Купить мерч «Эха»:

В семье не без художника - Сергей Андрияки - Школа молодого отца - 2006-06-25

25.06.2006

25 июня 2006 года

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» – Сергей Андрияка, народный художник России.

Эфир ведет – Ашот Насибов.

А. НАСИБОВ – Работает радиостанция «Эхо Москвы», Ашот Насибов у микрофона, я приветствую в нашей «Школе молодого отца» Сергей Андрияку, народного художника России. Сергей Николаевич, мое почтение.

С. АНДРИЯКА – Здравствуйте.

А. НАСИБОВ – Традиционное мое предупреждение перед каждым началом каждой нашей передачи. Вы имеете полное право не отвечать на любые мои вопросы либо вопросы зрителей, слушателей, поскольку тема воспитания детей очень интимная и внутренняя такая. Договорились?

С. АНДРИЯКА – Договорились.

А. НАСИБОВ – Все-таки я надеюсь, что все-таки мы поговорим, все-таки вы на что-то, на мои вопросы ответите. 725 66 33, номер эфирного пейджера, по SMS присылайте свои вопросы и комментарии, +7 495 970 45 45, это номера эфирного пейджера и SMS-сообщений для радиостанции «Эхо Москвы», для нас, для «Школы молодого отца». Сергей Андрияка, народный художник России. Сергей Николаевич, сразу традиционно несколько биографических вопросов, анкетных. Сколько вам лет?

С. АНДРИЯКА – Мне 48 сейчас.

А. НАСИБОВ – Понятно, да, это хорошо.

С. АНДРИЯКА – Немало и немного.

А. НАСИБОВ – Сколько у вас детей?

С. АНДРИЯКА – Вообще, детей шестеро.

А. НАСИБОВ – Так, возраст, пол, клички, имена?

С. АНДРИЯКА – Пять девочек и один мальчик, но старшей дочке сейчас будет в августе 18, а младшей сейчас 3.5.

А. НАСИБОВ – Как их зовут?

С. АНДРИЯКА – Старшую зовут Анюта.

А. НАСИБОВ – По ступеням пойдем.

С. АНДРИЯКА – По ступеням, хорошо.

А. НАСИБОВ – 18.

С. АНДРИЯКА – Потом Федор, 14, Елизавета, 10, потом Ксения, тоже, нет, да, тоже 10.

А. НАСИБОВ – Тоже 10 или скоро 11?

С. АНДРИЯКА – Тоже 10, потом Соня, ей сейчас 6, 6.5, и 3.5 Маше, самой маленькой.

А. НАСИБОВ – Нескромный вопрос, они все от одного брака?

С. АНДРИЯКА – Нет, от трех.

А. НАСИБОВ – Вместе с вами сколько живет?

С. АНДРИЯКА – Трое.

А. НАСИБОВ – Трое вместе с вами?

С. АНДРИЯКА – Да, Ксения, Софья и Маша.

А. НАСИБОВ – Ксения, Софья и Маша. Это Ксения, которой 10?

С. АНДРИЯКА – Да.

А. НАСИБОВ – Софья, которой 6, и Маша, которой 3?

С. АНДРИЯКА – Да.

А. НАСИБОВ – Как ваши дети между собой-то взаимодействуют? Они знают о существовании у них братиков, сестер?

С. АНДРИЯКА – Да, безусловно. К сожалению, там немножко есть проблемы такого прямого общения детей, что меня немножко огорчает, потому что мне кажется, что когда дети общаются между собой, независимо от родителей, от их, может быть, каких-то симпатий, антипатий, в принципе, это идет только на пользу. У меня случилась в моей жизни такая вещь, что я о существовании своего брата по отцу узнал, к сожалению, после смерти отца.

А. НАСИБОВ – Сводный брат, как это называется?

С. АНДРИЯКА – Нет, он, он родной по отцу, была первая жена моего отца, о которой я не знал ничего, все это скрывалось, когда мне было 18 лет, это, кстати, было очень печально, потому что когда ты все-таки в каком-то младшем возрасте общаешься, то какой-то контакт устанавливается больший. Это было для меня, конечно, какой-то некий шок, понятный шок, потому что возник брат, оказывается, у меня есть брат родной, которого я не знаю.

А. НАСИБОВ – И в каком возрасте вы узнали о его существовании?

С. АНДРИЯКА – Я узнал, было мне 19 лет, когда умер, умер отец. Причем он присутствовал на похоронах, но говорили только обо мне, это тоже было очень печально и очень грустно. Честно говоря, это была такая личная где-то какая-то трагедия, потому что племянники, один племянник - мой ровесник, я получаюсь ему дядей. Другой младше. Но как-то, мне кажется, это не совсем правильно, когда узнаешь о своих самых ближайших родственниках очень поздно.

А. НАСИБОВ – Но вы какую-то схожесть со своим братом почувствовали? У вас что-то общее есть?

С. АНДРИЯКА – У нас есть, конечно, но так случилось, он пошел по другой совершенно специализации, специальности, он военный, сейчас он на пенсии.

А. НАСИБОВ – Понятно.

С. АНДРИЯКА – У нас разрыв возрастной очень большой, сейчас ему за 70.

А. НАСИБОВ – Вам 48, т.е. больше 20 лет разницы, понятно.

С. АНДРИЯКА – Да, поэтому тут так это все случилось печально, грустно это все, поэтому мне, конечно, очень хотелось бы, чтобы дети общались, но что поделаешь, как бы так оно происходит.

А. НАСИБОВ – Подождите, подождите, я не немножко не понял, а причем здесь ваши дети и то, что у вас внезапно обнаружился брат со стороны отца?

С. АНДРИЯКА – Нет, я просто говорю о чем, о том, что дети от всех браков, они должны были бы как-то побольше общаться между собой. Это общение должно было бы быть, мне кажется так.

А. НАСИБОВ – Может быть, они где-нибудь, где-нибудь у вас на даче собираются, у вас отношения с вашими предыдущими супругами, они нормальные?

С. АНДРИЯКА – Не все так.

А. НАСИБОВ – Понятно, понятно. Сергей Андрияка качает головой, это чтобы было понятно нашим слушателям, это плохо видно по радио, поэтому я как-то пытаюсь ретранслировать мимику и жесты моего гостя. Т.е. как-то их вместе собрать не всегда удается и не всегда получается, они не с слишком, может быть, большой охотой мамы отпускают их к вам?

С. АНДРИЯКА – Да, тут пока есть проблемы, но, я думаю, мы эти проблемы со временем как-то преодолеем.

А. НАСИБОВ – Вырастут детишки, станут умнее сами, начнут принимать решения. Трое живут вместе с вами. Вы художник, вы народный художник, вы руководите?

С. АНДРИЯКА – Художественной школой, акварельной школой, да.

А. НАСИБОВ – Имени вашего имени?

С. АНДРИЯКА – Не имени, я еще пока живой.

А. НАСИБОВ – Тем не менее, да.

С. АНДРИЯКА – Она просто авторская, поэтому там такая.

А. НАСИБОВ – Напомню, что Сергей Андрияка, народный художник, в студии радиостанции «Эхо Москвы». Мы обозначили тему - в семье не без художника, я так взял, взял в свою волю, назвал нашу беседу таким названием. Ваши детишки, они пошли по вашим стопам, они собираются заниматься живописью, акварелью, они вообще как-то развивают в себе художественное начало, вкус?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, да, могу сказать сразу, что старшая девочка, она училась, училась какое-то время в школе, но сейчас она занимается немножко другим, она увлеклась вокалом, она учится в институте на адвоката, юриста, в общем.

А. НАСИБОВ – Юристу, адвокату вокал совершенно необходим, хорошо поставленный голос.

С. АНДРИЯКА – Тем не менее, параллельно, это как особое увлечение, хотя, наверное, она бы с удовольствием сейчас уделила внимание и учебе живописи и рисунку, но, к сожалению, просто времени у нее не хватает. А Елизавета, Лиза, она сейчас на летней практике.

А. НАСИБОВ – 10-летняя?

С. АНДРИЯКА – Нашей школы, нашей Суриковской школы, которой 10 лет, она с огромным удовольствием поехала на эту практику. Я думаю, что на летней практике, там есть эффект коллектива, я помню себя в детстве, когда мой отец, меня маленького девать было некуда, естественно, меня брали на летнюю практику.

А. НАСИБОВ – Ваш папа тоже художник был?

С. АНДРИЯКА – Он был не только художником, он был заслуженным художником России, всю жизнь пропреподавал в Суриковской школе. Это была первая школа в Союзе, летом проводилась плановая летняя практика, на которую обязаны были выезжать все педагоги. Меня он брал на практику, а т.к. я лепил в детстве, но не рисовал, а я видел, под каждым кустом сидят дети, и они рисуют, они для меня, конечно, были дядями, там не было, лет 5-6, но все равно это впечатление, конечно, было сильное. И мне хотелось взять в руки карандаш, бумагу и попробовать тоже, потому что у них что-то получалось, а я еще никогда не пробовал, это было интересно. Я надеюсь, что сейчас Лиза поехала на практику, это тоже будет иметь, может быть, хорошее такое влияние.

А. НАСИБОВ – С какого возраста вообще стоит начинать детей учить живописи, в данном случае, с какого возраста надо у детей начинать развивать художественный вкус? С внутриутробного еще развития или как?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, наверное, внутриутробного, я, к сожалению, не такой большой специалист, именно психолог, который может говорить о самом внутриутробном возрасте, но могу одно сказать, что ребенок, когда он появляется на свет, он все копирует, это мы все прекрасно понимаем. Он копирует поведение взрослых, он копирует слова, он копирует поступки, в том числе, копирует все то, что он видит. И если начинать с самого маленького возраста, дошкольного возраста, то, наверное, самым эффективным, если он будет копировать очень хорошие какие-то образцы, которые ему кто-то из взрослых будет предлагать и показывать. Это могут быть музейные какие-то вещи, это могут быть простые какие-то рисунки, но достаточно хорошие по качеству, потому что он может, понимаете, если на это не обращать внимания, он будет копировать комиксы, он будет копировать вещи малохудожественные. Если вы хотите, чтобы у него какой-то воспитывался хороший вкус, то тем более при наличии такого количества негативной информации и зрительной информации тоже в образе рекламы, которую мы, к сожалению, сегодня имеем, то, наверное, самое правильное - это ему давать хорошие образцы для копирования. Наша школа, правда, профессиональная, начинает свое профессиональное обучение с 10, с 11 лет. Почему, это не мной придумано, это возраст, когда формируется другое восприятие окружающего мира. И ребенок может абстрагироваться и может рисовать предмет с натуры, он уже не только копирует, а и рисует.

А. НАСИБОВ – Т.е. вкладывает собственные какие-то иллюзии, уже собственное воображение добавляет?

С. АНДРИЯКА – Да, наша школа в связи с тем, что самый эффективный вообще путь такого обучения - это личный пример, в какой-то степени, делай, как я, т.е. копирование, все, что задает педагог, он должен делать вместе с учениками. На личном примере, это сокращает путь обучения очень, это достаточно эффективно.

А. НАСИБОВ – Сергей Андрияка, народный художник России, руководитель школы акварели, в студии радиостанции «Эха Москвы» в «Школе молодого отца», беседу ведет Ашот Насибов. В столице нашу радиостанцию можно принимать на частоте 91.2 FM, напомню номер эфирного пейджера, 725 66 33, SMS, +7 495 970 45 45, присылайте свои комментарии, задавайте вопросы. Мы продолжаем нашу беседу. У меня сразу вопрос следующий. Если дети копируют то, что делают взрослые, соответственно, если у него взрослые - художники, то дети тоже станут художниками, если взрослый - автомеханик, то дети станут автомеханиками, если взрослый - математик, то дети начнут решать.

С. АНДРИЯКА – Это необязательно.

А. НАСИБОВ – А это следует по вашей логике.

С. АНДРИЯКА – Нет-нет, ни в коем случае, у меня, вы знаете, у меня сложилось так, что я отца в детстве практически не видел. Он приходил поздно, тогда, когда я уже спал. Уходил тогда, когда я еще спал.

А. НАСИБОВ – Но картины-то какие были в доме, журналы?

С. АНДРИЯКА – Я в мастерскую его попал после его смерти, я не видел его за работой.

А. НАСИБОВ – Впервые?

С. АНДРИЯКА – Да.

А. НАСИБОВ – Вообще?

С. АНДРИЯКА – Да.

А. НАСИБОВ – Это в 19 лет вы впервые вошли в мастерскую собственного отца?

С. АНДРИЯКА – Да, представьте себе, поэтому я не могу сказать, что я видел его за работой, кстати сказать, он в какой-то степени, наверное, был прав. Он не делал из меня художника, не делал. Он просто-напросто, все рисуют, все лепят, я лепил. Я с утра до ночи лепил, меня можно было оставить на полу.

А. НАСИБОВ – Пластилин, что?

С. АНДРИЯКА – Пластилин цветной, там были сказки, разные игры, связанные с лепкой, масса всего. И я мог просто часами, днями, сутками сидеть, просто лепить, мне больше ничего не надо. Не надо было никаких раздражителей. У меня была семья медведей, которые ездили на дачу, я лепил холодильник, в холодильник маленький, микроскопический закладывал всякий сыр, колбасу, все необходимое и т.д. Я был этим увлечен, мне это было интересно. И когда я начал рисовать, рисовать опять поневоле, меня взяли на летнюю практику, все, я начинаю пробовать карандашом что-то изобразить, и наверное, здесь отец стал проявлять какое-то внимание и интерес, начал рисовать, действительно, начал рисовать, что-то стало получаться, но я эту историю всегда рассказываю, когда, действительно, увлекся очень сильно, а мать была против того, чтобы я шел по профессиональной линии, по линии художественной и стал профессионалом. Она даже прятала краски, кисточки.

А. НАСИБОВ – От вас?

С. АНДРИЯКА – От меня, да.

А. НАСИБОВ – А пластилин не прятала?

С. АНДРИЯКА – Нет, пластилин - это как-то так увлечение было, а потом, я помню, в школе на подготовительных, в подготовительном классе был поставлен цветок, я занимался совершенно у другого преподавателя, не у него, но случайно он зашел в класс. Я уже этот цветок нарисовал, этот цветок был сделан, все, я старался безумно, потому что это было для меня акварелью очень сложно сделать, старался нарисовать и как-то внимательно сделать каждый лепесток. Он говорит - ты молодец, в общем, хорошо, хорошо, хорошо, вроде получается, все здорово, но ты знаешь, твой цветок не пахнет. Я так остановился, мне было, наверное, лет 10-11, я остановился, испугался, думаю, он, действительно, не пахнет, как сделать, чтобы он пах, что надо сделать. Я стал краской, водой что-то смывать, что-то размывать, что-то туда добавлять, все, а потом через несколько лет он мне говорит - ты знаешь, помнишь тот момент, когда я тебе это сказал, с того момента, когда ты стал добиваться, чтобы цветок пах, с того момента началось искусство и творчество. Я вспоминаю эти слова его, маленький такой фрагмент, но вспоминаю его довольно часто, это очень глубоко, очень серьезно.

А. НАСИБОВ – Хорошо, я дома, у меня своих четверо в общей сложности, в том числе, маленькие, 2-летний, почти 4-летний, 11-летний. Как мне с ними-то рисовать или лепить, что мне-то делать с ними? У меня жена пыталась со средним рисовать, у него, действительно, какие-то, кисточку держит в руках, краски, как-то обмакивает кисточку в краску, водит по бумаге.

С. АНДРИЯКА – А что вам делать, если вы не умеете этого делать?

А. НАСИБОВ – Да, что нам делать, если мы не умеем, мы, родители, не связаны с живописью?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, наверное, в этом случае надо просто-напросто, чтобы он просто много-много, ребенок, хорошего и красивого видел. Я имею в виду, водить его в музеи и не думать о том, что - что там, 4-5 лет, а чего там ребенок увидит, что ему запомнится, это ему не интересно. Я думаю, это никогда не остается бесследным, это не пропадает. Это нужно. Второе, у нас задача сейчас, когда мы создаем академию, как высшее художественное учебное заведение, у меня задача охватить маленьких, охватить то звено, которое, к сожалению, мы не можем сейчас охватить, у нас нет возможности.

А. НАСИБОВ – Это до 10-летнего возраста?

С. АНДРИЯКА – Да, до 10-летнего возраста, создать, она у меня в голове, эта система есть, как можно на хорошем человека воспитать, даже очень эффективно обучить навыкам, каким-то простым-простым, элементарным навыкам, ничего сложного там не будет. Но просто сейчас речь идет о времени, о возможностях, потому что времени ни на что не хватает, поэтому такой, не знаю даже, не столько учебник, сколько, может быть, немножко игровой учебник, такой учебник сделать для таких ребят и для, конечно, в первую очередь, как руководство родителей.

А. НАСИБОВ – Там будет расписано для родителей, что делать?

С. АНДРИЯКА – Все, все будет расписано, они все будут.

А. НАСИБОВ – Скорее, делайте, скорее, делайте, я буду первым покупателем вашего учебника.

С. АНДРИЯКА – Хорошо.

А. НАСИБОВ – Я просто не знаю, есть еще такие учебники? Может быть, наши слушатели нам подскажут?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, попытки, попытки такие есть, есть, есть, я в Англии видел такие учебники, их переиздали сейчас. Но они немножко другого, другой ориентации, они не рассчитаны на самых маленьких, они рассчитаны просто на любого человека, который хочет научиться, как бы он может скопировать, он может что-то такое перенести последовательно. У него должно получиться, такая вещь есть.

А. НАСИБОВ – Вашей маленькой Соне 6-летней, Маше 3-летней, они рисуют дома?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, Маша, она еще не говорила, ей было еще, может быть, годика два, два с половиной, но чувствуется, что у девочки огромное желание рисовать, она хватает кисточку. Она с огромным удовольствием, причем понимает, я ей сказал, я говорю, ты сначала в водичку, потом в красочку, а потом развести надо, попробовать красочку, а потом на бумагу. Все, она все, всю последовательность поняла, все у нее получилось. Соня, в три годика мы с ней попробовали рисовать.

А. НАСИБОВ – Это которой сейчас 6.5?

С. АНДРИЯКА – Которой 6.5, попробовали рисовать, в принципе, достаточно успешно, потому что мы с ней рисовали последовательно яблоко. Но т.к. я как профессионал не могу делать просто кружочек, солнышко или что-то такое, мне хочется сделать более законченно по профессиональным каким-то критериям, какую-то вещь. Ее окружают фрукты, ягоды, то, что она знает, хорошо ориентируется в этом, поэтому там долька арбуза, яблоко, груша, апельсин, сливы.

А. НАСИБОВ – А это не скучно, эта статика, эти лежащие просто-напросто фрукты, предметы, не скучно?

С. АНДРИЯКА – А она без натуры, мы без натуры это делаем, мы делаем это по логике, у нее получается. У нее загораются глаза от чего, от того, что вдруг, мы не видим этой сливы, мы ее не рисуем с натуры.

А. НАСИБОВ – Я в детстве рисовал, я сам в детстве что-то пытался красками, мне дарили тюбики, палитры, все дарили, но мне интересно было нарисовать поросенка Пятачка или Винни Пуха, который куда-то бежит, но мне неинтересно было рисовать лежащее просто на столе яблоко, мне интересно было рисовать какую-то историю. Если яблоко, тогда червяк, что в нем сидел, условно.

С. АНДРИЯКА – Понятно, нет, у каждого свое, конечно, это безусловно.

А. НАСИБОВ – Может быть, моя логика, она такая универсальная детская логика?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, и да, и нет. И да, и нет, потому что здесь можно заинтересовать, потому что у ребенка начинает получаться. Он сам делает, т.е. я делаю параллельно вместе с ним, и у него получается. Нет, потом он, конечно, мне говорит - папа, а нарисуй крокодила, к примеру, нарисуй слона, мы можем вместе с ней, с ребенком сесть и нарисовать какого-то зверя, в принципе, это тоже возможно, нет проблем. Но это, конечно, в том случае, если я сам художник, если родитель - художник, который может в этом плане быть руководителем.

А. НАСИБОВ – Это в три года, а сейчас Соня рисует?

С. АНДРИЯКА – Сейчас она рисует мало, у нее так как-то, хотя желание у нее есть, другое дело, что у меня со временем оказалось немножко плохо, поэтому я когда приезжаю в выходные на дачу, а они живут на даче, за городом, круглый год, приезжаю, мне, конечно, самому хочется вдохнуть просто живого воздуха природы, потому что я этот воздух в Москве никак не ощущаю, эту красоту не вижу, просто природы не вижу. Поэтому творчески я очень много работаю в этот момент. Но и они видят, правда, как я работаю, они видят, как это делается, для них это тоже очень важно, для детей.

А. НАСИБОВ – А вы детишек к себе в студию пускаете, в мастерскую свою?

С. АНДРИЯКА – Да, безусловно, им очень интересно, они просто бредят, когда они приедут в мастерскую, хотя, конечно, там много очень интересного, но небезопасно, потому что стоит там где-то стекло, там еще что-то, там есть моменты, которые для ребенка, конечно, небезопасны, но безумно интересно.

А. НАСИБОВ – Сергей Андрияка, народный художник России, в студии радиостанции «Эхо Москвы», «Школа молодого отца» в эфире, Ашот Насибов - ведущий, напоминаю, присылайте свои комментарии и вопросы на эфирный пейджер 725 66 33, это пейджер, и SMS - +7 495 970 45 45, мы вернемся в студию с Сергеем Николаевичем сразу после краткого выпуска новостей.

НОВОСТИ

А. НАСИБОВ – Работает радиостанция «Эхо Москвы», Ашот Насибов у микрофона, в «Школе молодого отца» Сергей Андрияка, народный художник России и руководитель школы акварели. Сергей Николаевич, сразу я хочу задать такой вопрос, а как вы выбирали имена для своих детишек?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, тут это, конечно, был выбор совместный с супругой.

А. НАСИБОВ – С каждой из супруг?

С. АНДРИЯКА – Да, но здесь, в основном, особенно детишки, трое последних, они практически, почти по святцам выбраны, почти по святцам, т.е. достаточно как-то так хотелось соответствовать.

А. НАСИБОВ – Понятно. 725 66 33, номер эфирного пейджера, SMS присылайте на номер +7 495 970 45 45, мы говорим, беседуем с Сергеем Андриякой, народным художником России, на тему беседуем - в семье не без художника. И через несколько минут начнем принимать ваши телефонные звонки, напомню. А пока пробежимся по некоторым вопросам с эфирного пейджера, которые уже присланы. О чем вы говорите с дочерями-подростками, о любви, и как вы чувствуете себя в таком женском коллективе, в семье, где ваш сын еще только малыш, Егор прислал из Красноярска.

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, наверное, безусловно, даже самые маленькие, я уж не говорю о старших, даже самые маленькие, и то у них какие-то начинаются романы, какие-то симпатии, антипатии, какие-то мальчики во дворе, это просто необходимо, это нормально. Чувствую я себя вполне комфортно, абсолютно комфортно в женском коллективе, не знаю, в общем.

А. НАСИБОВ – Понятно, понятно.

С. АНДРИЯКА – Барбос среди роз, как говорят.

А. НАСИБОВ – Неподписанные сообщения мы не читаем, уважаемый человек, приславший благодарность за передачу и желание прочитать вашу, Сергей Николаевич, книгу, когда вы ее напишете, это руководство. Тут говорят также, что есть такая серия книг Лены Даниловой о том, в том числе, о рисунке для младенцев, говорят, что сами успешно рисуют, а дочке 11 месяцев. Интересно, как в 11 месяцев дочка может рисовать.

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, все бывает. Известен факт, что Карл Брюллов в 5 лет прекрасно рисовал обнаженную натуру.

А. НАСИБОВ – Что он понимал в 5 лет?

С. АНДРИЯКА – Я не знаю, что он понимал, но то, что он умел рисовать, т.е. у него же все-таки среда была тоже художественная, и отец, в общем, там как-то все это было переплетено, поэтому он воспитывался, возможно, им удалось каким-то образом, феномен.

А. НАСИБОВ – А потом он сам эту самую обнаженную натуру стал лучше рисовать с возрастом или хуже?

С. АНДРИЯКА – Думаю, да, я думаю, лучше, конечно.

А. НАСИБОВ – Хорошо.

С. АНДРИЯКА – Конечно, конечно.

А. НАСИБОВ – Василий из Москвы жалуется - к сожалению, передача Ашота Насибова жутко тосклива и неинтересна, думаю, из-за отсутствия, в первую очередь, фантазии и мастерства. Лучше бы поставили более живого ведущего, любые гости превращаются в неинтересных собеседников. Спасибо, Василий, за откровенное мнение, спасибо, но напомню, что молодой отец - это я, об этом уже было заявлено на всю страну неоднократно, так что это, в первую очередь, передача «Школа молодого отца» для меня, спасибо. Мы начинаем принимать телефонные звонки. 783-90-25, телефон для всех желающих поговорить с Сергеем Андриякой, народным художником СССР, СССР, России, и задать вопросы, а, Фрейд, 783-90-25, для всех желающих. И 783-90-26, это телефон только для отцов, только для отцов, подчеркиваю. Любые не отцы будут мгновенно выкинуты из эфира, 783-90-25, первый телефонный звонок, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ (Москва) – Хотелось бы задать вопрос Сергею такой, вообще атмосфера для воспитания детей в нашей стране каким образом, с его точки зрения, вкладывает в положительную или в отрицательную сторону? Такой момент, он, может быть, бывал в каких-то других странах, каким образом это складывается там?

А. НАСИБОВ – Атмосфера для воспитания детей в нашей стране, я правильно понял?

СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Да-да.

А. НАСИБОВ – Интересная формулировка, спасибо, Андрей.

С. АНДРИЯКА – Да, на самом деле, вы знаете, в нашей стране, к сожалению, пример очень простой, Москва, конечно, это один мегаполис, это понятно, тут культурный центр, огромные возможности, я как-то выставок много делаем, приезжаем мы в Торжок, маленький городок, делаем там выставку, приходит много детишек, я этому радуюсь, спрашиваю у детишек, рисуют ли они, может быть, ходят в художественную школу. Они мне говорят - ходили. Я говорю - а что случилось? Они говорят - вы знаете, у нас единственная художественная школа, ее закрыли, там будет ресторан. Такой негатив, конечно, имеет место быть, при всем при том. Но надо отдать должное, что, опять-таки, я говорю сейчас даже больше о регионах, интерес к этому колоссальный.

А. НАСИБОВ – К живописи, к рисованию?

С. АНДРИЯКА – К рисованию, потому что человек к этому тянется, потому что он раскрывает для себя мир, окружающую красоту. Тут же не речь идет о том, что он должен быть каким-то суперпрофессионалом и делать это своей профессией, заработком и всем прочим. Он просто именно начинает ее видеть, когда он начинает рисовать. Он начинает становиться зрячим, т.е. он из слепого становится зрячим. Поэтому неслучайно у нас в школе учатся и дети, и взрослые, и взрослые, тоже имея какую-то мечту в юности, что-то не сложилось.

А. НАСИБОВ – Понятно.

С. АНДРИЯКА – Тоже это реализуют, это прекрасно, это здорово, это то, что нужно. Другое дело, что не все этому способствует, потому что мы в нашей школе, она бюджетная. Да, есть бюджетное отделение, но не все туда могут попасть на это бюджетное бесплатное отделение. К сожалению, что делать, я бы с радостью перенесся в советское время, когда все это обучение было бесплатно, все было по-другому. Но ничего не поделаешь.

А. НАСИБОВ – 783-90-26, телефон для отцов, здравствуйте. Сорвался отец с крючка. 783-90-25, для всех желающих телефон, слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – Меня зовут Субботина Нина Михайловна.

А. НАСИБОВ – Нина Михайловна, откуда вы звоните?

С. АНДРИЯКА – Нина Михайловна, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – Сергей Николаевич, рядом со мной Оля, моя мама, мы очень рады слышать вас по радио, передаю привет Даше, (НЕРАЗБОРЧИВО) Рудольфовне, всем желаю здоровья, всем вашим очаровательным детям.

А. НАСИБОВ – Так, Нина Михайловна, а теперь, чтобы не превращать, Нина Михайловна, теперь, чтобы не превращать вашу беседу в диалог двух хорошо знакомых людей, мне хотелось бы, чтобы вы тогда рассказали, откуда вы знаете Сергея Николаевича?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – Откуда я знаю Сергея Николаевича, это вам скажет сам Сергей Николаевич. А можно задам вопрос в формате вашей передачи?

А. НАСИБОВ – Можно, можно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – Я знаю, что Сергей Николаевич пишет свои работы, любит писать под музыку Вивальди?

А. НАСИБОВ – Правда?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – Да.

А. НАСИБОВ – Сергей Николаевич?

С. АНДРИЯКА – Вообще, под музыку, не только Вивальди, но под музыку люблю.

А. НАСИБОВ – Так, Нина Михайловна.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – И поэтому, Сергей Николаевич, какую музыку слушают ваши дети?

А. НАСИБОВ – Спасибо, спасибо за вопрос.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – Остальные вопросы я ему уже задам по мобильному.

А. НАСИБОВ – Хорошо, спасибо, Нина Михайловна.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА МИХАЙЛОВНА – Удачи вам, удачи, желаю скорейшего открытия академии. Обнимаю вас.

С. АНДРИЯКА – Спасибо, спасибо, Нина Михайловна, спасибо.

А. НАСИБОВ – Итак, музыку ваши дети какую слушают?

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, мы стараемся их с самого детства, чтобы они слушали хорошую классическую музыку, гармоничную.

А. НАСИБОВ – А современную?

С. АНДРИЯКА – Современную, хорошую, традиционную, которая в традициях, более-менее гармоничная, да.

А. НАСИБОВ – Это только отечественная музыка или это иностранная, может быть?

С. АНДРИЯКА – Это может быть и зарубежная, и отечественная, это совершенно не имеет значения, главное качество, потому что, понимаете, я внутри себя вполне гармоничный человек, с этой точки зрения, по крайней мере, могу говорить. Я сам занимаюсь продолжением старых традиции в тех, в той акварели и живописи, которой я занимаюсь. Занимается в этом ключе школа и все прочее. Точно также я люблю хорошую классическую музыку.

А. НАСИБОВ – Традиционную?

С. АНДРИЯКА – Традиционную и продолжающую традиции. В музыке, допустим, мне близок Свиридов, из современных.

А. НАСИБОВ – А классический джаз?

С. АНДРИЯКА – Классический джаз тоже хорошо, тоже хорошо, прекрасно.

А. НАСИБОВ – Блюз?

С. АНДРИЯКА – Тоже, но так, немножко поменьше, джаз больше.

А. НАСИБОВ – Понятно, 783-90-26, телефон, выделенный для отцов, звоните, отцы, 783-90-25 - для всех желающих. Слушаем вас, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИННА (Москва) – Вы знаете, я много слышала о Сергее Андрияке и все не было времени, (НЕРАЗБОРЧИВО), на Гороховском переулке, его студия, была на выставке в Манеже. С дочерью была, уже тоже взрослой, и мы просто были потрясены вашим талантом, вашими произведениями.

А. НАСИБОВ – Спасибо, Инна, за теплые слова, скорее, задавайте вопрос как раз в рамках программы «Школа молодого отца».

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИННА – Вы знаете, я поэтому хочу сказать, что столько было, много людей, потрясенных вашим искусством, как ваши дети, которые постарше, они понимают, что вы известный человек, художник известный, как они относятся к вашей известности?

А. НАСИБОВ – Спасибо, интересный вопрос.

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, я думаю, что это немножко тяжелое положение детей как раз, потому что я был сыном директора Суриковской школы, я прекрасно сам на своей шкуре понимаю, что это такое, когда ребенок человека достаточно известного, публичного учится. И если что-то он делает не так, то сразу возникают повышенные какие-то требования к нему, определенное отношение и т.д.

А. НАСИБОВ – Про него говорят - это Вася Иванов, сын, предположим, Сергея Николаевич Иванова, не просто сам по себе самодостаточный Вася Иванов некий.

С. АНДРИЯКА – Да, к сожалению, да, к сожалению, это, знаете, и я помню по себе, в школе у меня было, когда я учился, сын директора, но все ребята могут что-то такое похулиганить немножко, что-то такое сделать, а у меня есть определенный такой момент, мне очень хочется тоже. Мне хочется быть, как они, быть как все, они это тоже чувствовали, что я такой же, но где-то есть такой штопор, какой-то тормоз.

А. НАСИБОВ – Я понимаю вас.

С. АНДРИЯКА – Я думаю, что, наверное, у моих ребят тоже где-то в какой-то степени.

А. НАСИБОВ – Но у них есть чувство, чтобы они не оставались в тени вашей, наверное, может быть, есть какое-то такое соперничество с вами, с именем отца.

С. АНДРИЯКА – По крайней мере, какой-то пример, да.

А. НАСИБОВ – Попытка выйти из тени отца. Может быть, именно поэтому они не хотят быть художниками, может быть, они хотят пробовать себя в других областях именно потому, что понимают, что не могут вам составить конкуренцию в вашей области?

С. АНДРИЯКА – Может быть, но я-то их не призываю, понимаете, у меня-то нет призыва, чтобы, я даже больше того, я даже и не хочу, чтобы они были.

А. НАСИБОВ – Вопрос Инны - это очень интересный вопрос, потому что, наверное, я его буду задавать очень многим моим гостям, очень интересный вопрос.

С. АНДРИЯКА – Он очень серьезный.

А. НАСИБОВ – Очень серьезный.

С. АНДРИЯКА – И очень глубокий вопрос.

А. НАСИБОВ – Очень глубокий вопрос. 783-90-26, телефон для отцов, здравствуйте, отец.

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ (Балашиха) – Здравствуйте, меня зовут Алексей.

А. НАСИБОВ – Откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Я из Балашихи.

А. НАСИБОВ – Алексей, сколько у вас детей?

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – У меня дочка, ей 10 лет.

А. НАСИБОВ – Как зовут дочку?

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Вера ее зовут.

А. НАСИБОВ – Вам сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Мне 43.

А. НАСИБОВ – 43, слушаем вас, Алексей, внимательно.

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Вы знаете, она у меня очень много рисует, она каждый день что-нибудь рисует. Я совсем не рисую, она меня очень просит - нарисуй, папа, что-нибудь.

А. НАСИБОВ – А кто вы по специальности? Кто вы по профессии? Чем на хлеб зарабатываете?

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Я водитель-экспедитор.

А. НАСИБОВ – Понятно, и дочка пошла не в вас, а рисует?

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Да, она очень много рисует, у нее буквально все завалено рисунками.

С. АНДРИЯКА – Это здорово.

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Совершенно разные темы, она даже на сайте рисует. Мы в вашу школу звонили, но мы узнали о ней как раз после, у вас один раз в год только вступительный.

С. АНДРИЯКА – Да, к сожалению, один раз в год.

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Мы узнали как раз за три, через три дня после того, как уже прием закончился.

С. АНДРИЯКА – Но еще не поздно, вы можете прийти в начале сентября, чтобы дочка немножко позанималась в подготовительном классе, подготовительных группах, сдавала экзамены весной. Это совершенно реальная вещь, это будет здорово.

А. НАСИБОВ – Здорово, Алексей.

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Да, спасибо.

А. НАСИБОВ – Вы получили ответ на свой вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ – Да, конечно.

А. НАСИБОВ – Спасибо.

С. АНДРИЯКА – Поэтому приходите.

А. НАСИБОВ – Спасибо большое, что позвонили. 783-90-25, телефонная линия для всех желающих поговорить с Сергеем Николаевичем Андриякой, народным художником России, слушаем вас внимательно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА АНЯ – Я тоже мама, у меня две дочки.

А. НАСИБОВ – А сколько лет дочкам, Аня?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА АНЯ – Одной 11, а другой 18.

А. НАСИБОВ – Слушаем вас, Анна.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА АНЯ – У меня вопрос именно к отцу, во-первых, параллельно у меня возник вопрос, все ли дети имеют фамилию, как у Сергея Николаевича?

С. АНДРИЯКА – Да, все имеют Андрияка, все.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА АНЯ – И потом, какое вы участие принимаете в жизни, как вы являетесь отцом тем детям, с которыми вы не живете?

А. НАСИБОВ – Понятно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА АНЯ – И еще полвопроса, почему вы хотите, чтобы дети между собой общались, почему?

А. НАСИБОВ – Это уже пятый вопрос вы задаете, Анна, давайте попробуем ответить хотя бы на два.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА АНЯ – Спасибо.

А. НАСИБОВ – Спасибо, что позвонили.

С. АНДРИЯКА – Вы знаете, я, наверное, в плане, конечно, такого участия в связи с тем, что я, конечно, весь поглощен своим делом, своим творчеством, своим художеством, к сожалению, уделять внимание должное, как, в общем, наверное, должно было бы отцу, более активно заниматься воспитанием, общаться хотя бы, может быть, больше с детьми.

А. НАСИБОВ – Но вы их вытягиваете, куда-нибудь ходите с ними?

С. АНДРИЯКА – Довольно редко, к сожалению, редко.

А. НАСИБОВ – А не получается так, что вы пытаетесь компенсировать это какими-нибудь дорогими подарками, может быть, чем-то еще?

С. АНДРИЯКА – Наверное, может быть, в какой-то степени, нет, наверное, нет-нет, не в этом компенсация. Но, конечно, общаться надо больше. Я могу сказать честно, здесь я отец негодный, никудышный, потому что есть моменты, которые, я считаю, что надо было бы исправлять, исправлять.

А. НАСИБОВ – А собираетесь их исправлять?

С. АНДРИЯКА – Собираюсь исправлять.

А. НАСИБОВ – А сколько лет вы уже собираетесь их исправлять?

С. АНДРИЯКА – Нет, сейчас просто, сейчас просто период, период, слава богу, у старшей дочки, у нее как-то, она серьезно сейчас занимается, серьезно увлечена делом, а ребята, Федя и Лиза, они как раз…

А. НАСИБОВ – Феде 14, Лизе 10.

С. АНДРИЯКА – 14, 10, и этот возраст как раз такой, который требует особого внимания, он очень такой хрупкий, он переходный, тут формируется очень много. И в общем-то, будущее формируется.

А. НАСИБОВ – 783-90-26, телефон для отцов, здравствуйте, отец, немедленно отодвиньтесь от вашего приемника и заглушите его. Сделали?

СЛУШАТЕЛЬ – Сделал, выключил.

А. НАСИБОВ – Это здорово, как вас зовут, уважаемый?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Меня зовут Николай или Николай Васильевич, потому что мне уже скоро 60. Но я молодой отец, у меня младшему сыну год и два месяца.

А. НАСИБОВ – Здорово, Николай Васильевич, я вас поздравляю. Откуда вы звоните?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Я сейчас еду по Москве от одного сына к другому.

А. НАСИБОВ – Так, а сколько второму?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Старший у меня закончил МГИМО год назад, сейчас такой бизнесмен, который выделяет мне время по регламенту.

А. НАСИБОВ – Вам?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Да.

А. НАСИБОВ – Т.е. не отец выделяет время сыну, а сын выделяет время отцу?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Да, я сейчас к нему приехал, он говорит - 15 минут, не больше, дальше у него уже план расписан, суббота и воскресенье, круглые сутки, такой он. Я когда-то пытался прививать ему тоже, я так, знаете, у меня с детства у самого графические наклонности, я когда-то был членом всех редколлегий, писал все эти «Слава КПСС». И первую надпись, которую я помню, это «39 лет Октябрьской революции», это я уже ее написал где-то на заборе.

А. НАСИБОВ – Сколько вам лет было самому тогда?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Тогда мне было где-то 6-7 лет.

А. НАСИБОВ – Вы знаете, я в возрасте 5 или 6 лет написал свой первый рассказ на пишущей машинке отцовской, да.

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – У нас, наверное, была другая среда, я был у полуграмотных родителей, но желание чего-то краской крупно буквами, это доминировало, конечно.

С. АНДРИЯКА – Это здорово.

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – А потом я пытался это прививать, Андрюша у меня старший, тот, который сейчас бизнесмен, я помню, столько он испортил бумаги, красок, все это чертил, а сейчас куда все делось, он вообще к этому абсолютно не склонен. И даже если что-то бывает, ему нужно элементарно начертить, замысел, он его поручает другим, сам он…

А. НАСИБОВ – Так это здорово, значит, есть возможность уже кому-то это все перепоручить. Может быть, это получается не цель жизни, а средство для достижения цели, это самому нарисовать что-то, алло?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Да-да.

А. НАСИБОВ – Вы слышите нас, зачем, то же самое умение читать и писать, это же не цель, а это средство для достижения успеха в жизни?

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Средство, я не знаю, что сейчас со вторым будет.

С. АНДРИЯКА – А со вторым, вы знаете, я думаю, что он будет у вас все-таки, существует такое мнение, что если родители в определенном возрасте, я же тоже появился у отца где-то приблизительно в таком же возрасте, как у вас, что возникает какая-то… особые какие-то способности возникают, какая-то тонкость натуры. Но вполне возможно, что необязательно, конечно, художественные наклонности, но, по крайней мере, какой-то особый талант может возникнуть.

А. НАСИБОВ – Николай Васильевич, используйте при воспитании вашего малыша опыт воспитания старшего.

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Я понимаю, такая иллюзия, вы знаете, что существует статистика, которая раньше публиковалась, Леонардо да Винчи родился, матери было 16, а отцу 70, по-моему, около 70.

А. НАСИБОВ – Это было нормально, в общем, и сейчас тоже.

С. АНДРИЯКА – Вот видите, поэтому Леонардо да Винчи родился.

СЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ – Нет, это не просто Леонардо да Винчи. Я помню, где-то в журнале «Знание - сила» было опубликовано, т.е. все такие, много очень ярких таких личностей рождено, в принципе, это не было мотивом, просто так сложилось.

А. НАСИБОВ – Спасибо, спасибо за ваш звонок. Спасибо большое. У нас время уже в эфире выходит, мы прощаемся. Я благодарю Сергея Андрияку, народного художника России, за участие в программе «Школа молодого отца».

С. АНДРИЯКА – Не за что.

А. НАСИБОВ – Спасибо всем, кто присылал свои вопросы.

С. АНДРИЯКА – Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024