Купить мерч «Эха»:

Настоящее и будущее интернет-радио - Татьяна Андрианова , Михаил Резван , Сергей Степанов, Андрей Мотынга - Точка - 2009-10-11

11.10.2009
Настоящее и будущее интернет-радио - Татьяна Андрианова , Михаил Резван , Сергей Степанов, Андрей Мотынга - Точка - 2009-10-11 Скачать

А.ПЛЮЩЕВ: Всем привет. С вами Александр Плющев, программа «Точка», одна из самых необычных сегодня программ, потому что двое из ее участников будут посредством Skype выходить к нам в эфир. Не знаю, как это получится. Ну, заодно будет хороший опыт. С вами вместе проверим. По Skype к нам присоединятся Сергей Степанов и Андрей Мотынга, первый из Тамбова, второй из Хельсинки, оба они основатели интернет-радио X-радио. Татьяна Андрианова и Михаил Резван пришли к нам в студию. Они, соответственно, руководители интернет-радио Follow Me. Именно о настоящем и будущем интернет-радио мы и поговорим минут через несколько, после того, как небольшое эссе на эту тему представит мой коллега Саша Белановский.

ЭХОНЕТ

А.ПЛЮЩЕВ: Дорогие друзья, рад вас приветствовать. Александр Плющев у микрофона. Видеотрансляция идет на сайте «Эха Москвы» или на plushev.com, кому как удобнее. Присоединяйтесь. Там идет чат. Если смогу, буду его посматривать. Дело в том, что компьютер мой сейчас используется в качестве микрофона, поэтому он немножечко далеко от меня. Для микрофона он, потому что у нас по Skype выходит Сергей Степанов из Тамбова, а Андрей Мотынга из Хельсинки. Оба они - основатели и руководители, «паровозы», интернет-радио X-радио. Добрый вечер.

А.МОТЫНГА: Привет.

А.ПЛЮЩЕВ: В студии у нас сегодня Татьяна Андрианова и Михаил Резван. Они представляют радио Follow Me, которое еще, собственно, еще даже и не вещает. Добрый вечер.

Т.АНДРИАНОВА: Да, здравствуйте.

М.РЕЗВАН: Здравствуйте.

А.ПЛЮЩЕВ: Но вы сделали себе карьеру в некотором смысле на том, что это именно вы же работали на студенческом радио МГУ.

М.РЕЗВАН: Да, сначала было радио факультета журналистики МГУ, радио «Факультет», ему было два года. Ну, собственно, работая на нем, мы могли экспериментировать, сколько душе угодно. Мы делали его не одни, у нас был главный редактор Александр Ганюшин.

Т.АНДРИАНОВА: Это преподаватель факультета, и можно сказать, что это была его идея – сделать такое радио, потому что он ходил и думал – чего не хватает студентам? Не хватает радио хорошего, чтобы знания получать какие-то дополнительные.

А.ПЛЮЩЕВ: Чтобы практика была, нет?

Т.АНДРИАНОВА: Дело не в том, что практика. Практика практикой, это тоже хорошо. Еще чтобы радио образовательное было, такого формата, как существует в Америке и Европе, как сейчас, например, довольно популярная история – многие преподаватели выкладывают подкасты со своими лекциями, видео, аудио, чтобы студенты могли удаленно заниматься. То же самое хотелось сделать и нам отчасти. Ну и, соответственно, образовательные программы. Ну, то есть это было такое колледж-радио классическое, можно сказать, которого в России нет почти.

М.РЕЗВАН: Есть несколько радиостанций, но прямо такого классического слова «колледж-радио», никто, по-моему, и не стремился.

Т.АНДРИАНОВА: Ну, то есть пытаются делать, но это какая-то либо инициатива достаточно несерьезная, либо проекты получаются хорошие, начинается все хорошо, но потом быстро очень заканчиваются.

М.РЕЗВАН: Потому что нет финансирования. В Америке это отлаженная система. Эти радио все спонсируются из бюджета, поэтому делать их и заниматься ими достаточно легко.

А.МОТЫНГА: Я хочу сказать, из бюджетов университетов они спонсируются.

Т.АНДРИАНОВА: Нет-нет, там есть система общественного вещания так называемого, и люди, слушатели, дают деньги на это все. То есть там существует какой-то минимальный взнос, ты можешь заплатить больше, если тебе это нравится. И, соответственно, потом эти деньги из казны, куда это все стекает, распределяются между станциями, которые в эту систему входят.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну чего с ними, с американцами-то, в конце концов? Мы здесь живем. Я вот что хотел спросить у вас. Прежде всего, у наших гостей здесь в студии. Те-то люди, которых мы не видим, они люди опытные, волки, можно сказать, а вот люди, которые напротив меня… ну вот смотрите, есть масса радиостанций обычных, в FM-диапазоне. Причем у большой части из них весьма низкий рейтинг. Многие вообще не знают даже таких радиостанций. Мы все прекрасно знаем эти названия. И страшно удивляются, когда человек говорит: «А я вот слушаю это радио». Какого черта еще нужно делать интернет-радиостанции, если в нормальном FM-диапазоне предложение превышает спрос?

Т.АНДРИАНОВА: На самом деле, очень смешная история выходит. Ну вот все равно остаются те люди, чьи информационные потребности не удовлетворяются. То есть я представитель молодежи, который ходит в определенные клубы, смотрит определенные фильмы, одевается в определенных магазинах, и я включаю все эти радиостанции, и мне ничего не интересно. Не потому что они плохие или хорошие, а потому что не про тех людей, не про те события, не про те вещи, не та музыка звучит. То есть я иду в клуб, и я слушаю там совсем другое, на радио этого нет. Может быть, выходит одна программа в неделю, это еще при хорошем раскладе. Да, эту музыку можно найти в интернете, но нужно пойти, поискать, скачать или купить за деньги. Нужно усилия приложить. А чтобы ты нажал на кнопку, и тебе рассказывали, ты слушал, этого нет. И действительно, этого не хватает. И этим мы отчасти занимались на «ФМГУ», потому что помимо того, что мы делали колледж-радио и образовательную историю, делали и что-то развлекательное и умное, чего не хватало.

А.ПЛЮЩЕВ: А кстати, «ФМГУ» сейчас еще вещает?

Т.АНДРИАНОВА: Да.

М.РЕЗВАН: Теперь мы просто разделились.

А.ПЛЮЩЕВ: Другие люди?

М.РЕЗВАН: Да, там остался главный редактор Александр, мы перешли в Follow Me.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Теперь я хочу обратиться к нашим друзьям в Тамбове и Хельсинки. Давайте начнем с самого далекого нашего друга Андрея Мотынги, который в столице Финляндии находится. Вам-то, собственно говоря, это зачем и как давно это началось? Хотелось бы просто о мотивах ваших узнать.

А.МОТЫНГА: Ну, начнем с того, что я человек, влюбленный в радио. И однажды, переехав в Финляндию, я понял, что реализовать свои радийные таланты я никак не могу. Я нашел людей, у которых были финноязычные интернет-радиостанции две, и я спросил, не хотят ли они сделать русскоязычную станцию. Мужик согласился и поставил компьютер у себя в студии для русскоязычного вещания. Я стал им заниматься. А потом, в определенный момент, я спросил у него: «Когда же мы будем делать прямые эфиры?» А он мне сказал: «Никогда». И постепенно отношения у меня с ним разорвались, поскольку он хотел, чтобы мы работали в записи, а я не мог такого вынести. Затем я пришел работать на Интернациональное русское радио и телевидение и постепенно стал рассказывать начальству о своих мечтах. Он мне сказал: «Хорошо, попробуем. Вот тебе некоторые ресурсы, некоторые контакты. Если получится, то будем этим заниматься». Я зажегся, стал активно обзванивать людей, мы стали готовиться, рассчитывать бюджеты, и когда я понял, что нам нечем будет заполнять эфир, я как-то подостыл. И вот буквально год назад мы снова вернулись к этой идее. Ресурсов уже было больше. И так появилась в интернете радиостанция, которую основал я. Потом мы познакомились с Серегой, стали делать совместные эфиры, и когда я понял, что в принципе нас ничего не разъединяет, зачем нам две одинаковые радиостанции с какими-то совместными эфирами, и так мы объединились. Я закрыл то, что начинал сам, здесь, и влился активно в работу X-радио. Те общие черты, которые у нас с ними есть, мы объединили, а конфликтные стороны наших отношений мы используем как раз в маркетологических целях.

А.ПЛЮЩЕВ: Сереж, а как тебе пришла в голову идея сделать такую радиостанцию и зачем?

С.СТЕПАНОВ: Ты знаешь, история-то уже давнишняя довольно-таки. Вот мы в эссе слышали про радио «101», когда-то я там раз в неделю делал программу – буквально час музыкального эфира, но это был прямой эфир. И это, мне кажется, такая болезнь. Люди, которые в прямом эфире побыли, как Андрей говорил, в записи – ну не то. Потом приходилось мне довольно продолжительное время записывать какие-то программы, отдавать на другие радиостанции, но нет того веселья, как Высоцкий говорил. И поэтому интернет… Ну, была у нас еще такая штука – пиратская FM-радиостанция, сейчас уже можно об этом говорить, потому что передатчик не работает обесточен. Но тут непонятно – на одну улицу он вещал. Кто это слышал, кому это надо? Не совсем ясно. А прямой эфир появился прямо с того момента, когда появились интернет-сети у нас здесь в Тамбове, довольно нормальные по ширине каналы и безлимитные. Потому что до этой поры просто невозможно было интернет-вещать – никаких денег не хватит. А как только появилось – все в интернете стало X-радио вещаться.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну действительно, сейчас такой переломный момент, когда начинается поголовная интернетизация хорошим интернетом именно, хотя до этого еще далеко, но тем не менее, интернет и в регионы пошел, хотя я каждый день получаю письма о том, что ужас творится в регионах с этим. Но тем не менее. Я надеюсь, что будут и монополии разбиты, и все. И это на пути интернет-радио, конечно, открывает некоторые перспективы. Но все-таки дело это, наверное, хоть сколько-нибудь, но затратное. Мне бы хотелось, чтобы Сережа и Андрей рассказали примерно о затратах, которые они делают на эту радиостанцию, и удается ли им каким-либо образом отбивать эти затраты – рекламой или пожертвованиями, вспомоществованиями, милостыню просите вы, я не знаю, что вы делаете. Расскажите об этом.

А.МОТЫНГА: Серега, ты расскажешь или я?

С.СТЕПАНОВ: У тебя в евро – тебе можно вторым. Я хочу сказать, что затраты в основном – это затраты времени, которое отнимает, конечно, потому что этим нужно заниматься. В остальном, по сравнению с эфирной радиостанцией, интернет-радиостанция – это очень малобюджетная такая штука, с точки зрения техники. А если по людям, опять же, то нужны, конечно, люди, их нужно где-то набирать, и не то что уговаривать, не получится. Наверное, вдохновлять – лучшее слово, чтобы они захотели этим заниматься.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы же им не платите ничего. Это все радио энтузиастов. Правда?

С.СТЕПАНОВ: Да, но в этом и есть интерес. У нас шутка такая есть: «Я тебе за что деньги не плачу?» Людям-то нравится общение со слушателями, это драйв, прямой эфир, кто-то пишет. Пусть слушателей немного, но они активные.

А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, о количестве слушателей. У вас ведь круглосуточное вещание?

С.СТЕПАНОВ: Да. Музыкальное круглосуточное.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть у вам музыка перебивается какими-то передачами разговорными, обсуждательными.

С.СТЕПАНОВ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: И вот сколько же радиослушателей бывает у вас в среднем за сутки?

С.СТЕПАНОВ: За сутки – у нас статистика открытая – слушали, например, от полутора до двух тысячи раз, то есть включений. В месяц это примерно 50 тысяч включений. На данный момент, я зачитаю, 49 407 человек за месяц.

А.ПЛЮЩЕВ: Отлично. Теперь я хотел спросить у наших гостей в студии – у Татьяны и Михаила – за вами же, как я понимаю, за радио Follow Me, стоит некая компания, как минимум известный ресурс Look at me, правда ведь?

Т.АНДРИАНОВА: Именно так.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть у вас проблем с начальным, во всяком случае, финансированием нет?

М.РЕЗВАН: В каком-то смысле нет. Но с другой стороны, любая компания, особенно такая, как Look at me, не миллионер.

Т.АНДРИАНОВА: В принципе, это компания развивающаяся, которая не так давно появилась, тоже есть там свои проблемы – какие-то клиенты, например, задерживают выплаты…

М.РЕЗВАН: То есть обычные бытовые вещи.

Т.АНДРИАНОВА: То есть это нормальная история, и естественно, в связи с этим могут быть какие-то накладки.

М.РЕЗВАН: В целом капитал для начала есть.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть с чего стартовать. А какие задачи перед вами поставлены? Как творческого, так и бизнес-плана.

М.РЕЗВАН: Фактически нам сказали: «Ребята, хотите делать радио у нас?» Мы сказали: «Мы не против». Мы достаточно долго работали с «ФМГУ», нам хочется чего-то нового. И фактически даже интересно, что появится вторая радиостанция, которая будет, может быть, отчасти конкурировать с «ФМГУ». Так что мы просто забрали с «ФМГУ» несколько программ по договоренности и сейчас будем запускать их на новой базе. Плюс – будут еще новые люди, которые будут вести программы. Как музыкальные программы, так и по остальным сферам – дизайн, кино.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы будете платить?

М.РЕЗВАН: Нет, за два года на «ФМГУ» мы ни разу никому не платили. Все делали, потому что им это интересно. И, в первую очередь, человеку должно быть просто весело делать эту программу.

Т.АНДРИАНОВА: Она выполняла какие-то вещи, которые люди хотели сделать. То есть для кого-то это был пиар. Для промоутеров, которые устраивают вечеринки, это была отличная возможность прорекламировать то, что они делают. Но, с другой стороны, они делали очень качественные вещи в плане подбора музыки и того, что они рассказывали об этой музыке. Это было интересно. Кто-то получал опыт. То есть были, например, ребята – и студенты, и не студенты, которые приходили и делали какие-то передачи, потом уходили на FM. Один из наших авторов вот сейчас у вас работает.

А.ПЛЮЩЕВ: А кто это?

Т.АНДРИАНОВА: Тимур Олевский.

А.ПЛЮЩЕВ: Сколько нам открытий чудных.

М.РЕЗВАН: У человека цель просто – он хочет заниматься радио. Ну а на Look at me, собственно, это будет продолжаться. На «ФМГУ» когда мы работали, у нас просто был хороший опыт, эксперименты.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вы же сами не бесплатно туда пришли как руководители? У вас-то это будет работа.

М.РЕЗВАН: Да. Но и на «ФМГУ» какое-то время это тоже была работа.

А.ПЛЮЩЕВ: А насколько это клево – самим получать деньги, а нанимать людей бесплатно?

Т.АНДРИАНОВА: Дело в том, что регулярность того, что делают, не так велика. То есть прийти раз в месяц и сделать передачу, просто рассказать о музыке, которую любишь, или о деле, которым занимаешься.

М.РЕЗВАН: Тем более, это добровольно.

А.ПЛЮЩЕВ: Понятно. Я хотел бы спросить и у тех, и у других – давайте передадим просто слово нашим Skype-друзьям – а как вы смотрите на то, может ли в принципе интернет-радиостанция быть окупаемой, приносить деньги? Насколько это бизнес-перспективно? Ну давайте у Андрея спросим.

А.МОТЫНГА: Да запросто, Александр, она может приносить прибыль и быть эффективной, но вот как это сделать, мы не знаем, потому что если бы мы это знали, мы обязательно бы это сделали.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, ну подожди. Ну, может быть, просто какие-то условия не созрели? Вот смотри. У меня есть идея-фикс, на самом деле. Она не творческого плана, а технологического. Нет условия для приема интернет-радиостанций в машине пока. Почему? Потому что нет мобильных интернет-приемников. С появлением «Йоты», ну или других мобильных операторов, Комстара, кого угодно, с появлением мобильного WiMax, короче говоря, такая возможность появляется. Я уже, по-моему, третью подряд передачу об этом рассказываю. Вмонтировать этот маленький приемничек в магнитолу, в принципе, ничего не стоит. Допустим, у трех миллионов человек в Москве, а столько у нас автомобилистов, появляется этот приемничек. Соответственно, Х-радио и радио Follow me, и радио «Эхо Москвы», и радио «101», и радио «Европа +» становятся для человека абсолютно одинаковыми в смысле технологического приема. Он может настроить их на 5-6 разных кнопок и щелкать между ними. Между ними вообще никакой разницы нет. Представляете себе, то есть в одном ряду стоит то, что я перечислил?

С.СТЕПАНОВ: Александр, это уже произошло в интернете. Потому что я интернет дома использую как радиоприемник.

А.ПЛЮЩЕВ: Все правильно, Сереж, проблема только в одном. Радио, будучи привязанными, то есть дома, на даче, где-то еще около радиоприемника, слушают далеко не так много людей, как в машинах. Вот в чем дело. А так – все отлично.

С.СТЕПАНОВ: Но доступность одинаковая уже. То, что я раньше слушал на коротких волнах или старался на FM, на УКВ найти, сейчас все в интернете. И фактически сейчас конкуренция в интернете очень серьезная. Но, Саша, с другой стороны, это и плохо. Если бы в FM-диапазоне мы конкурировали, допустим, с 30 радиостанциями, а в интернете с сотнями тысяч. Потому что у нас был опыт вещания на коротких волнах. Нашлись добрые люди, которые хотели развивать русскоязычную службу, зарубежные телерадиовещательные организации, и вот они вещали нас три месяца на коротких волнах. Так мы на коротких волнах просто всех заткнули за пояс, всех, кто там присутствовал, всех пять, потому что почти уже никого там нет. Да, но с другой стороны, таких монстров – я не знаю, стоит называть? Радио «Маяк», радио «Свобода», «Радио России»… Мы почитали форумы, залезли в интернет и поняли, что на коротких волнах мы просто были лучшими. Но неэффективными посчитали короткие волны те ребята, которые это спонсировали. А в интернете нам приходится конкурировать с таким количеством радиостанций, что если себя не пиарить, если не заняться серьезно маркетингом, то можно просто остаться незамеченным и при этом быть очень ценным и интересным.

А.ПЛЮЩЕВ: Несомненно. Но это происходит не в интернете тоже и не с радио тоже. Ценные и интересные, но совершенно незаметные и неизвестные. Что вы, друзья, думаете, молодое подрастающее поколение, по поводу эффективности этого бизнеса?

Т.АНДРИАНОВА: Тут, на самом деле, есть еще такая большая проблема – не только в конкуренции между непосредственно станциями, но даже если у тебя все хорошо, тебя слушает много людей, качественный контент, очень сложно продать рекламу, потому что рекламодатели потенциальные не понимают, что такое интернет-реклама.

А.ПЛЮЩЕВ: Потому что они не дураки. Вот почему.

Т.АНДРИАНОВА: И это тоже. Очень сложно объяснить. Ну вот, оно где-то там в интернете, что-то там вещает. Как это слушать, понимает тоже мало кто, особенно если это люди постарше. Там что-то куда-то нажать, какой-то файл скачивается, потом запускается…

А.ПЛЮЩЕВ: Старперы, сволочи, денег не дают. Сидят на них и не дают денег.

Т.АНДРИАНОВА: Не в этом дело. Дело в том, что это вполне закономерно, что люди этого не понимают. Это нормально. И нельзя прийти в рекламное агентство… То есть если ты вещаешь в FM, ты приходишь и говоришь: «У меня есть такое-то количество рекламного времени – давайте, ребята, продавайте». Если ты приходишь с интернет-радио, тебе говорят: «Что?»

С.СТЕПАНОВ: Я не далее как сегодня специально послушал это известное радио «101» - у них уже есть аудиореклама в интернете.

А.ПЛЮЩЕВ: А у вас, кстати, вообще не было опыта аудиорекламы?

С.СТЕПАНОВ: Ну, была такая партнерская программа, можно сказать. То есть бартер, как в 90-е годы. Мне присылали новости с одной социальной сети, я читал новости, а потом говорил: «Спонсор этих новостей – эта социальная сеть». Вот и все. То есть реклама-то была, а денег…

А.ПЛЮЩЕВ: Они давали контент, понятно.

А.МОТЫНГА: На самом деле, сейчас у нас уже есть спонсирование некоторых разговорных программ. И я бы сказал, это спонсирование покрывает зарплату одного человека. Не будем показывать пальцем – далеко показывать.

А.ПЛЮЩЕВ: Это не так плохо. Извините, ради бога, я просто напомню номер смс. Я привык с чатом работать, но сейчас он от меня далеко, простите меня, обитатели чата, которые смотрят видеотрансляцию на plushev.com или на сайте «Эхо Москвы». Есть смс, можно достучаться до меня через него. +7 985 970 4545. И вот один человек, назвавшийся Федошником, пишет следующее: «Музыка и прочая болтовня про хобби – фигня. Нужно больше оппозиционных станций и прямые эфиры. Я вот делаю, но свое лично. Если бесплатно, то только свое радио. Если бы мне платили за это какие-то деньги заинтересованные лица из-за границы, я бы круглые сутки ругал власть», - пишет он. Да, смешное послание.

А.МОТЫНГА: Мне просто кажется, что ниша уже занята, которую пытается занять этот человек, и занята она очень хорошо. И мне кажется, достаточно уже в этой области работает…

С.СТЕПАНОВ: Я хочу не согласиться. Мы не стали на Запад, как говорится, кивать, но традиции… Столько радиостанций в Америке! В любой деревне – там жителей 15 тысяч, и у них радиостанция, они говорят о местных каких-то событиях. Все эти радиостанции колледжей, университетов – ну это просто сотни и сотни.

М.РЕЗВАН: Их еще произнести невозможно. Там же аббревиатуры.

С.СТЕПАНОВ: Да, причем у них есть аудитория своя. У нас просто нет традиции. У нас было пять каналов.

А.ПЛЮЩЕВ: Но, вместе с этим, между прочим, существуют еще и огромные сети. Я тут когда худел и отмечал свой вес FM-частотой какой-нибудь радиостанции, я замечал, что сетевых огромное количество. Они вещают в разных штатах, городках, городах и так далее. Ну, мы немножечко уходим, друзья, в оффлайн, а мы с вами в онлайне, между прочим.

С.СТЕПАНОВ: Нет, я просто хочу сказать – когда интернет нормальный широкополосный будет доступен по всей стране, эта ситуация может начать меняться и здесь. Потому что в обычный эфир пробиться ну просто нет никакой возможности реальной. Даже если деньги есть, это все равно очень и очень сложно. Но если тебе есть что сказать и ты думаешь, что тебя будут слушать, ну попробуй. Вот он интернет. Будут ли тебя слушать? Потому что все говорят: «Соберите мне». Мы можем предоставить эфир Х-радио для того, чтобы вы сказали то, что вы хотите сказать, и мы проанализируем прямо в этот момент, какова будет аудитория радиостанции. У вас, по крайней мере, будет возможность посмотреть правде в глаза, насколько востребована будет ваша информация и ваш творческий порыв.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, друзья, вот еще что хотел сказать. Есть у нас некоторые вопросы, которые поступили на сайт, и я предлагаю их обсудить. Некоторые из них реально интересны. Вот djsidorov, радиожурналист, между прочим, из Москвы, пишет. Видимо, известный вам человек?

Т.АНДРИАНОВА: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Я купирую его вопрос: «Большинство станций "берут" слушателей именно музыкой, исключение составляют редкие проекты вроде FMGU. К тому же у нас многим труднее нажать две кнопки, чтобы слушать интернет-радио, чем нажать одну и слушать приемник FM». Ну, ситуация, очевидно, меняется. Потому что мне, например, лень дойти до радиоприемника. И я часто, благо, Mac очень классно воспроизводит «Эхо Москвы», прямо тыкаю в «слушать радио» и слушаю, и черт с ним, что отстает на пять секунд – вообще не парит абсолютно. Зато без отрыва от производства. Куда я пойду, бог знает куда, на кухню. Вот. Большинство станций «берут» слушателя именно музыкой. И в вашем, и в вашем эфире есть или будет музыка. Как здесь решается, прежде всего, вопрос авторских прав?

М.РЕЗВАН: Давайте я расскажу. Это вообще отличный вопрос. Он меня, на самом деле, очень сильно удивил. Как раз когда мы это все задумали, я позвонил в РАО, это первая организация, которая приходит в голову, и сказал: «Здравствуйте, я хочу организовать свое радио». Прикинулся дурачком, говорю: «Хочу крутить там свою музыку, музыку своих друзей. Скажите, как мне сделать это легально?» Они говорят: «Вы знаете, вообще, никак». Говорю: «Ну как никак? То есть, получается, я могу это делать, и мне ничего не будет?» «Нет, если вы это делаете, то это нарушение закона». «Ну хорошо, ну, может быть, я могу хоть как-то легализовать свою деятельность?» «Нет, такого закона нету». Рассказали мне, что будет какая-то встреча радиостанций в ноябре, конференция, на которой они будут обсуждать нормативы, которые они хотят принять. Но пока ни одна радиостанция в интернете, по идее, не может получить эту бумажку. Более того мне сказали, что те, кто говорит, что они работают легально, все получили, сделали это как-то неправильно.

Т.АНДРИАНОВА: Там в какой-то момент речь зашла о том, что чтобы вещать в интернете, нужно получить лицензию. Вот так.

А.ПЛЮЩЕВ: Это самое интересное.

Т.АНДРИАНОВА: А как эта лицензия выглядит, никто не знает.

А.ПЛЮЩЕВ: Какая лицензия на вещание в интернете!

М.РЕЗВАН: Потом мы сказали: «Дорогие РАО, может быть, вы напишите нам бумажку, что у вас к нам нет никаких претензий? Мы же к вам обратились – мы готовы честно заплатить какую-то сумму. Мы даже не знаем, какую. Вы хотя бы назовите». «Нет, мы ничего не можем, обращайтесь в Росохранкультуры». Я позвонил туда.

Т.АНДРИАНОВА: Вот там как раз про лицензию нам и рассказали.

М.РЕЗВАН: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Какая лицензия в интернете? О чем речь?

М.РЕЗВАН: Ну, то есть это просто какой-то бред. Закона нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы с вами можем сейчас констатировать, что российские чиновники, российская власть вообще еще не представляет себе, что такое интернет-вещание – как радио, так и видео-вещание.

М.РЕЗВАН: То есть как будто его нету просто.

А.ПЛЮЩЕВ: Оно для них не существует.

Т.АНДРИАНОВА: Нет, существует. Уже года три проводятся регулярно какие-то конференции, собрания, посвященные вот этим всем вопросам. Что там происходит, какие выводы из этого делаются, непонятно.

А.ПЛЮЩЕВ: Как обычно. Все ясно. Извините, да. Друзья с Х-радио, пожалуйста, как у вас, решен ли этот вопрос? Кстати, вы откуда ведете физически вещание? Где сервер находится, если не секрет?

С.СТЕПАНОВ: Кстати, тоже вопрос интересный.

А.МОТЫНГА: Нет, давай я отвечу. Сервер находится в кладовке.

С.СТЕПАНОВ: Нет, находился он в кладовке. У тебя устаревшие данные. Уже полтора года он не в кладовке. Но он там находился, просто потому что у человека был безлимитный интернет, и он сделал сайт и вообще программист отличный.

А.ПЛЮЩЕВ: Просто Андрей превратился в настоящего финна, мне кажется. До немножечко долго вся информация доходит.

С.СТЕПАНОВ: Ну да, далековато. Но потом провайдер сказал: «У вас неплохой ресурс, давайте мы бесплатно поставим у себя уже в кладовке, в серверной». Поэтому он стоит в нормальной серверной, которая похожа на кладовку.

А.ПЛЮЩЕВ: Подождите. Я за вашими кладовками потерял нить. Какая страна?

С.СТЕПАНОВ: А, так в Тамбове.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Страна – Тамбов. Так. А как решается у вас вопрос с авторскими правами? Вы вообще задумывались об этом?

С.СТЕПАНОВ: Ну, заставляют нас задумываться периодически. Но фактически люди присылают свою музыку или даже группы молодые, перспективные, но не сильно известные, просят нас поставить свою музыку.

А.ПЛЮЩЕВ: Подождите. Вы хотите сказать, что вы не ставите музыку, которая защищена авторскими правами? Она вся, во-первых, защищена. Я имею в виду ту, которая принадлежит лейблам.

С.СТЕПАНОВ: Ставим, это надо признать.

А.МОТЫНГА: Почему ты во множественном числе говоришь?

С.СТЕПАНОВ: А, да, ты, может быть, не ставишь, но я ставлю. И на самом деле, вопрос открыт…

А.ПЛЮЩЕВ: То есть Андрей в Финляндии боится это делать, что его все-таки прижучат в цивилизованной стране, а Сергей в Тамбове, известный всем своим авторитетом в городе, не боится этого делать.

М.РЕЗВАН: Так, может, в Финляндии это и можно делать?

А.МОТЫНГА: Андрей, находясь в Финляндии, абсолютно спокойно чувствует себя, когда он что-то ставит в России.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну да, сервер-то в России находится, конечно.

С.СТЕПАНОВ: Надо наоборот, наверное. Хотя нет, наоборот тоже сложно. На самом деле, если бы это был вопрос в небольших деньгах, мы бы нашли спонсоров, чтобы это оплачивать.

А.МОТЫНГА: Давайте разберемся. У нас сайт находится в доменной зоне ru? Нет. Какие к нам претензии?

С.СТЕПАНОВ: У нас вообще su – Советский Союз.

А.ПЛЮЩЕВ: Это неважно, в какой он доменной зоне. Перестаньте, ради бога. Хорошо. С авторскими правами вопрос вообще никак не решен.

М.РЕЗВАН: Здесь проблема с рекламодателями. Рекламодатели просто боятся давать рекламу на радиостанции, у которых не все чисто с музыкой. Они же знают, что есть какая-то проблема.

А.МОТЫНГА: Поэтому они работают с разговорным контентом. То, что там музыка крутится, ну пусть она и крутится. Наша фишка – это разговорный контент. Вот он спонсируется, он чист, он абсолютно наш от кончика носа до кончика хвоста.

А.ПЛЮЩЕВ: Знаете, что, Андрей, это ты не сталкивался с РАО. Она тебе в пять минут докажет, что все, что ты сказал, это вовсе не твое, авторское, а через них должно пройти. Знаешь ли, тебе нужно поговорить просто с этими людьми. Ты так наивно не думай. Ну ладно, хорошо. Это потрясающий момент, на самом деле. Меня потрясло то, что, говорят люди, надо получать лицензию. Это значит, что общество, как мне кажется, еще не осознает, что есть новая реальность, абсолютно новая реальность. Точно так же, как с блогами – до сих пор находятся горячие идиотские головы, которые говорят, что на каждую страничку, на каждый блог нужно получать лицензию, или прочий какой-то идиотизм пошлый. Так и тут. Они не привыкли, что можно прости зайти в интернет, зарегистрироваться на сервере и вещать. А если у тебя есть сервер, то и не надо регистрироваться. Хорошо. Теперь о том, на что вы рассчитываете в недалеком будущем. Хобби, что называется, приходит и уходит. Значит ли, что через пару лет, как произошло с «ФМГУ», вам надоест это делать и вы это дело забросите?

М.РЕЗВАН: Нет, тут разница, на самом деле, очень большая.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы вообще чего хотите добиться? Я опять задаю тот вопрос.

М.РЕЗВАН: «ФМГУ» был некоммерческий проект.

Т.АНДРИАНОВА: Было очень сложно его каким бы то ни было образом коммерциализировать, получить за это какие-то деньги, просто чтобы обеспечивать себя по минимуму. Потому что сначала что-то платили, у университета были деньги, потом денег стало меньше, там были копейки. Это ладно. Не может спонсировать университет. Хорошо. Давайте получим грант.

М.РЕЗВАН: На образовательное радио журфака МГУ. Большой бренд.

Т.АНДРИАНОВА: Инновационный проект, можно сказать. Потому что интернет-радио образовательного нет в России. Подавали документы, по-моему, раза три.

М.РЕЗВАН: Да, 3-4 рекламодателя. Только один сказал: «Ну, ребята, если бы у вас были одни только лекции, тогда бы дали, это образование. А так – че-то у вас весело там как-то». Вот такое представление об образовании, что образование должно быть в лоб.

Т.АНДРИАНОВА: Ну да, и на базе университета сложно достаточно зарабатывать деньги. Потому что все-таки образовательное учреждения, и по закону не положено никаким способом, кроме как со студентов-платников собирать за учебу деньги. Это тоже достаточно сложно. Ну и помимо всего этого, творческая самореализация – прекрасно, но поскольку образовательные учреждения структуры очень бюрократические – чтобы привести гостя, нужна бумажка, чтобы привести гостя в выходные, две бумажки, если, не дай бог, гость иностранец, то десять тысяч бумажек, и это просто превращается в какой-то кошмар. И когда постоянно с этим сталкиваешься, что нельзя задержаться позже 11 часов вечера, потому что приходит охрана, начинается скандал. И это все. Конечно, понятно, что это порядок, что это университет, что так, наверное, должно быть, но очень сложно именно что-то делать, работать, когда тебя все время дергают, мешают – это нельзя, то нельзя. Хотя ничего противозаконного не делаешь.

А.МОТЫНГА: Как все запущено.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, знаете что, Андрей, не издевайтесь. Достаточно вспомнить вашу бюрократию в некоторых моментах. О мы не об этом. Есть еще одна концептуальная вещь. У меня здесь были люди, которые занимаются подкастами, еще были из RuTube, то есть те, кто занимается видеотрансляцией. Я у тех и у других спрашивал – вот смотрите, есть прямые вещания, а есть подкасты, которые выкладываются, мы видим, что у прямых вещаний не так много, между прочим, зрителей, слушателей, но зато у подкастов и у видеоподкастов аудитория в разы больше. Я спрашивал, почему. Они говорят – ну, это элементарно. Потому что люди любят смотреть и слушать тогда, когда им удобно, а не тогда, когда им дают. В этом-то, собственно, и отличие интернета. Это у тебя, старик, такое радио, которое дает людям, когда им удобно. Да и то – ты делаешь подкасты на «Эхе Москвы». Ну, не я, а, в смысле, сайт делает и дает людям – они слушают, когда им удобно. Массу людей таких я знаю. Ну так вот, какой смысл тогда вообще организовывать стриминговое вещание? Кроме как удовлетворение собственного интереса, самолюбия, не знаю чего еще – то, о чем говорил сначала Андрей, того, что прет. Кроме этого, есть ли какой-то смысл? Если все равно люди слушают записи и им, как выходит, все равно, прямой эфир или кривой.

А.МОТЫНГА: На самом деле, Александр, смысл очень простой. Все, что вышло в прямом эфире, через 10 минут может появиться на подкастинге. Так делает «Эхо Москвы». И я слушаю программы «Эха Москвы» только посредством подкаста. Но вот сейчас в прямом эфире оказался, но как-то по другую сторону баррикад. Все, что мы делаем, можно зайти, послушать и скачать на нашем сайте. Оно расползается по подкаст-терминалам. Кроме того, несколько подкастеров перешли к нам в прямой эфир и находятся теперь у нас в прямом эфире, и при этом получившийся результат распространяют с помощью подкастинга. Поэтому я бы не сталкивал эти две сферы, а наоборот, совмещал бы.

М.РЕЗВАН: Прямой эфир – это интерактив, это возможность общения непосредственного в данную минуту с пользователями, слушателями.

С.СТЕПАНОВ: И, кстати, подкаст получается лучше, когда он записан в прямом эфире.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот здесь «лучше» - это понятие очень относительное, потому что есть люди, в том числе и производители, которые говорят, что нет, друзья мои, лучше, когда все прилизано, все подрезано, все очень красиво, все отбито отбивочками. В прямом эфире это часто забываешь делать. Я, например, сегодня не дал ни одной отбивки и часто этого не делаю, просто потому что мне жаль прерываться. Ну и все такое. А так бы записывал бы я программу, мне бы звукорежиссер все свел бы. Вот я задел микрофон – он бы это вырезал. Ну и так далее.

М.РЕЗВАН: Просто есть разные форматы программ. Я не представляю – аудиокнига в прямом эфире. Ну, мне кажется…

С.СТЕПАНОВ: Есть же замечательная «Модель для сборки».

Т.АНДРИАНОВА: Это не совсем то.

М.РЕЗВАН: Нет, я не имею в виду «Модель для сборки». Я имею в виду классическую аудиокнигу, какую-то историю, которая требует звуковых эффектов. То есть это не просто рассказ под музыку, а такая серьезная достаточно постановка.

Т.АНДРИАНОВА: Типа радиоспектакля

М.РЕЗВАН: Да-да. Конечно, его приятнее слушать потом все-таки уже обработанным.

Т.АНДРИАНОВА: Ну да, какие-то вещи намного проще сделать в прямом эфире.

А.МОТЫНГА: Если говорить о подкастинге, то его фишка как раз заключается в том, что он отличается от причесанного, махрового радиовещания. Человек в любом месте планеты, в любой точке собственной квартиры, в том числе и на толчке, может включить микрофон и записать подкаст. Тут же его выложить. В этом была фишка вообще подкастинга как такового. И если зайти на подкаст-терминалы русские, посмотреть, какие подкасты находятся на вершинах, в топах, то это как раз не причесанный и прилизанный подкаст…

А.ПЛЮЩЕВ: Да ладно. Между прочим, «Сиськи-Письки» еще как, знаешь ли, прилизываются. Я просто был свидетелем этого процесса. Кто не знает, я называю самый популярный российский подкаст или один из, если Стрельников их обошел уже. Авторы «Сиськи-Письки шоу» были у меня здесь в «Точке».

М.РЕЗВАН: Тем более, как-то звучит – прилизанная. Просто хорошо сделанная программа. Ничего в этом плохого нет. Бывает несколько форматов. И все.

А.МОТЫНГА: Друзья мои, мне кажется, если говорить о записанных программах, вот именно о таком производстве со сценарием, с каким-то коллективом, который в этом участвует, то здесь радио проигрывает телевидению явно. Основная фишка радио – это прямые эфиры, это онлайн, это моментальность.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Вот еще вопрос. Для обычного радио, так же, как и для телевидения, существуют определенные ограничения, которые законом накладываются. Ну, понятно, что мы не можем материться, призывать к насилию, к свержению конституционного строя. В интернете это все несколько размыто. Знаете ли, если человек сидит в Хельсинки и матерится себе в микрофон, мне кажется, его сложно привлечь к ответственности. И, в общем, даже стоит ли? Задался бы я вопросом. Как по вашему, есть ли ограничения для интернет-радио, какие они, совпадают ли они с обычными радиостанциями и так далее? Вот что касается такого легального формата, скажем так.

М.РЕЗВАН: Ну, ограничения есть. Мы вот в программах очень не любили, когда кто-то у нас ругался матом. Просто потому что это нехорошо.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, давайте не про мораль сейчас говорить. Я вот сам моральный человек, как известно. Но чисто законодательно – что, по вашему, должно быть? Не что есть. Потому что мы знаем, что ничего нет. А что должно быть?

А.МОТЫНГА: Чисто законодательно нету такого закона, который регулировал бы интернет-радио. Соответственно, что хочу, то и ворочу. Но, с другой стороны, мы-то понимаем, что нужно работать на определенную аудиторию. И мы вырабатываем свой формат, в рамках которого мы работаем и друг с другом считаемся. Поэтому мы иногда с Серегой и спорим по несколько часов.

С.СТЕПАНОВ: Кстати, в интернете это же легко проверяется. Если, как говорится, понесло не туда, слушателей с каждой минутой становится все меньше и меньше. Это заметно. И через пять минут, если уже никто тебя не слушает, а ты продолжаешь, то какой смысл? Поэтому здесь очень просто – нужно следить за аудиторией. И это возможно делать. А в интернет-радио – это, с одной стороны, и радость такая, потому что видишь, что люди прибавляются, вот пока мы сейчас говорим, они прибавляются…

А.ПЛЮЩЕВ: Вот человек еще абсолютно не испорчен рейтингом. Абсолютно не испорчен ты, Сереж. Ты поймешь когда-нибудь, что рейтинг не всегда отражает собственно ценность программы. Не всегда.

М.РЕЗВАН: Ну вот мы очень много экспериментировали с программами. И я думаю, что таких программ, как мы делали, на FM сложно было бы себе представить. Это были лекции под музыку. Это были какие-то интервью, новости шепотом, интервью с американцами, из которых я делал какие-то песни. Женщина рассказывала про то, как работать на радио, и получались маленькие песенки такие. Или мы записывали с Таней десятиминутную программу про книжки. Я очень много работал над голосом – добавлял в него эффекты, делал резкие перебивки. Это был какой-то маленький фильм. Мы это воспринимали как маленькое кино такое, потому что там был целый мир, целый ритм этой программы. И вот это было очень интересно. Я думаю, что сейчас на Follow me мы будем, помимо каких-то классических разговорных программ делать такие вот эксперименты.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, знаете что, не очень хочется, но надо заканчивать, через пару минут мы с вами выйдем из эфира. Единственное, что я хотел бы сам от себя сказать. Я с удовольствием участвовал с ребятами в их эфирах на Х-радио, еще поучаствую, если меня туда допустят, но… не услышал я, кстати, ответа.

А.МОТЫНГА: Допустят, допустят.

А.ПЛЮЩЕВ: Выудил признание.

А.МОТЫНГА: Официально на многомиллионную аудиторию «Эха Москвы» мы сейчас говорим – пустим.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, смысл в том, что, конечно же, на интернет-радио совсем другие ощущения. Хотя вроде бы то же самое – тот же микрофон. Аудитория, правда, там во много раз меньше. Ну неважно. Смысл в том, что есть в этом некое дыхание таких вот 60-х, в которых я никогда не жил, но которые видел по фильмам, по музыке. Все это как-то передается. Когда радио было еще чем-то таким немножко пиратским, немножко хулиганским. Я в мировом смысле имею в виду, а, конечно же, не в советском. И здесь мы действительно сталкиваемся с некоторой новой реальностью, которую как-то надо осознавать. Вот мне пишет Лора здесь: «Саша, инет-радио – это СМИ, а СМИ надо регистрировать». Лора, а что вы сделаете со СМИ, если оно находится в Исландии? Вот что с ним делать? Как его зарегистрировать? В Исландии его зарегистрировать? Между прочим, возможности вещания у него точно такие же, как и вот радио, которое находится под крылом Look at me, или у Х-радио, совершенно никак не ограничиваются. Поэтому либо тут уж строить великие китайские файерволы и регистрировать все внутренние СМИ, великий советский тогда будет файервол, либо каким-то образом к новой реальности привыкать. Знаете, по-моему, пора все отвыкать регистрировать, в том числе и обычные СМИ. Ну, или раньше они отомрут. Ну так вот. Спасибо большое. Я благодарю Сергея Степанова и Андрея Мотынга, соответственно, из Тамбова и из Хельсинки.

С.СТЕПАНОВ: Пожалуйста.

А.МОТЫНГА: Низко кланяемся.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо, друзья. Это Х-радио. А также радио Follow me. Вы когда запускаетесь, скажите в последние две секунды.

Т.АНДРИАНОВА: На следующей неделе.

А.ПЛЮЩЕВ: Татьяна Андрианова и Михаил Резван были у нас также в эфире. Меня зовут Александр Плющев. Я думаю, когда-нибудь еще об интернет-радио ну или о чем-то подобном мы поговорим, потому что тема практически неисчерпаема. До следующей недели, всем пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024