион свободного времени. Мы садились на кухнях, поливали эту советскую власть как могли, смеялись, шутили, острили, стараясь это делать тонко.

Сегодня жизнь другая. Сегодня у нас нет этой работы с 8-и до 6-и. Сегодня, чтобы выжить, надо работать с 8-и до 6-и, на вторую работу с 6-и до 4-х, и еще третью работу. Мы прибегаем в 11-12-м часу ночи, падаем перед телевизором - нам не до тонкостей. Нас надо быстренько рассмешить. А как быстренько? Тонко - надо шутить, заходя издали, как это делал Гриша Горин. А быстро - это упали штаны, и уже смешно. Вот и всё.

Поэтому деградация юмора происходит таким образом. Мы хотим, чтобы быстрее. Штаны падают, а нам уже мало. Тогда мы берем больше и больше, штаны ниже и ниже. И обратного пути нет. И должен вам сказать, никаких надежд на то, что юмор будет тоньше, интеллигентнее, лучше, уверяю вас, нет. Для этого надо что? (на прощание) - вернуть советскую власть. Тогда и юмор будет другой.

М. Максимова

Закончилось время?

С. Крючков

Да, совсем. У нас практически какое-то считанное количество секунд. Прощаемся с вами, Аркадий Яковлевич. Огромное вам спасибо за это интервью!

А. Инин

И вам спасибо!

С. Крючков

Это был «Разбор полета». Провели его Марина Максимова и Стас Крючков. Нашим гостем был Аркадий Инин, писатель и драматург. До свидания!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024