Купить мерч «Эха»:

О великом переселении народов, о разных народных общностях и о печках-лавочках - Говорим по-русски. Радио-альманах - 2009-12-06

06.12.2009
О великом переселении народов, о разных народных общностях и о печках-лавочках - Говорим по-русски. Радио-альманах - 2009-12-06 Скачать

О.СЕВЕРСКАЯ: Сегодня речь пойдет о великом переселении народов, о разных народных общностях, о том, что они включают в себя, а чего – не включают…

М.КОРОЛЕВА: И о печках-лавочках, с которыми связаны некоторые народные обычаи.

О.СЕВЕРСКАЯ: В наше время народы по миру кочуют не меньше, чем в древности. Переезжают-перелетают с места на место – в поисках впечатлений, работы и вообще лучшей доли. А найдя страну по душе, оседают в ней. Но не порывают связи с родиной и находят в новой стране соотечественников. И тогда образуется…

М.КОРОЛЕВА: Диаспора. Как образовалась русская диаспора за рубежом.

О.СЕВЕРСКАЯ: Диаспорой называют людей одной национальности, живущих вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины. Такое определение дает, например, толковый словарь под редакцией академика Н.Ю.Шведовой.

М.КОРОЛЕВА: Слово происходит от греческого diaspora «рассеяние». Диаспоры действительно образуют народы, рассеянные по всему миру. Диаспора не ограничивается рамками одной страны, а внутри страны – областью или городом.

О.СЕВЕРСКАЯ: На одной территории образуется уже колония – поселение переселенцев из одной страны. В Москве при Петре Первом была немецкая колония, сейчас немецкие колонии есть в Поволжье и в Казахстане. У слова колония есть и еще одно значение: «сообщество земляков в чужом городе или в чужой стране – землячество».

М.КОРОЛЕВА: Ну, колонией можно назвать и учреждение, в котором находятся лица, поселенные туда с какой-то целью: печально известны исправительно-трудовые колонии. А другие колонии – страны или территории, лишенные политической и экономической самостоятельности, находящиеся под властью иностранного государства, ушли в прошлое, их найдешь только в учебниках истории.

О.СЕВЕРСКАЯ: Мне слово землячество нравится больше, чем колония: оно теплое, душевное, домашнее. Как и слово общИна. Его синонимы – братство, содружество.

М.КОРОЛЕВА: А называется общИной добровольное объединение людей, сплотившихся на межэтнической, профессиональной, производственной, территориальной или другой основе для совместной деятельности.

О.СЕВЕРСКАЯ: Нам знакомы национальные общИны, крестьянские общИны, религиозные общИны… Словари рекомендуют ставить именно такое ударение.

М.КОРОЛЕВА: Есть и исключение из правил – Палата Общин, так называется одна из палат парламента Великобритании. И в Канаде, бывшей английской колонии, тоже есть Палата Общин.

О.СЕВЕРСКАЯ: И обширная русская диаспора, а в некоторых городах и русские колонии. В общем, диаспоры включают в себя колонии и общины, диаспоры рассеяны по миру или по какой-то стране, а колонии и общины занимают компактные территории.

М.КОРОЛЕВА: С этим все ясно, а вот насчет того, можно ли что-то включать в себя, есть сомнения.

О.СЕВЕРСКАЯ: Долго сомневаться не придется. У меня уже есть ответ.

О.СЕВЕРСКАЯ: Как правильно: включать что-то или включать что-то в себя? Этот вопрос волнует не только наших слушателей, но и посетителей сайта «Грамота.ру». Специалисты отвечают: нужно посмотреть на значение глагола.

М.КОРОЛЕВА: Глаголы включать и включить – многозначны. Можно, например, включить аппарат в сеть, т.е. присоединив к источнику энергии, привести его в действие, подключить. Можно включить свет.

О.СЕВЕРСКАЯ: Но можно и включить кого-то во что-то: ввести, внести в состав, число кого- или чего-нибудь: Включить кого-то в список кандидатур для голосования. Включить новый пункт в инструкцию.

М.КОРОЛЕВА: А глагол включать может означать: иметь что-нибудь в своем составе; охватывать что-то. В этом значении этот глагол может употребляться как с дополнением, так и без него, можно сказать: Два тома собрания сочинений писателя N. включают заметки, статьи, письма и Два тома собрания сочинений включают в себя заметки, статьи, письма.

О.СЕВЕРСКАЯ: Есть случаи, когда дополнение просто необходимо. Если мы скажем, например, Завод-автомат включает десятки машин и механизмов, то допустим ошибку. Глагол включать необходимо «распространить» предложно-падежным сочетанием в себя, иначе можно подумать, что завод приводит в действие десятки машин и механизмов.

М.КОРОЛЕВА: Вывод таков: приводя что-то в действие с помощью глагола включить, дополнение можно опустить, если не требуется уточнить, во что именно что-то включается.

О.СЕВЕРСКАЯ: Ну а если что-то имеет что-нибудь в своем составе, то оно это что-то может как просто включать, так и включать в себя. А необходимо дополнение тогда, когда без него смысл глагола не ясен.

М.КОРОЛЕВА: Вот такие, понимаете ли, печки-лавочки.

О.СЕВЕРСКАЯ: Печки-лавочки… Это присловье широко распространилось благодаря одноименному фильму Василия Шукшина. Герой этой картины, а сыграл его сам Василий Макарович, выражение это как только не употребляет…

М.КОРОЛЕВА: Например, собираясь на курорт, размышляет: «Я вон пошел с удочкой, посидел на бережку в тенечке - и все, и печки-лавочки. Отдохнул. А дети? Они пошли в школу, море стали проходить, а живьем его видели?», а уезжая в отпуск, кричит из окна поезда остающимся на перроне родителям: «Все будет печки-лавочки!»

О.СЕВЕРСКАЯ: А потом вставляет выраженьице в разговор с попутчиками – конструктором и профессором: «Железная дорога! Тут так-то просто проедешь, и то голова кругом, а вам все время думать надо. Это же не печки-лавочки, понимаешь»...

М.КОРОЛЕВА: А когда профессор за чаем выходит, велит жене: «Проверь деньги, а то тут пошли печки-лавочки»… И так далее, и тому подобное.

О.СЕВЕРСКАЯ: Может показаться, что это просто выражение-паразит. А на самом деле у него есть абсолютно конкретное значение, связанное с плутовством. Историю печек-лавочек рассказывает Валентин Зимин, автор «Словаря-тезауруса русских пословиц, поговорок и метких выражений».

М.КОРОЛЕВА: Захватывающая у него история?

О.СЕВЕРСКАЯ: Еще бы! И связана она с одним древним обычаем. Своекорыстный человек приглашал к себе приятеля, или кого другого, кого хотел как-то использовать, предлагал ему выпить, угощал… А когда гость пьянел, хозяин устраивал его отдохнуть на печке, приговаривая: «хлеб-соль сном золотят».

М.КОРОЛЕВА: По русским обычаям предложение отдохнуть на печке было большой честью.

О.СЕВЕРСКАЯ: Почивал гость, просыпался… И похмелялся. Хозяин тогда предлагал: «А теперь посидим на лавочке, поговорим о делах» - и выкладывал гостю свою просьбу.

М.КОРОЛЕВА: Понятно, что гостю неудобно было отказать в просьбе после такого хорошего приема и угощения!

О.СЕВЕРСКАЯ: Сделка заключалась, о том, что ее сопровождало, договаривались молчать. Но тайное всегда становится явным. Люди узнавали правду и говорили со злой иронией: «Знаем…»

М.КОРОЛЕВА: «Знаем мы эти печки-лавочки!»

О.СЕВЕРСКАЯ: Так что изначально печки-лавочки сопутствовали каким-то жульническим операциям.

М.КОРОЛЕВА: Мораль такова: прежде чем строить какие-то словесные печки-лавочки, задумайтесь, что за ними стоит. Мы – О.С., М.К. и звукорежиссер… - искренне это вам советуем.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024