Купить мерч «Эха»:

Подкастинг, его настоящее и будущее - Василий Стрельников, Павел Картаев, Вахтанг Махарадзе - Точка - 2009-07-19

19.07.2009
Подкастинг, его настоящее и будущее - Василий Стрельников, Павел Картаев, Вахтанг Махарадзе - Точка - 2009-07-19 Скачать

А.ПЛЮЩЕВ: Всем привет. Александр Плющев у микрофона. В эфире программа «Точка». Сегодня мы обойдемся без большого «Эхонета», который делает обычно Саша Белановский. Не потому, что мы его так игнорируем. Саша в отпуске. Я решил побольше времени потратить на наших гостей или подарить им, как угодно. Подарить вам общение с ними. Сегодня мы будем говорить о подкастинге. У нас в гостях его пионеры, можно сказать, и лидеры. Это Василий Стрельников, прежде всего, отец русского подкастинга. Здравствуй, папа.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Здравствуйте, дети.

А.ПЛЮЩЕВ: А также Павел Картаев и Вахтанг Махарадзе. Добрый вечер.

П.КАРТАЕВ: Добрый вечер.

В.МАХАРАДЗЕ: Привет-привет.

А.ПЛЮЩЕВ: Ведущие самого популярного, пожалуй, на сегодняшний день шоу под названием «Сиськи-письки шоу», оно же «СП-шоу», если кому-то это режет слух. Дальше можно произносить в любом варианте. Смотрите, какая история. Я думаю, что те, кто слушает нашу программу, в принципе, в курсе, что такое подкастинг.

В.МАХАРАДЗЕ: Наши мамы не в курсе, что мы делаем «Сиськи-письки шоу».

А.ПЛЮЩЕВ: Да? Мамы, немедленно отключите звук радиоприемников. Нужно смотреть видео. Смотрите. Потому что слушать уже не так модно. Модно смотреть и слушать. На plushev.com идет видеотрансляция нашей сегодняшней, как вы уже догадались, весьма экспрессивной беседы. Друзья, я хотел бы прежде всего спросить у Василия, который стоял у истоков сайта rpod.ru, Russian podcasting, который, собственно, и является главной базой русских подкастеров – сейчас, наверное, со мной кто-то поспорит из тех, кто базируется на других сайтах, но будем считать, что это мое личное мнение и суждение, - ну так вот, когда ты начал все это делать, о чем ты думал? Зачем тебе это было надо? Вообще, зачем ты это все сделал?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я был пьяный, я был один, я сидел в лесу, пил один напиток очень крепкий и думал, чем бы себя занять. Потому что это был такой период в моей жизни, когда я ушел в очередной раз на пенсию с телевидения и радио и думал – чем бы себя занять, чем бы заняться таким? Вот не хватает мне нормального радиовещания, не хватает мне нормального телевещания. И думаю – а дай-ка мы попробуем подкастинг в России сделать! Потому что к тому времени уже я увлекался подкастингом англоязычным, американскими и т.д. и т.п.

А.ПЛЮЩЕВ: А что ты слушал тогда?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я слушал Адама Карри, я слушал много всяких разных интересных американских подкастов.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот интересно – сейчас кто-нибудь из слушающих идентифицировал вообще, о ком идет речь?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: То, что я сказал? Кто-кто, Василий кто? Это в какой он партии?

А.ПЛЮЩЕВ: Зря ты так. Потому что, ты знаешь, судя по вопросам, которые пришли на наш сайт… не секрет, что все СМИ России находятся… ну, в общем, понятно. Не о том, нет. Но, судя по вопросам, народ-то разбирающийся, знаешь ли. Тем не менее, вот у нас есть два человека, которые… Хорошо, ты работал на радио и соскучился по радио, да? И сделал такую вещь. Но есть два человека, которые работают на радио каждый день. Им, честно говоря, это должно так надоесть в хорошем смысле слова, что уже никакого радио, знаешь ли, не захочется. Может, захочется телевизора или чего-то еще. Вы-то зачем в это впряглись и каким образом это произошло? Слушайте, прекратите хулиганить, это ваши вопросы уже.

В.МАХАРАДЗЕ: А это уже ко мне вопрос?

П.КАРТАЕВ: Конечно, к тебе.

В.МАХАРАДЗЕ: Я думал, что сейчас Стрельников будет полчаса говорить.

А.ПЛЮЩЕВ: Не теряйте драгоценного времени.

В.МАХАРАДЗЕ: Я сейчас делаю объявление в моем личном блоге, что мы здесь, и можно посмотреть, как выглядит студия «Эха Москвы». Ну, как-то работали мы на радио. Не то чтобы нас что-то не устраивало, но чего-то еще хотелось, быть может. Как-то, не знаю, спонтанно все это очень произошло. А, мне позвонил Пашган, сказал: «Стрельников-то такую фигню замутил прикольную, давай попробуем!» Я говорю: «Ну давай». Причем там была другая ситуация. Я как раз был в состоянии развода с первой женой. И у меня накипело очень много чего…

А.ПЛЮЩЕВ: То есть в подкастинг приводит либо жесткое злоупотребление алкоголем, как мы слышали от Василия, либо проблемы в личной жизни. Хорошо.

П.КАРТАЕВ: Слушайте, я не понимаю тогда – а я-то как туда попал?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, в семье не без урода, как говорится. Ну, в смысле, я имею в виду не без исключений приятных. Значит, послушайте, поскольку программа не о вас, а о подкастинге, все ли люди так же пришли в это занятие, как вы? Я знаю, что вы знаете многих, поскольку у вас там проходят конференции всякие, есть какое-то комьюнити. Вы не просто общаетесь виртуально, но и реально даже некоторых встречали.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Встречали. Вопрос в чем заключается? Как туда приходят люди?

А.ПЛЮЩЕВ: Да, и зачем они это делают? У них мотивация вообще какая?

П.КАРТАЕВ: Стать радиоведущим, мне кажется.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Не без этого.

П.КАРТАЕВ: Потому что когда ты обиваешь пороги радиостанций, программные директора тебе говорят: «Ну что ты, чувак, ты не вышел голосом, лицом, грудью и все такое», и когда двери радиостанций закрываются перед человеком, единственный выход – сесть к микрофону в своей комнате, записать какую-нибудь передачу и выложить ее в интернет. И, мне кажется, этим способом пользуется процентов 50 людей, которые не попали на радиостанции, но каким-то образом сейчас себя раскрывают.

А.ПЛЮЩЕВ: Так, давайте поспорим.

П.КАРТАЕВ: Василий не согласен. Я вижу не согласие.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я хочу драматургию, нужен конфликт. Павлик, вы понимаете, я не совсем с вами согласен. Потому что 50%, мне кажется, это очень круто. Да, какие-то есть лузеры радийщики…

А.ПЛЮЩЕВ: У которых на основной работе как-то не получается.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Да, они приходят в подкастинг. Мне кажется, тут еще один момент есть. Просто в этой стране этому народу как-то присуще писать. Великие писатели. Исторически так сложилось, что в России любят писать. Поэтому в России так популярен блоггинг – блоги пишут все кому не лень. А тут появляется что-то такое совсем новое, интересное. И люди сразу думают – это же аудиоблоггинг! Это же аудиоблоги, это же аудиодневники! Что не совсем правильно.

П.КАРТАЕВ: Позвольте, я вклинюсь.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Как говорят на этой радиостанции – «Так, можно я договорю до конца? Не перебивайте меня, пожалуйста!» Вот. Так можно я продолжу? Сейчас я закончу, 20 секунд еще. И поэтому просто многие, мне кажется, вот так вот… ну, захотелось попробовать аудиоблоггинг, что это такое, и вот они выходят в эфир и рассказывают о своих жизнях. Спасибо.

В.МАХАРАДЗЕ: А все у вас уже? У вас 10 секунд, на всякий случай, осталось.

П.КАРТАЕВ: Я хочу сказать, что аудиоблоггинг – это как раз то, чем мы с вами занимаемся, Василий. Аудиовидеоблоггинг – это запись МП3, МП4-передач и загрузка этих передач в эфир. У меня девушка, нынешняя жена…

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Быстренько исправился.

П.КАРТАЕВ: Нет-нет, подождите. Когда была эта ситуация, она была еще моей девушкой. Два-три года назад она защищала диплом в МГУ на журфаке, и ей попался вопрос о подкастинге. Ну, естественно, она провела какое-то количество времени с подкастеров и, не готовясь особо к ответу на этот вопрос, сказала экзаменационной комиссии, что подкастинг – это запись передач, МП3-файлом и загрузка их в интернет. На что ей было сказано, что подкастинг – это способ доставки контента радио- и телестанций для своих слушателей и зрителей в интернет. А то, чем вы занимаетесь, это аудио- и видеоблоггинг. Это по мнению журфака МГУ, ученых светил, которых мы уважаем, так. Аудиоблоггинг – это то, чем мы занимаемся.

В.МАХАРАДЗЕ: Слушайте, эти парни меня потеряли – о чем они вообще говорят?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, или ты их потерял. Послушайте, чтобы с вами все-таки покончить и начать говорить про отрасль как бы, еще один вопрос личного характера. Хорошо, один человек всю жизнь проработал на телевидении и плотно с ним ассоциируется, у вас, по идее, должна быть некоторая зависть или тоска по телевидению, потому что, как известно, все рано или поздно хотят в этот ящик попасть. Почему аудио? Почему не видео? Какая, собственно, разница? Тем более, те, кто хорошо знают и Павла Картаева, и Вахтанга Мухарадзе, ваши видеоопыты очень удачные, мне кажется, очень интересные.

В.МАХАРАДЗЕ: Они требуют очень много времени, Саш. Если мы записываем подкаст, он длится у нас 20 минут, мы в реальном времени его записали и выложили в интернет, особо ничего не монтируя. Затраты на производство аудиоконтента, собственно, минимальны. 20 минут – записал, 5 минут – выложил. 25 минут. Для того, чтобы сделать видеоконтент, нужно отснять 3 часа, из них выбрать 20 минут самого лучшего, на монтаж потратить, бензин потратить, чтобы развести актеров, чтобы установить свет, выставить картинку. Ну понимаешь, то есть на 20-минутный видеоподкаст нужно потратить часов пять.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, с одной стороны, простота производства, а с другой стороны, сейчас абсолютно, как мне кажется, эра видео, спрос на видео – всякие YouTube, RuTube – не сравнить с любыми подкастерскими сайтами, популярность их. Нет?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: И да и нет. Мне кажется, с одной стороны, видео действительно растет в популярности, все больше и больше пользователей. Ну, вот видите – 91,2 ФМ, все равно радио никуда не уходит. Вот эта аудиоинформация все равно остается, она еще долго будет. Другой вопрос – во что она превращается. То есть кроме ФМ теперь появились какие-то другие источники аудиоинформации, в том числе и подкастинг.

А.ПЛЮЩЕВ: В нашей студии появился Вахтанг Махарадзе.

П.КАРТАЕВ: На самом деле, я хотел бы, может, вернуться к началу. Видео никуда не девается. Мы и видео делаем тоже. Но смысл подкастинга в том, что ты на ночь включил свой аудиоплеер – ты телевизор в машине вряд ли будешь смотреть, а так ты с утра закачал…

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Сколько этих дебилов, которые в пробках смотрят телевизор!

П.КАРТАЕВ: Много. Но что я делаю, когда я с утра еду на работу и два часа стою в пробке? Я закачиваю тот контент который мне интересен, и слушаю его уже в машине. В этом смысл. Ну как радио тоже слушают в автомобиле, и так далее. Ну, просто разные вещи, и одно другого не отменяет.

А.ПЛЮЩЕВ: Меня знаешь, что поразило? Это не вопрос, а такая ремарка. Что самые популярные подкасты – два вида их, как мне кажется. Вы можете поправить меня, если я не прав. Один вид – это как раз «Сиськи-письки шоу» и подобные им. Ну, такая, знаете ли, фекально-генитальная тематика.

В.МАХАРАДЗЕ: Не надо про фекалии, пожалуйста, этого нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Это у вас нет.

В.МАХАРАДЗЕ: Про фекалии есть другой подкаст.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот, видишь. И второй – это технологические, которых вы, может быть, не очень касаетесь, но которые часто смотрю и слушаю я, смотрю подписку на них. То есть то же самое, что и с обычным контентом. Что самое популярное? Это как раз всякие технологические штучки типа дига и как раз таки порнография. То есть в звуке, как выяснилось, никакого изменения не произошло.

П.КАРТАЕВ: Наш подкаст вряд ли можно назвать порнографией. У нас такая детская больничка. Мы позиционируемся как детская больничка, безусловно.

А.ПЛЮЩЕВ: Несомненно. Я просто имею в виду, что это явления одного порядка.

В.МАХАРАДЗЕ: Саш, ты же был у нас в гостях, ты же должен знать, как никто другой.

А.ПЛЮЩЕВ: Конечно. Ну, я многое забыл. Хорошо. Я немножко вопросов от слушателей задам. Хороший вопрос пришел от Сергея Алексеева, издателя из Томска: «Как решается проблема соблюдения авторских прав вами и третьими лицами? Содержание-то цифровое». Там же еще и не просто наши права. Часто музыка используется и всякие разные отрывки. Василий.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Да, здравствуйте. Как мы боремся с нарушителями? Мы к ним ночью приезжаем…

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, как решается проблема? Есть ли она вообще?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Как сказать, не то чтобы это очень серьезная проблема. Она, конечно, существует. В основном она исходит от новичков, которые приходят и не совсем пока понимают, что происходит. И некоторые, которые, как мы говорили, когда-то хотели работать на радио и их погнали с радио, приходят и начинают вести просто музыкальные программы – «Сейчас Бритни Спирс, а сейчас Хулио Иглесиас!» Этого нельзя делать. Потому что у них нету прав на публичное исполнение этих вот вышеуказанных артистов. И они таким образом себя подставляют, подставляют нас. Есть такое ложное мнение, что можно использовать фрагменты – 15 секунд всего-навсего исполнили. Это тоже нарушение. Если ты пять секунд пользуешься, это уже нарушение авторских прав. Поэтому мы сперва с ними боремся культурно, в виде письма, иногда звонка, иногда вот ребят посылаем туда ночью приехать.

П.КАРТАЕВ: С битами бейсбольными.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Да. Но иногда начинаем удалять просто, если человек не понимает этого. Вот так вот.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. А что по поводу того… кто этим занимается, мы выяснили – люди неудавшиеся, удавшиеся, а каким образом все это дело приносит не только удовольствие, но и, возможно, заработок? Есть ли люди, которые на этом зарабатывают? Или это все исключительно энтузиасты?

В.МАХАРАДЗЕ: Есть люди, которые на этом зарабатывали, но не очень долго.

П.КАРТАЕВ: Потому что международный финансовый кризис коснулся не только реального сектора экономики.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Говорите за себя.

П.КАРТАЕВ: Но Василий продолжает, судя по всему, зарабатывать.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я просто об этом не говорю.

П.КАРТАЕВ: Ну да. А мы дружили вместе с известными производителями контрацептивов, они размещали у нас…

А.ПЛЮЩЕВ: После этого он говорит, что у них детская больничка. Так.

П.КАРТАЕВ: Они размещали у нас рекламу, мы зачитывали их рекламные объявления, и нам капало каждый месяц некоторое количество продукции этого производителя.

А.ПЛЮЩЕВ: Которую вы реализовывали на…

П.КАРТАЕВ: На Черкизоне. Поэтому его и закрыли, собственно. И сейчас начался международный финансовый кризис, и мы остались без спонсора. В принципе, это возможно. Почему нет? Я даже могу назвать расценки среди европейских подкастеров.

В.МАХАРАДЗЕ: Павлик изучал просто эту проблему очень плотно.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты собирался работать в Европе?

П.КАРТАЕВ: Я изучаю ценообразование, да, в подкастерской среде, в частности в Германии есть такая девочка Анник Рубенс, за которой я слежу уже около двух лет, у нее написано, что это Лариса Василян, это такая немка армянского происхождения, у нее отличный подкаст, она наша коллега, работает на радио и делает три или четыре проекта. И вот последний проект, которым она занялась, это видеоподкаст. Называется «Эрзац Тифау», это типа телевизионный заменитель. Она рассказывает всякую разную интересную ерунду в этом подкасте, его оформляет очень прикольно. И есть страничка рекламы – рекламные предложения спонсорам. До 15 секунд рекламное объявление в ее подкасте стоит 60 евро, от 15 до 30 секунд стоит 100 евро. Вот примерно такая ценовая политика в подкастинге в Европе, в частности в Германии.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне даже кажется, на таких расценках далеко не уедешь, честно говоря.

П.КАРТАЕВ: Ну, она выходит, во-первых, знаешь ли, раз в неделю. Во-вторых, у нее около 4-5 объявлений в подкасте, а подкаст длится около 10 минут. Поэтому – посчитай. Я думаю, что на мороженое и на бензин ей хватает.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: На мороженое и на бензин – в Америке очень часто в шутку это называется «деньги на пиво». Что касается подкастерских заработков. Но, опять же, есть случаи в той же самой Америке, где ребята хорошо зарабатывают даже не столько на рекламе, сколько благодаря популярности своего подкаста продают всякие безделушки для замков, ключей, всякие брелочки, стикеры, майки…

А.ПЛЮЩЕВ: На мерчендайзинге.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Да. То есть на сайтах есть онлайн-магазины. Я говорил, «Китон’н’гел» - парень и девушка из Нью-Йорка вещают. Так вот, на протяжении уже четырех лет они каждый день, кроме субботы и воскресенья, выкладывают подкасты. И, по-моему, они за прошлый год на одном таком мерчендайзинге заработали порядка 70 000 долларов.

А.ПЛЮЩЕВ: Василий, прямо так поборол акцент. Александр, студент из Перми, спрашивает у тебя, Василий, «как ты планируешь развивать подкастинг в РФ? Просто жить и ждать, что вот уже совсем скоро подкастинг станет популярным, несколько глупо, по крайне мере контрпродуктивно».

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Ну, Александр, спасибо за вопрос. Как я собираюсь его популяризировать, развивать? Да никак. Последнее время это что-то очень многих интересует – как его монетизировать, как его популяризировать. Да никак. Он сам развивается. Я еще раз хочу напомнить, что с самого начала я это делал для себя любимого, мне просто хотелось, чтобы друзья дорогие, Вахтанг и… как тебя? Антон Комолов, вот чтобы они меня развлекали, выкладывали свои подкасты, чтобы я кого-то развлекал, чтобы со мной люди разговаривали. Вот и все. Вот что я хотел. Знаете, у нас этой паранойи хватает на сайте на самом. У нас есть там 1-2 подкастера, которые очень долго в своих подкастах размышляли на тему…

А.ПЛЮЩЕВ: Как нам обустроить подкастинг?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Нет, один говорил: «Я не понимаю коммерческой схемы этого сайта! Я не понимаю бизнес-модели! Я не буду выкладывать на этом сервере свои подкасты (он их на каком-то левом держит и нам присылает ссылки), пока я не разберусь в бизнес-моделе!» Да нету бизнес-модели, успокойтесь, люди!

П.КАРТАЕВ: Можно же прикрутить еще кнопочку donate, чтобы на нее нажимали слушатели и…

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Вот это вот очень правильно он говорит, потому что что касается как можно зарабатывать, сейчас русские подкастеры, мягко выражаясь, сперли одну американскую идею, когда слушатели самого подкаста тебе платят деньги, donations.

П.КАРТАЕВ: Это, на самом деле, очень многие сайты, не только подкастерские. Это вообще нормальная практика, когда люди делают проект, на которые есть какие-то затраты. Они говорят – чтобы нам сайт содержать, нам нужно собрать 200 баксов. Грубо говоря, они потом печатают, сколько они собрали за этот месяц. Если собрали – хорошо. Ну, не собрали – плохо.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы часто эту проблему donations рассматриваем, на программе «Точка» у нас был собственно руководитель сайта krugi.com – это когда музыку выкладывают музыканты, в том числе и именитые.

В.МАХАРАДЗЕ: Гребенщиков же у них выкладывался, по-моему.

А.ПЛЮЩЕВ: Да-да. И на самом деле, все только надеются на эту схему. Здесь она не работает нигде. То есть на нее ориентироваться… Никто не платит. Ну, просто раз и так дают, то… Даже люди не со зла, не в том смысле, что вот, я здорово сэкономил, да нет, ну просто как-то – хоп, и не додумался.

В.МАХАРАДЗЕ: Слушай, а мне, кстати, интересно попробовать эту схему. Может, мы озаботимся с Павлом Анатольевичем, попробуем. А вдруг она сработает? Нам вообще много людей писало – чуваки, а зачем вам спонсор, давайте мы скинемся. Ну мы, конечно, в шутку – чего ж мы будем с них брать. Но, в принципе, я думаю, это возможно. Это все зависит от лояльности той аудитории к тому делу, которое ты делаешь.

П.КАРТАЕВ: А ведь были какие-то разработки внедрить в мобильные подкастинг. Какие-то предложения приходили – давайте мы будем размещать на наших wap-серверах ваши передачи, народ будет отсылать смс, за которые будет отдавать деньги.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Ну да, этих предложений столько было! Особенно в первые два года существования русского подкастинга. Все, кому не лень, предлагали встретиться и поговорить на тему, как можно на подкасты подписываться – пошли 338 куда-то и получи подкаст. Они сами толком не понимали, эти люди, потому что был кризис контента, то есть уже не знали, что выкладывать в виде контента, на чем зарабатывать. И вдруг кто-то кому-то говорит «Смотри, появились подкасты!» «А что это?» «Фигня, потом разберемся, давай лучше сейчас предложим». И мы даже одно время выкладывали, экспериментировали, с одной компанией заключили договора. В принципе, эта схема работает. Но другое дело, что наши партнеры какие-то странные очень. Они говорят «Да-да, отлично, работает!» И исчезли. Но это российский бизнес такой.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Давайте о технических деталях немного поговорим. Во-первых, какова цена входа в подкастерский шоу-бизнес, если можно так выразиться. Ну, то есть – чем должен обладать человек, который хочет стать подкастером, кроме творческих способностей?

В.МАХАРАДЗЕ: Да в принципе ничем, на самом деле. Компьютер, микрофон и самая простая программа для монтирования видео…

А.ПЛЮЩЕВ: Он по Фрейду оговаривается. Вот он о чем мечтает!

В.МАХАРАДЗЕ: Ну, у меня просто программа, которая видео и аудио монтирует. Нет, любая программа для монтажа. Причем можно на мобилу писать, почему нет. Но будет качество записи чуть похуже, но на самом деле, если контент интересный… О чем говорил Павел Анатольевич чуть раньше – это не затратная совершенно вещь ни по времени ни по силам. На коленке это все можно делать.

П.КАРТАЕВ: Что касается аудиоподкастов, подтверждаю. Более того, у меня был эксперимент – я записывал на свой мобильный телефон подкасты, и там ужасное качество аудиозаписи, но, тем не менее, за месяц я успел создать подкаст до 6-8 тысяч скачиваний серии эпизодов.

А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, какова аудитория количественно? Можно ее как-то оценить? Она ведь оценивается, как ты уже сказал, в количестве скачиваний за месяц.

П.КАРТАЕВ: Ну, вот Василий Стрельников у нас обладает статистикой.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Плюс еще – есть коэффициент, как в периодике, в глянцевых журналах. Выше коэффициент у глянца. Если это просто газетка, то коэффициент два – почитал, дал почитать жене. Если это глянцевый журнал, он лежит на бензоколонке, он лежит в химчистке – проходит энное количество людей и читает один экземпляр. То есть этот коэффициент может быть 8-10. У подкаста, я думаю, коэффициент легко можно брать 3. Но если взять наш подкаст, «СП-шоу», там один эпизод скачивает полторы-две тысячи человек, умножим на три…

П.КАРТАЕВ: Потом еще все дают послушать жене, потом выкладывают на торрент, на файлообменные сети, и, соответственно, вот и получается, что наш эпизод послушало не полторы тысячи человек, как у нас написано, а тысяч пять. Ну примерно так я представляю себе. Василий, поправьте меня.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я не могу оглашать статистику. Это дело каждого подкастера. Если он хочет сам, он может о ней поговорить, но в принципе то, что говорит Павлик, как ни странно, имеет какой-то смысл. Я имею в виду, как ни странно, что это Павлик говорит.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, вы все работали в СМИ, а некоторые работают и до сих пор.

В.МАХАРАДЗЕ: Действительно, странно.

А.ПЛЮЩЕВ: Имеет ли смысл, когда ты работаешь на сотни тысяч, а то и на миллионы человек, работать для пяти тысяч?

П.КАРТАЕВ: Вот в какой-то момент я осекся как раз именно из-за этого и взял творческую паузу. Сейчас проект «СП-шоу» находится немножко в стагнации. Творческая пауза у нас возникла.

В.МАХАРАДЗЕ: Ну, там много причин. Но дело не в этом. На самом деле, почему нет. Это же делается не для удовлетворения собственных амбиций, что стать еще популярнее. Нет, это делается для удовольствия. А если это делается для удовольствия… Что Василий тут показывает нам?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Кондиционер просто капает.

В.МАХАРАДЗЕ: А. Если это делается для удовольствия, то, по большому счету, без разницы, скачивает это пять тысяч или сто тысяч. Ты свой кайф получаешь, слава богу. А мы работаем на радио – ту аудиторию, о которой ты говоришь, сто тысяч или сколько, мы и так имеем.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я просто хочу сказать, что в свое время, когда я еще на MTV работал, мне говорили – зачем тебе это надо, ты ведешь передачи для каких-то прыщавых детей, тебе пора уже взрослеть и выздоравливать. Прошло много лет, ничего не изменилось. Потому что действительно, во-первых, я хочу сказать, что молодежная аудитория – это самая верная, самая преданная, самая клеевая, самая динамичная вообще аудитория. И то же самое в подкастинге. Пускай будет 1500 или 5000, Павлик правильно говорил, здесь эта аудитория действительно верная, она за тобой ходит, она тебя слушает, она тебя скачивает, она мгновенно реагирует, мгновенно комментирует , а иногда в ответ тебе выкладывает и свой подкаст. Поэтому это потрясающая совершенно аудитория. И даже не думаешь, что тебя скачало 1500 или 5000. Как-то не задумываешься на этот счет.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот уже не первый раз мы сегодня замечаем, что подкастинг – это в основном фан такой.

В.МАХАРАДЗЕ: Ну фан, конечно.

П.КАРТАЕВ: Хобби.

А.ПЛЮЩЕВ: Не бизнес. Но вы знаете, насчет радости могу сказать, что, бывает, показывают по телевизору, еще где-то там участвуешь, и какой-то фидбэк случается, но фидбэк после того, как я принял участие уже давно как-то в «СП-шоу» меня просто потряс. Ну, некоторые люди писали. Это полбеды. Некоторые спрашивали, действительно ли я тот самый, который участвовал. Когда здесь подошел наш корреспондент, со спортивными новостями только что он знакомил радиослушателей, Яша Широков и сказал: «Ты что, действительно был у самих Картаева и Махарадзе?» Ну да, как-то вот… И после этого, мне даже кажется, он меня больше уважать стал. Я надеюсь, во всяком случае, на это. Вот у тебя спрашивают, Василий, какова средняя скачиваемость бигподкаста? Чтобы закончить с этой темой.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Ну, где-то до 1500, иногда до 2000, плюс-минус. Это в сутки, я имею в виду, когда он только выложился. Потом с каждым днем… там какой-то пик достигается, а потом он уже все меньше и меньше, потом ты следующий выкладываешь.

А.ПЛЮЩЕВ: В последнее время подкастеров становится больше, меньше? Как вообще развивается, каковы тенденции в вашем бизнесе?

П.КАРТАЕВ: В том-то все и дело – в нашем несуществующем бизнесе вот этот организм сам растет, он живет какой-то своей жизнью. Сейчас еще большое спасибо мировому финансовому кризису. Благодаря этому кризису, ты сам знаешь тенденцию, люди стали все в интернет уходить, сейчас намного больше людей в интернете тусуется, в том числе они к нам тоже пришли. Поэтому есть статистика, вот она у меня здесь…

А.ПЛЮЩЕВ: Подготовился.

П.КАРТАЕВ: Ну, я всегда с собой таскаю вот это вот. Еще небольшая такая ремарочка – я еще до этого носил… так, тебе нельзя смотреть. Я еще с собой носил одно время определение ВВС, что такое подкастинг. Но это вы можете зайти на bbcrussia.com.

А.ПЛЮЩЕВ: Оно несколько отличается от определения журфака?

П.КАРТАЕВ: Да. Но вот эти вот бумажки говорят о том, что вот этот ребенок сам развивается, и из месяца в месяц, как это ни странно, все больше и больше людей приходит.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, это чисто в количественном отношении или в качественном тоже? Я вот о чем говорю. Я тоже заходил, тоже выкладывал что-то. Но я, конечно, ленивый человек, я не могу так записывать, как это делаете вы, скрупулезно, монтировать что-то. Я просто свои передачи клал. Мне и это даже надоело. Но я думаю, что очень многие люди, которые так делают, ну один подкаст записал, ну два, ну три… Каков процент людей, которые остаются и делают…

П.КАРТАЕВ: Понятия не имею.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я не знаю, я не измерял, но мне кажется, что все равно в какой-то момент кристаллизуется какое-то количество людей, которые остаются. Их может быть немного, но даже если их 10-15 человек, это те люди, которые уже слушают, и эти люди выкладываются годами. Там есть люди, которые четыре года каждую неделю и чуть ли не каждый день выкладывает свои подкасты. Этих людей становится больше. Может быть, не сразу, но их количество, конечно, увеличивается.

П.КАРТАЕВ: Это же большой труд – записать передачу и как-то ее дальше развивать. Ну да, один раз получилось, два раза получилось, а потом человек самоудовлетворился в подкастинге и все, забросил это дело. Я смог – мне больше некуда развиваться. Вот его первая мысль. И он уходит из подкастинга.

В.МАХАРАДЗЕ: Слушай, Павел, ты как будто про себя говоришь.

П.КАРТАЕВ: И мне кажется, что реально передач на rpod сейчас 10-12, которые, может, и не с первого дня существования этого сервера, может, они подключились в первый-второй год, но вот костяк – это 10-12 передач, которые существуют, которые выходят с периодичностью. А это очень важно – иметь какую-то периодичность. Может быть, раз в месяц, но этот подкаст будут обязательно ждать. Но в среднем где-то раз в неделю выкладывается новая серия подкаста того или иного.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: А с другой стороны, совершенно противоположные бывают ситуации. Совсем недавно одна девочка, Настя ТВ…

П.КАРТАЕВ: А она куда-то исчезла.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Вот. Я хотел сказать, что девочка, которая несколько лет выкладывала свои аудиоподкасты, которые пользовались большой популярностью, в последнее время она записывала видео-подкасты, и когда Павел говорил немножко выше, что это все очень сложно, это монтировать надо, ну, если ты хочешь получить действительно такой профессионально выглядящий продукт на выходе, но Настя сумела добиться прямо какого-то такого… ну, как конвейер – она снимала себя такими пятиминутными выпусками, снимала на фотоаппарат, насколько мне известно, если я не ошибаюсь, и без какого-либо монтажа тут же это выкладывала. Это совершенно шикарно выглядело. У нее была большая популярность. И вдруг что-то происходит – девочка просто исчезает.

П.КАРТАЕВ: Исчезает со всех ресурсов. Она выкладывала не только на Russian podcasting. На 3-4 площадках она размещалась. В итоге все ленты уничтожены.

В.МАХАРАДЗЕ: Ну, может, жизнь наладилась.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Предлагаю воспользоваться силой эфира. Я наверняка знаю, что она сейчас слушает 91,2 в Москве. Настя, вернись.

П.КАРТАЕВ: Василий все простит.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, кстати, я, знаете, что я первое подумал, что может случаться с людьми, когда они покидают? Что они уходят, что называется, в профессионалы. Известны ли такие случаи какие-нибудь? Что люди уходят из подкастинга на радио, а не с радио в подкастинг?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Артем Королев.

П.КАРТАЕВ: Да, вот у нас сейчас работает, наш коллега.

А.ПЛЮЩЕВ: Прибрали.

П.КАРТАЕВ: Он сам прибрался. Он пришел не сразу из подкастинга в наш медиахолдинг. Он сначала пришел на одну радиостанцию, потом на другую и в итоге оказался у нас, там, где мы с Вахтангом работаем.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Но также известны случаи, когда мегасуперпопулярные и профессиональные радиоведущие, кроме этих пацанов, которые сидят справа и слева от меня… Вот недавно пришел Костя Михайлов. Это радио «Максимум», «Европа+», потом снова радио «Максимум», сейчас не знаю, где он, неважно, не надо в эфире упоминать главную радиостанцию страны. Вот он сейчас тоже пришел в подкастинг. И наслаждается. Сейчас мы пока с ним парные пишем подкасты. И он подумывает о том, чтобы запускать уже свой собственный подкаст авторский из дома. Пожалуйста.

А.ПЛЮЩЕВ: Я вот частично, конечно, все это понимаю, даже, наверное, процентов на 80, но всегда во мне какой-то обыватель спрашивает: ну ведь здоровые же мужики, взрослые все, господи боже мой, зачем они этим всем занимаются?

В.МАХАРАДЗЕ: Ну Саш, хорошо, ты тоже занимаешься кучей каких-то странных вещей. Ты ведешь свой блог, например. Ты взрослый мужик!

А.ПЛЮЩЕВ: Поэтому на 80% я понимаю.

В.МАХАРАДЗЕ: Ну вот, то же самое. Каждый ищет фан в каких-то своих делах. Ну, это прикольно, это радостно.

А.ПЛЮЩЕВ: Еще при радио, про телевидение. Вот сейчас Василий сказал насчет того, что пошел народ в интернет, а с другой стороны, как мы теперь знаем благодаря журфаку МГУ, что такое подкастинг. Действительно, радиостанции выкладывают свои передачи, и у «Эха Москвы» есть подкаст тоже. И наша передача тоже кому-то сольется в плеер, между прочим. Вот. Есть ли конкуренция с их стороны? Не уходит ли народ, условно говоря, к профессионалам? Слушатели.

В.МАХАРАДЗЕ: Да нет, я думаю, что у всех есть своя просто целевая аудитория. Например, сейчас мы с Павлом Анатольевичем проводили большой фестиваль, опенэйр. Ну, не мы проводили, наша радиостанция, и мы просто подумали, почему бы не выкладывать подкасты прямо оттуда. И у нас была мобильная студия прямо на поле. И мы тут же…

П.КАРТАЕВ: Мы выходили в прямой эфир нашей радиостанции, тут же записывали то, что говорили, и через пять минут после прямого эфира этот звук в качестве подкаста появлялся на официальном сайте радиостанции.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: А теперь все уважающие себя радио и телекомпании в России, почти все, тоже выкладывают свою продукцию в виде видео- или аудиоподкастов. И это к разговору о том, как развивается и как…

П.КАРТАЕВ: Василий, как ты будешь развивать подкастинг?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: А зачем его развивать, если у «Эха» есть подкасты, у НТВ, еще у кого-то? Чем больше таких подкастов, тем больше люди будут скачивать, тем чаще люди будут заходить в какой-то поисковик, набирать буквосочетание «подкаст», в том числе выходить на нас.

П.КАРТАЕВ: Я, кстати, уже давно не пользуюсь никакими самоучителями по иностранному языку. Я подписан на ряд аудио- и видеоподкастов теле- и радиоподкастов той страны, язык которой я изучаю, и просто смотрю видеопередачи, слушаю аудиопередачи и таким образом обогащаю свой словарный запас и повышаю уровень изучаемого языка.

В.МАХАРАДЗЕ: У меня то же самое, кстати, абсолютно. Я тоже нашел какие-то интересующие меня языковые подкасты, и прекрасно, замечательно.

А.ПЛЮЩЕВ: Тут, кстати, спрашивают. Мы уже этой темы касались, но тем не менее, мне казалось, что у меня одно ощущение, у вас, может быть, другое. «Какие темы в подкастах самые популярные? – спашивает Ярослав. – И что за «СП-шоу»?» Ну, насчет «СП-шоу», можете узнать самостоятельно. Мне кажется, лучше это прослушать на rpod.ru.

В.МАХАРАДЗЕ: Ненормативная лексика, внимание.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, и без проблем. Все поймете с первых слов. А какие темы действительно самые популярные? Кто идет за вами, за вашими самыми популярными подкастами?

В.МАХАРАДЗЕ: Ну вот сразу Умпутун мне приходит на ум. Ты говорил, технологическая тема – компьютеры, телефоны, гаджеты и так далее.

П.КАРТАЕВ: Но все равно, как показывает практика, мы же ведем еще блоги на сайте радиостанции, на которой мы работаем, и мы видим по откликам наших слушателей, что самые лучшие темы – это темы о человеке.

В.МАХАРАДЗЕ: Ну, гендерные темы. Отношения мужчины и женщины, на самом деле, как ни странно, это работает лучше всего. Грубо говоря, когда ты пишешь блог, ты думаешь о том, чтобы это касалось каждого человека. Если ты, например, говоришь о пенсионном фонде, пенсионеров узкое количество, то есть ты всех молодых отсекаешь…

А.ПЛЮЩЕВ: О пенсионном фонде-то это как раз для молодых.

П.КАРТАЕВ: Ну, неважно. А если ты говоришь о том – а давайте вспомним наш первый раз, и у каждого человека был первый раз. Соответственно, идет включение. Конечно, эти темы самые лучшеидущие.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: У меня еще не было!

П.КАРТАЕВ: Ну, Василий, мы выяснили, он до сих пор еще не выздоровел, поэтому, конечно, у него еще не было. А вот что касается монетизации подкастинга, я давно над темой геоаудиоблоггинга, геовидеоблоггинга. Вот, допустим, сейчас пора отпусков. Залезаем на сайт какого-нибудь туристического оператора – отзывы об отеле. Ну, почитать – это одно, посмотреть картинки – это другое. А вот если, допустим, нас с Махарадзе или Сашу Плющева отправить в командировку…

А.ПЛЮЩЕВ: Какая хорошая идея.

П.КАРТАЕВ: На побережье Италии или Испании и сказать: «Саша, за месяц ты должен объехать десять отелей и снять о каждом отеле по сюжету 2-3-минутному и выложить это в качестве подкаста».

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Или аудио.

П.КАРТАЕВ: Или аудиоподкаста, да. И тогда я как человек, который хочет поехать в отпуск, залезу на сайт туроператора и не просто почитаю отзывы, но я могу посмотреть движущиеся картинки, видеосюжет с профессиональным комментарием Александра Плющева, с его фирменными шутками, которые известны во всем мире.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, а… Послушай, я вдруг подумал, что я примерно похожей вещью и занимался в мае, когда компания, которую мы не будем называть, организовывала тур в Марокко для блоггеров, и там были журналисты. В общем, такая же история примерно была, когда блоггеры пишут свои впечатления оттуда или даже снимают видео, причем часто весьма игрового характера, вовсе не обязательно в стиле передачи «Клуб путешественников»…

В.СТРЕЛЬНИКОВ: «Непутевые заметки» с Дмитрием Крыловым.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот-вот, что-то в этом духе. Менеджер из Сургута с непонятной фамилией спрашивает у Василия: «Какие есть еще интернет-проекты, которые вы держите в голове?» Мне вообще, на самом деле, странно (я поддержу этот вопрос), что ты так долго занимаешься одним и тем же делом. Мне казалось, что ты человек загорающийся, но, тем не менее, начинающий осваивать что-то новое после этого. Сколько rpod уже существует?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: В 2005 году мы вышли.

А.ПЛЮЩЕВ: Извини, что все время спрашиваю про статистику – сколько сейчас подкастеров активных?

В.МАХАРАДЗЕ: Волшебная бумажка Василия.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Так, тебе нельзя смотреть. Подкастеров зарегистрировано 3516, из России 78%, прослушивателей – 21 806. Это зарегистрировавшихся. Посещаемость сайта – 10-12 тысяч в сутки. Что вам еще сказать… Скачивание подкастов – от 25 до 35 тысяч в сутки.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну так вот, за эти годы уже могло бы надоесть, на самом деле. Не, не надоело до сих пор?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Абсолютно. Более того – сейчас мы строим планы и делаем новую версию сайта уже третий год подряд, но это будет совершенно шикарная версия. Была идея еще один сайт открыть, но совершенно с другой тематикой. Я не буду говорить о нем пока. Но такого нигде нету. Абсолютно нигде.

П.КАРТАЕВ: Каквыэтоделаетедоматочкару, да?

А.ПЛЮЩЕВ: У Павлика в одну сторону исключительно.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Это точно, мы уже привыкли. Мы уже не реагируем.

В.МАХАРАДЗЕ: Это его достоинство исключительное, поймите правильно.

А.ПЛЮЩЕВ: Я совсем забыл, что наши слушатели, на самом деле, тоже могли присоединиться по смс - +7 985 970 4545. Есть у вас еще пять минут – можете попробовать присоединиться. Но, на самом деле, у меня было много вопросов. Меня вот всегда волнует мотивация – что, почему и зачем. Хорошо. А вот какое было, условно говоря, главное разочарование и главная радость? Ваш первый раз, короче говоря, только в подкастинге исключительно. Может быть, главная неожиданность. Потому что когда ты начинаешь дело, ты не представляешь, чем все это закончится, и не представляешь вообще, куда повернет и какая реакция. Вот какие были главные сложности, неожиданности?

П.КАРТАЕВ: Ну, это когда в два часа ночи заходишь в палатку где-нибудь в Марьине и на тебя идут два странных субъекта в спортивных костюмах и говорят: «Ха-ха-ха». На Вахтанга так нападали.

А.ПЛЮЩЕВ: Подождите, стоп, еще раз. Вас узнавали в лицо из-за аудиоподкаста, а не потому, что вы работаете на радио, ориентированном на молодежную аудиторию?

В.МАХАРАДЗЕ: Совершенно верно. На большом фестивале опенэйр, который прошел в Тверской области, первое у меня было – я вышел на поле, пошел…

А.ПЛЮЩЕВ: Да говори ты русским языком – на «Нашествии». Ну и чего?

В.МАХАРАДЗЕ: Я вышел на поле, пошел, ко мне подошел первый же человек, сказал: «О, Ваха, прикольно, давай сфотографируемся». Мы сфотографировались. И он спросил: «Ну а чего, когда подкаст-то новый будет?» И тут я сразу, конечно, выпал. Вот это, наверное, стало самым большим удивлением – какая-то выросшая узнаваемость.

А.ПЛЮЩЕВ: Василия Стрельникова наконец-то начали узнавать.

В.МАХАРАДЗЕ: Потому что все это, как такой междусобойчик, собственный фан на десять человек, как ты говоришь, и когда вдруг это в такие какие-то перерастает масштабы, это даже как-то странно.

П.КАРТАЕВ: Удивительно, что нас слушают программные директора различных радиостанций по всей России.

А.ПЛЮЩЕВ: В том числе и ваши.

В.МАХАРАДЗЕ: И наши тоже, конечно.

П.КАРТАЕВ: И наши тоже. И сейчас мы все чаще и чаще работаем вместе в нашем эфире.

А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, не было ли каких-либо претензий со стороны руководства?

В.МАХАРАДЗЕ: Наоборот. Они послушали нас и поняли, что мы, в общем, хорошие парни, мы хорошо работаем вместе. И вот как Пашка сказал, мы сейчас все чаще и чаще, все больше и больше программ ведем вместе. Опять же, на «Нашествии» мы на сцену выходили тоже вдвоем.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Как бывший программный директор скажу, что, мне кажется, у них совершенно иначе происходило. Но у них, правда, уже поменялись программные директора со временем. Но, мне кажется, их предыдущие программные директора, наоборот, боялись их ставить вместе в прямой эфир.

П.КАРТАЕВ: Но у нас сейчас новый программный директор уже два года, и он нас продвигает.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Да, потому что у них просто потрясающая химия вместе. И это слышно по подкастам. И они очень подходят друг другу. И, видимо, их бывшие программные директора их боялись. Слушали их подкасты и думали – нет, нам такого не нужно в эфире. А нынешние ребята, видимо, наоборот, услышали эту искорку, увидели ее, и сейчас парни действительно постоянно работают вместе, из-за чего у них даже нету времени писать подкасты.

П.КАРТАЕВ: Это правда, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Леонид из Дармштадта спрашивает. Мне кажется, даже я могу ответить на этот вопрос. «Ограничены ли подкасты по длине?» Почему-то он считает, что 20 минут. «Можно ли выложить передачу на два часа?»

П.КАРТАЕВ: Да хоть на 10 выкладывай. Главное – что никто ее до конца не дослушает. В этом только проблема. А так, хочешь – выкладывай.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Оптимальное время подкаста, хронометраж – где-то примерно 20 минут.

П.КАРТАЕВ: Можно три минуты записать, если у тебя стоящий материал, классный контент. Три минуты – и все тебя будут слушать эти три минуты.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: У нас есть девочка, которая называется Кошка В Ромашках, у нее подкасты от 30 до 40 секунд, и в эти 30-40 секунд она так интересно мысль высказывает, это сделано с таким вкусом, с таким шармом, с таким волшебством…

А.ПЛЮЩЕВ: Слушайте, а где все берут всякие оформительские штуки, начиная от музыки, заставки, отбивки и прочее?

П.КАРТАЕВ: Можно самим сделать, можно заказать в продакшн, как это делает Василий.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну это же, наверное, стоит каких-то денег.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Ну, бывает, стоит. Вот у меня, например, заставка моего подкаста – это прекрасный музыкант, с которым я работал на одном телеканале, который сам подарил пьесу.

В.МАХАРАДЗЕ: А у нас с Павликом вообще не было никаких заставок. Мы специально, когда начали делать передачу, решили, что у нас будет в некотором смысле антишоу, что у нас не будет продакшна вообще. И его не было и нету. У нас нет ни заставок, ни музыки, ничего.

А.ПЛЮЩЕВ: А сколько времени у вас пожирает в неделю?

П.КАРТАЕВ: Ну, 20 минут у нас длится выпуск – 20 минут он и пожирает.

А.ПЛЮЩЕВ: А монтаж?

В.МАХАРАДЗЕ: Как правило, я занимаюсь аудиоконтентом, Павлик занимается видеоконтентом. Там что-то монтируется, но совсем чуть-чуть. Ну, где-то еще полчаса занимает.

А.ПЛЮЩЕВ: Василий, а у тебя?

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Я, на самом деле, тоже давно отказался от монтажа. Я просто, что называется, в режиме прямого эфира записываю все это и выкладываю.

А.ПЛЮЩЕВ: В режиме прямого эфира и мы сегодня работали…

В.МАХАРАДЗЕ: Молодец какой, а!

А.ПЛЮЩЕВ: Редкие гости приходят, которые проводят аплодисментами ведущего. Все, конечно же, свиньи, на самом деле – приходят только себя попиарить, и все, а вот хорошие люди пришли, похлопали. Спасибо, дорогие друзья.

В.МАХАРАДЗЕ: Спасибо, Саша.

В.СТРЕЛЬНИКОВ: Спасибо.

П.КАРТАЕВ: Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Всем счастливо, пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024