Купить мерч «Эха»:

Приживается ли iTunes в России. Музыкальные сервисы в эпоху ВКонтакте - Павел Каюров , Валентин Петухов - Точка - 2013-04-28

28.04.2013
Приживается ли iTunes в России. Музыкальные сервисы в эпоху ВКонтакте - Павел Каюров , Валентин Петухов - Точка - 2013-04-28 Скачать

А. ПЛЮЩЕВ: В Москве 21 час 8 минут, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». В эфире программа «Точка», здесь Александр Плющев, Александр Белановский.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Добрый вечер. И сегодня будем говорить о музыке. У нас уже несколько таких тематических программ было: про фильмы мы говорили про лицензионные… про что еще? Ну, много про чего.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Про что не говорили, ты хочешь сказать.

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Значит, теперь настал черед музыки. Ну, надо сказать, что к этому есть даже более-менее информационный повод: исполняется 10 лет iTunes. Правда, не 10 лет в России, а 10 лет iTunes вообще, вот…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: В России несколько месяцев.

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Здесь он недавно, да, и поэтому уже можно хоть какие-то итоги подводить. Но поскольку, как это традиционно бывает, у компании Apple нет говорящих голов, она вообще как бы тварь бессловесная у нас, вот, поэтому приходится обсуждать либо между собой, либо с другими людьми, искать, так сказать, суррогаты, в хорошем смысле этого слова, безусловно. Смотрите, с кем мы сегодня решили обсудить тему легальной музыки в сети, приживется ли iTunes в России, приживается ли iTunes в России – так мы назвали свою программу. И музыкальные сервисы в эпоху ВКонтакте. У нас в гостях генеральный директор компании «Никитин Медиа Диджитал Контент Павел Каюров». Добрый вечер.

П. КАЮРОВ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: И Валентин Петухов, блогер, эксперт по технике и технологиям Apple – так я назвал этого знаменитого в Apple-кругах человека.

В. ПЕТУХОВ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Он же Wylsacom, известен он там под этим ником. Вот так мы вчетвером, вместе с вами, я надеюсь. +7-985-970-45-45 – это номер смс, и твиттер-аккаунт называется @vyzvon, вот. Надеюсь, вместе с вами проведем эту программу.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да.

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Значит, прежде всего, давайте начнем с iTunes. Вот я хочу у Вали, как у человека наблюдающего если не ежесекундно, то уж ежеминутно точно за жизнью Apple, и отчитывающегося в блогах и социальных сетях об этом, спросить. Вот ответь нам на этот вопрос, который мы поставили в тему нашей программы: приживается ли iTunes в России?

В. ПЕТУХОВ: Отключил Твиттер и не проверяю его уже 2 минуты. Не знаю, как, выживу ли. Мне кажется, что приживается. И действительно большая дата, 10 лет большому iTunes. Именно онлайн-магазину, потому что он появился чуть позже. У них очень хороший старт был и по миру тяжелый, если кто интересуется историей, как появлялись эти сервисы. Стив Джобс практически своим авторитетом продавил его зарождение, и очень долго сопротивлялись рекорд-лейблы и правообладатели, которые считали, что продажа музыки по 99 центов одного трека – это очень дешево. И они аргументировали это тем, что…

А. ПЛЮЩЕВ: Причем из этих 99 33 идет Стиву Джобсу.

В. ПЕТУХОВ: Да, они забирают, там, свои 40% со всего. И говорили о том, что в альбоме, как правило, 2-3 хитовых трека, которые все покупают, остальные идут просто прицепом. Он, в свою очередь, объяснял им ситуацию, что пиратство и в то время уже практически убило эту индустрию, и нужно было что-то делать. Они, в итоге, согласились. И мне кажется, что мы сейчас дошли примерно до той же точки у нас: всепоглощающий ВКонтакте, и альтернатив нету. И, в свою очередь, Стив Джобс, опять же, когда запускался iTunes, говорил, что люди, 80% тех, кто пользуется пиратской продукцией, музыкой, ну, любым медиа-контентом, они это делают не по собственной воли, а у них просто нету выбора. И если сегодня вы просите себя, а почему люди качают из ВКонтакта, из каких-то там пиратских сайтов – просто они не знают, где пойти и купить это удобно и дешево. И именно вот это главная причина, почему у нас засилье пиратства. Причем по всем фронтам, да? И кино, и игры, и программы, и музыка, и все прочее.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: То есть, даже не тяга к халяве?

В. ПЕТУХОВ: Да, да…

А. ПЛЮЩЕВ: Сразу несколько точек вот ты дал для обсуждения дальнейших. Конечно, самое спорное – это насчет того, что люди не знают, поэтому качают пиратское. Об этом поговорим тоже.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Павел, давайте тоже про iTunes продолжим. Там было сказано про правообладателей, дистрибьюторов, что они, значит, сопротивлялись этому.

А. ПЛЮЩЕВ: Вы долго сопротивлялись?

П. КАЮРОВ: Мы не сопротивлялись. Но у нас есть большой опыт общения с зарубежными коллегами, которые очень сдержанно относились к локальным сервисам, которые возникали в интернете, касающиеся музыки, и говорили нам следующее: «Подождите. Нужен хороший удобный доступный полноценный сервис, который должен понравиться потребителю – и тогда ситуация изменится». Мы… я очень скептически относился к этому, понимая рынок, то, что все доступно бесплатно в любом размере до релиза, как угодно, в любом качестве, сомневался. На самом деле ситуация показала, что отчасти они были правы, и в большой мере они были правы. Потому что реально iTunes стал первым таким сервисом, который удобен для потребителя, который имеет полноценный каталог, который прост в использовании и который поддерживается хорошим маркетингом. Поэтому отчасти это решает сегодняшние проблемы и с пиратством, и с доступом к музыке в интернете.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, вот вам, например, как компании iTunes дает что? Вы разве не можете, я не знаю, там, организовать продажу своих артистов, да, продажи музыки своих артистов, условно говоря, на вашем сайте, например?

П. КАЮРОВ: Для этого нам надо будет привлечь колоссальный трафик к своему сайту, сделать его супер-популярным, оптимизировать его. И при всем при этом он не станет таким же инструментом, как iTunes, потому что нам надо будет привлечь каталоги других правообладателей, других рекорд-лейблов, отслеживать новинки, проводить маркетинг новинок, проводить какие-то тематические разделы делать. И этот магазин, у него будут просто запредельные косты, и, собственно, это будет очередная утопическая модель. Тут все решено: там, все построено, схема увязана с устройствами, схема увязана с биллингом, схема увязана с контрактами со всеми существующими мейджорами, что составляют большую долю каталогов. К слову, по-моему, ни один российский интернет-ресурс на данный момент локальный, как мы говорим, стриминговый, или который предоставляет загрузку, он не имеет контрактов со всеми крупнейшими рекорд-лейблами зарубежными, с мейджорами, потому что они, как я повторюсь, сдержанно относятся к нашим моделям монетизации.

А. ПЛЮЩЕВ: А сколько в структуре ваших продаж занимает iTunes?

П. КАЮРОВ: На данный момент это порядка 25%.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Серьезно достаточно.

А. ПЛЮЩЕВ: Четверть того, что вы продаете. Это по деньгам?

П. КАЮРОВ: По статистике, да, последних месяцев, это примерно такие суммы. То есть, для нас это серьезный и достаточно, там, перспективный, скажем так… перспективное событие. Потому что меняется и сам ландшафт в принципе потребления музыки.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, скажите пожалуйста, а вот ведь iTunes недавно у нас, да, с конца прошлого года…

П. КАЮРОВ: С 4 декабря.

А. ПЛЮЩЕВ: Декабрь, да. И с этого времени как… вы когда вошли с ними?

П. КАЮРОВ: Мы были там еще до запуска в России…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну так вот, значит, 4 декабря. Можно считать, январь, февраль, март, апрель, май – вот пять месяцев уже практически прошло. За эти 5 месяцев как выросли поступления?

П. КАЮРОВ: За эти 5 месяцев мы видим некоторую картину стабилизации. То есть, декабрь и январь – это были очень серьезные, скажем так, ну, для нас, для нашей индустрии, по сравнению с другими магазинами, очень серьезные продажи, потому что, как я понимаю, все пользователи, которые ждали открытия магазина, они начали…

А. ПЛЮЩЕВ: Рванули.

П. КАЮРОВ: … они начали просто наполнять свои медиатеки, покупать номерные альбомы, покупать лучшее, покупать бесты. Дальше потребление уже идет за счет того, что появляется новое, что появляется интересное. Люди начинают покупать уже отдельные треки или альбомы с какой-то периодичностью. Но, я насколько себе понимаю, мы должны ожидать все равно прироста туда пользователей, и это даст еще какой-то виток роста потребления. Мы на это рассчитываем.

А. ПЛЮЩЕВ: А всех ваших артистов вы размещаете в iTunes?

П. КАЮРОВ: Если соответствующие права у нас есть от артиста.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот, кстати, вопрос хороший, потому что мы с вами вот до эфира обсуждали, что ваш лейбл, он больше заточен на такую рок-музыку, правильно я понимаю?

П. КАЮРОВ: Ну, в июне мы подписали контракт с Григорием Лепсом, и поэтому, скажем, наверное, перестали быть таким сугубо роковым…

В. ПЕТУХОВ: Лепс при этом был одним из таких хедлайнеров…

А. ПЛЮЩЕВ: Абсолютно.

П. КАЮРОВ: Мы работали над этим релизом: мы обеспечили предзаказы, мы делали маркетинг. И, в общем-то, да. Ну, а в большей мере, да, нас интересует рок. Сейчас мы представим новый альбом группы Океан Эльзы, вот недавно был Сергей Бабкин из Пятницы, и неплохо он так присутствует на витринах, значительно лучше, чем это происходит в розничных магазинах сегодняшних компакт-дисков, поэтому, в принципе, да.

А. ПЛЮЩЕВ: Понятно, что у вас не только компакт-диски и, собственно, iTunes, да? У вас еще есть другие способы заработка. Это я просто говорю о том, что вот эти 25% - это весьма и весьма значимая цифра. Что касается артистов, вот у них продаются… я имею в виду сейчас не деньги, я имею в виду сейчас треки, да? Вот какое количество треков у них продается на хард-носителе, какое – через iTunes, и какое количество, я не знаю, как-то еще, может быть, как-то еще распространяется? Можно ли это как-то узнать? Вот структуру. Допустим, 30% iTunes, там, ну, и так далее.

П. КАЮРОВ: Ну, по новым релизам в iTunes мы видим, что потребление новых альбомов примерно равняется физическим продажам, на данный момент. Но зато начинает продаваться Б-каталог, который на компакт-дисках уже просто никаким образом не присутствовал в магазинах. Уже года три нерентабельно было бы назад выпускать номерной альбом артиста, достаточно серьезных рок-артистов, там, локальных. То есть, не было смысла допечатывать компакт-диски, потому что тысячный тираж не был бы продан в течение нескольких лет, поэтому…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Ну, еще, бывает, дискографии скачивают целиком, например, чтобы просто было в коллекции, и ты не можешь это в магазине…

П. КАЮРОВ: Да. А сейчас я смотрю, что есть номерные альбомы, которым 5, 7 лет, и которые продаются, там, в количестве, там, хорошо, нескольких сотен альбомов в месяц, но продаются, и продаются, и продаются. Затрат нет ни на склады, ни на полиграфию, ни на упаковку, ни на производство, только, ну, собственно, поддержание аккаунта, загрузка файлов.

А. ПЛЮЩЕВ: Отличный вопрос задает Рубрих, наш постоянный слушатель. И я адресую его нашим обоим гостям, прежде всего Вале, наверное, потому что он психологию пользователя знает, наверное, лучше нас всех троих вместе взятых. «Неужели кто-то покупает музыку за деньги? – спрашивает он. – Вся музыка во ВКонтактике совершенно бесплатна». Рубрих, спасибо за то, что вы повторяете тему нашей программы. И Валя сейчас ответит.

В. ПЕТУХОВ: Вот пока обсуждали по поводу рок-альбомов… Ну, наверное, все следят за топами iTunes. Меня очень удивило то, что там практически нет такой откровенной попсы. И вот действительно общий топ – там достаточно серьезная музыка, и зарубежная, и наша…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, если мы не считаем Михаила Круга…

В. ПЕТУХОВ: А его почти нету там, он где-то сидит у себя там в альтернативе какой-то, они почему-то его туда засунули…

А. ПЛЮЩЕВ: Валерия.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Валерия там в топе.

В. ПЕТУХОВ: Ну, вот сейчас ситуация немножко…

А. ПЛЮЩЕВ: Певица Натали, которая взорвала все.

В. ПЕТУХОВ: Сейчас ситуация меняется, но, в общем, я думал, что будем намного хуже. И там… ну, я не буду, наверное, по фамилиям называть, не очень красиво…

А. ПЛЮЩЕВ: Стас Михайлов, ты имел в виду?

В. ПЕТУХОВ: (смеется) Ну, и вся компания вместе взятая. А что касается психологии, я тоже это долго обсуждал со своей аудиторией именно ВКонтакте и спрашивал в опросах, насколько им интересен iTunes, что они будут покупать, какая цена. И, кстати, Apple пошла на очень правильный шаг: цена музыки у нас, она дешевле, чем в Америке. И, по-моему…

А. ПЛЮЩЕВ: Главное, дешевле, чем на Украине – вот это победа Apple в России!

В. ПЕТУХОВ: И Белоруссия, и Казахстан – все как-то остались немножко в тени. Мы вот прям идем молодцом. У нас, по-моему, 17 рублей, да, стоит?

А. ПЛЮЩЕВ: 15.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: 15.

П. КАЮРОВ: По-моему, от 12 до 19.

А. ПЛЮЩЕВ: Там по-разному, средняя – 15.

П. КАЮРОВ: Это на усмотрение правообладателя.

В. ПЕТУХОВ: В то время как в Америке это 99 центов, доллар 30 – такие цифры.

А. ПЛЮЩЕВ: Притом альбом, обычно, если альбом ты покупаешь, то это еще меньше получается за трек.

В. ПЕТУХОВ: Да.

А. ПЛЮЩЕВ: А если это альбом старый или, там, какой-то сборник, то это еще меньше.

В. ПЕТУХОВ: И мне кажется, что сейчас вот, что касается психологии, очень правильный момент для запуска магазина сама Apple выбрала. Я не знаю, какие там были внутрикухонные проблемы (может быть, они договаривались с нашими правообладателями, еще что-то), но именно сейчас вот эта критическая масса аккаунтов в iTunes… iTunes вообще в понимании Apple – это не только музыка и медиа-контент, это также App Store, который программы и приложения, это туда же iBook Store, который у нас не работает, книжки, и туда же попадает еще…

А. ПЛЮЩЕВ: О чем, по-моему, мало кто жалеет.

В. ПЕТУХОВ: Книжки у нас как-то вот… вот книжки, мне кажется, если будет программа про легальные книжки, там как-то все не очень понятно.

А. ПЛЮЩЕВ: У нас была, я тебе больше скажу. Ну, там мы iBook Store вообще не рассматривали, поскольку…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Не слышно не видно.

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

В. ПЕТУХОВ: И получается, что сегодня очень много устройств, к которым уже подключена какая-то платежная система, типа кредитной карточки, и люди привыкли платить за программы. Доля пиратства в программах у нас не такая большая, как многие думают. На самом деле, когда недавно вышел джейлбрейк (это взлом iOS), на первом месте были США и Китай, мы были где-то даже не в первой пятерке. И на самом деле…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Это по процентному соотношению.

В. ПЕТУХОВ: Да, то количество устройств, которое было подвергнуто джейлбрейку…

А. ПЛЮЩЕВ: Из всех устройств, которые есть в стране, количество джейлбрейкнутых.

В. ПЕТУХОВ: Да. И получилось, что сегодня Apple вот пришла ровно в тот момент, когда их уже ждали, люди научились платить за какой-либо, там, контент, у них есть подключенные устройства. И, в общем-то, в принципе, наверное… знаете, есть такой Гейб Ньювелл, он руководитель Valve. Это большая компания в игровой индустрии, они разрабатывали и поддерживают Steam, они делали Half-Life многим известный. И его в свое время спросили, когда он запускал Steam в России, зачем они идут, здесь же медведи, водка и пиратство. И он сказал, что, вы знаете, на самом деле важно не столько какая ситуация в стране, а сделать удобный для пользователя сервис. Собственно, о чем и Джобс говорил: что люди, во-первых, а), не знают, а во-вторых, все делается настолько неудобно для людей, что они просто не хотят этим пользоваться. Вот если скачать пиратскую музыку проще и удобнее, то никогда человек не пойдет и не заплатит за то же самое. И вот iTunes и Steam, в свою очередь… сегодня на самом деле Steam доминирующий на игровом рынке. И вот, помните, в свое время в переходах метро какие-то лотки с дисками, они были всеобъемлющие и всепоглощающие, и казалось, что это история бесконечная. Сегодня все ушло в цифровую среду, там все отлично развивается. Так вот, мне кажется, что ВКонтакт тоже будет вытесняться, и вообще пиратская музыка. И вот моя аудитория как раз говорила, что много… не все, конечно, не все, но что-то для себя начали покупать. И я, честно сказать, до iTunes в России тоже пользовался пиратским… я не знаю, можно такие вещи говорить?

А. ПЛЮЩЕВ: Можно, можно. Тебя не встретят внизу, я гарантирую, не скрутят.

В. ПЕТУХОВ: Все пользовались пиратской музыкой, потому что это было действительно удобнее. И стриминговые какие-то сервисы, и скачивать. А когда пришла iTunes, я просто вот всю свою медиатеку оттуда выгрузил, удалил и начал потихонечку загружать музыкальные коллекции из iTunes. Да, там не такая большая у меня сейчас коллекция, но, тем не менее, она вся подобрана по тегам, с обложками, все красивенько. И вот это тоже на самом деле мне как человеку, который любит вот порядок в таком виде, очень приятно.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Кстати говоря, отдельная тема – что в iTunes все-таки, при всем том, что там очень много артистов, альбомов и так далее, все-таки не все можно найти. Вот что важно, да? Может быть, для большого количества людей…

А. ПЛЮЩЕВ: Прямо скажем, много чего нельзя найти.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Наверное, да. Ну, я чаще всего находил то, что я искал, но, там, я слушаю в том числе такие коллективы, которых там нет, да? И откуда мне их брать в электронном виде?

В. ПЕТУХОВ: Ну, на самом деле я вот интересовался идеей, как вот мне как человеку, который от музыки далек, опубликовать свою какую-то композицию. Может быть, там, какой-нибудь…

А. ПЛЮЩЕВ: Никак.

В. ПЕТУХОВ: Можно. Есть, оказывается, сервисы, которые позволяют… они… Apple забирает процент, и сервис забирает процент – я получаю еще меньше, но, тем не менее…

А. ПЛЮЩЕВ: Ты вообще ничего не получаешь.

В. ПЕТУХОВ: Но моя композиция появляется в iTunes…

А. ПЛЮЩЕВ: Это правда. Ну, там же история какая? Поправьте меня, если вы знаете лучше. Насколько я понимаю, история такая, что непосредственно с артистами договоры не заключаются, заключаются договоры только с лейблами. Потому что иначе, если ты заключаешь договоры с артистами, то тебя моментально блокируют лейблы. И они же должны, у них есть тоже свой интерес, конечно, вот. Это такая тоже, в общем, спорная для пользователей или, там, с точки зрения справедливости, система. Вот. Поэтому. если ты даже, там, начинающий музыкант или какой-то, ты хочешь раздавать свою музыку бесплатно через… во-первых, бесплатно ты ее не раздашь через iTunes. Хорошо, продавать, там, не беря себе ни копейки, вот, тебе просто нравится вот эта экосистема. Ты должен заключить контракт с компанией, да, с посредником, с издателем, он уже заключит контракт с Apple, она опубликует – и тогда люди будут покупать, и все деньги будут идти Apple и звукозаписывающей компании. Вот.

П. КАЮРОВ: Даже не звукозаписывающей компании. Есть понятие агрегатор. То есть, агрегатор – это тот, кто предоставляет контент в определенном объеме и получает такой статус в связи с тем, что контента этого много. И он решает много технических вопросов по адаптации контента, как это должно быть залито. Поэтому есть сервисы, которые просто берут фиксированную плату за то, что какого-то начинающего артиста размещают на iTunes, и этим зарабатывают.

А. ПЛЮЩЕВ: Интересные у нас очень отзывы по смс +7-985-970-45-45 и через Твиттер (есть у нас аккаунт @vyzvon). Я чуть-чуть зачитаю. просто самые разнообразные. Значит, так, сейчас, секунду. «Любимых артистов бесплатно не скачивают», - пишет один. Второй, вот прямо рядом: «Никогда не будут платить за музыку, особенно за импортную. Пусть буржунет обирают». Вот, а, значит, Рунет не обирают. «ВКонтакте есть далеко не все, и качество непонятное. Я покупал бы музыку в lossless-формате». Это классный вопрос, Недоверяйка его в Твиттере поднимает. Многие критикуют – мне кажется, надуманно, но тут можно подискутировать – обвиняют iTunes в том, что заниженное качество звука, ну, уже по современным меркам. 256?..

П. КАЮРОВ: 320.

А. ПЛЮЩЕВ: 320, да? Значит, 320 многим кажется заниженным. Я просто помню времена, когда 128 считалось хорошим качеством, и по радио можно было ставить. Вот. И поэтому мне вот это кажется надуманным. И человеку сколько ни дай, он все равно скажет: «Заниженное». Вот. «Я бы покупал, если бы гигабайт весила музыкальная композиция, вот я бы… втот за это стоит платить». Может быть, не. Что ты можешь сказать по этому поводу, Валентин Петухов?

В. ПЕТУХОВ: Мне кажется, что это на самом деле действительно надуманно, и здесь идет баланс интересов, с точки зрения, наверное, и самих студий, артистов, которым достаточно тяжело отдавать в оригинале практически эту всю музыку, в хорошем качестве…

А. ПЛЮЩЕВ: Тяжело технически или тяжело психологически?

В. ПЕТУХОВ: И психологически, в первую очередь, и технически для Apple, потому что это возрастает и трафик, и объем занимаемого места. Мне кажется, здесь правильно сделана позиция. Если ты хочешь и тебе это нужно, то ты сделаешь это без проблем. И на самом деле… потому что у них же есть возможность и оцифровывать альбомы через iTunes…

А. ПЛЮЩЕВ: Я, например, уже со 128 и вот выше, я не различаю качество. Ну, мое ухо не может. Как мой глаз Ретину не отличает от не Ретины, поэтому… ну, практически.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да, я тоже так на Плющева смотрю каждый раз, когда мы об этом говорим…

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

В. ПЕТУХОВ: Ну, наверное, люди, которые различают, для них это больно слышать, они считают, что там разница просто вот гигантская.

П. КАЮРОВ: Колоссальная.

В. ПЕТУХОВ: Да. Ну, я думаю, что Apple все-таки… и iTunes – это массовый такой продукт. И если туда загнать… во-первых, это будет стоить, наверное, дороже, не каждый готов за это платить. И если, наверное, таблицу составить плюсов и минусов вот этого вот формата, получится, что для потребителя массового, который готов за это платить, минусов окажется больше. Все-таки это нишевая такая штука, которая остается…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да и потом, не все далеко устройства могут потянуть такие объемы, один альбом только может поместиться.

П. КАЮРОВ: Ну, мне кажется, просто критика не совсем как бы адекватна, там, скажем, ситуации, потому что, как правило, там везде все 128 – 256. А где магазины, которые дают лучше, чем 320? Если говорить о lossless, то это должен быть… элитная тема по какой-то специализированной музыке, и это, там, требует инвестиций. Сейчас, там, не секрет, рост спроса на винил, скажем, и лейблы выпускают практически все релизы на виниле, в том числе новинки. И вот потребитель, который, наверное, тогда, в таком случае должен, наверное, озаботиться покупкой проигрывателя и покупать виниловые пластинки, если настолько требователен к звуку.

А. ПЛЮЩЕВ: Смотрите, у нас речь заходила об артистах вот время от времени, но при этом самих артистов мы, собственно говоря, не слышали. Я предлагаю послушать все-таки их голос. Слава богу, у меня есть еще одна передача, «Попутчики», выходит она в 23 часа, и сегодня тоже еще одна будет. Вот. Но сегодня, правда, не артист. Там иногда туда приходят артисты. Так получилось, что две последние недели, два последних воскресенья были там артисты. И мы у них спрашивали, собственно говоря, про iTunes, мы с моим коллегой Дмитрием Борисовым. Или они сами заговаривали, или мы спрашивали – как-то так получалось. И интересно, что подходы у них разные. Вот что, например, говорит бывшая участница группы «ВИА Гра» певица Анна Седокова, которая сейчас выступает в сольном качестве. Давайте мы фрагмент этой программы «Попутчики» и послушаем.

(звучит запись)

А. СЕДОКОВА: Все мои последние песни я выкладывала бесплатно, и чем очень сильно горжусь, потому что считаю, что, ну, если говорить напрямую, то. там, например, iTunes сейчас денег артистам не приносит. И не может принести, потому что есть наш любимый ВКонтакте и есть программы, миллионы, там, какие-то, в которых ты можешь скачать музыку бесплатно. Артисты зарабатывают давно уже другим образом. И, мне кажется, мы напрямую зависим от популярности песни в сети, поэтому… Ну, у нас немножечко исторически сложилось, что у нас другая штука. Ну, мы не пользуемся iTunes, мы не привыкли покупать как минимум песни по той причине, что у нас нет карт, понимаешь? Если в Америке, там, они картами пользуются уже не знаю сколько десятков лет, то у нас нет. Д.БОРИСОВ: Но это проходит, сейчас уже во всех киосках в Москве практически принимаются, знаешь, в таких палатках уже. А.СЕДОКОВА: Но это же ты про Москву говоришь. Д.БОРИСОВ: Ну да. А.СЕДОКОВА: А если ты подальше отъедешь, сколько у населения карточек? И сколько людей могут ввести все свои данные, контакты, прописку, и какая гарантия, что ее не взломают завтра и не воспользуются твоей картой?

А. ПЛЮЩЕВ: Это была Анна Седокова, певица. Теперь на очереди у нас еще есть группа «Вельвет», Екатерина Белоконь, Александр Лифшиц. Тоже у нас с Дмитрием Борисовым говорили про iTunes.

(звучит запись)

А. ПЛЮЩЕВ: Я занимаюсь всякими здесь технологиями, интересно, как туда люди попадают. А. ЛИФШИЦ: Мы очень хотели туда попасть, потому что, ну, вот мы с Катей, например, очень активные пользователи определенных телефонов, через которые как раз и надо покупать на iTunes. Вот. Очень удобная схема покупки приложений на Apple Store. И, собственно, выложить музыку на iTunes мы хотели вот еще давно… Е. БЕЛОКОНЬ: С самого начала. А. ЛИФШИЦ: … когда его не было в России. Мы искали другие выходы, потому что на самом деле русская музыка там была, просто для этого надо было выходить в iTunes через всяческие там… А.ПЛЮЩЕВ: Их лейблы. А. ЛИФШИЦ: Их, да. Но это был довольно сложный путь, у нас не было большой пиар-службы, которая бы этот процесс весь…

Е. БЕЛОКОНЬ: … организовала.

А. ЛИФШИЦ: …организовала. А сейчас мы вот через наш лейбл… мы их очень просили, чтобы они обязательно выложили на iTunes, и всё довольно быстро. То есть, в один день альбом появился и у них на сайте, и в iTunes. И прекрасно. А. ПЛЮЩЕВ: Александр Лифшиц и Екатерина Белоконь, это группа «Вельвет». Вот смотрите, два разных подхода. Аня Седокова, бывшая участница группы «ВИА Гра», как-то она очень вяленько про iTunes. И, в общем, - говорит, - не привыкли покупать, и как-то бесперспективно. А из группы «Вельвет» ребята даже рвались туда, когда еще в России его не было. Это разница в подходах. У вас… вот вы с музыкантами разговариваете? Я сейчас обращаюсь к Павлу Каюрову, генеральному директору «Никитин Медиа Диджитал Контент». Какое у них отношение, какое у них мнение? Кстати, учитывается ли их мнение, когда вы ставите в iTunes или еще куда-то?

П. КАЮРОВ: Ну, собственно, тут два вопроса, мне кажется. Вот то, что говорила Анна…

А. ПЛЮЩЕВ: Я, бывает, и по три задаю.

П. КАЮРОВ: Имеется в виду, вот в проблеме два вопроса. Первое – это то, что все оценивают Контакт как колоссальный ресурс для промо. И артисты, там, которые от своих записей не получали денег в течение многих лет практически никаких и имели зато определенное количество корпоративов в месяц, которое позволяло им безбедно существовать, они, конечно, считают, что надо выложить новую запись в Контакт, чтобы группа, там, из 800 тысяч подписчиков об этом узнала, чтобы пошел сарафан, и все было замечательно. Но мы забываем все вещи. Что, во-первых, не у всех артистов есть несколько корпоративов в месяц, потому что, ну, у группы Beatles уже нету, да, никаких корпоративов, скажем, к примеру, да?

А. ПЛЮЩЕВ: У них роялти приличное, ладно.

П. КАЮРОВ: Ну, у них роялти приличное, потому что у них нет ВКонтакте, наверное. Вот. А…

А. ПЛЮЩЕВ: Я имею в виду, прежде всего, за использование в рекламах, в художественных произведениях и так далее, а не за продажи.

П. КАЮРОВ: Ну, в том числе, конечно, там, благодаря их статусу. Но и второй вопрос – то, что ВКонтакте имеет определенный и вполне внушительный доход от всего того трафика пользователей, которые проходят мимо этого, и артисты должны рассчитывать на какую-то часть этого. Но, собственно, такой скепсис, я считаю, что он уже себя не оправдал, потому что и по поп-музыке, и по популярным артистам, трекам хорошие закачки.

А. ПЛЮЩЕВ: Я так понимаю, что артисты все-таки… ну, я, конечно, не опрашивал всех, но они все-таки рассматривают это скорее как имиджевый элемент. Денег-то много… ну, не много, а вообще хоть как-то ощутимо они на этом совсем не зарабатывают. То есть, ну, как? По всем остальным видам контента, как я понимаю, по книжкам, например, да и… по фильмам там другая история, но все равно. Вот. Подписывается контракт на издание альбома, условно говоря, и продажу его везде-везде-везде – это уж как издатель захочет. По контракту деньги получили – до свидания. Все, тут начинается заработок издателя. Правильно?

П. КАЮРОВ: Разные подходы.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Никакого… я вот просто думаю: от них же ничего не убывает, от артистов, да, если они согласятся размещать, там, свой контент на площадке iTunes? То есть, ни физически, никак, хуже им не становится никак. То есть, какие могут быть поводы сильно негативно относиться? «Нет, вот я принципиально не хочу в iTunes». Хуже от этого точно не должно быть, правильно? Поправьте меня, если нет.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, возможно, если только не считать момент того, что все на этом наживаются, кроме тебя. Вот.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Но тебе же тоже дополнительно хоть копейки, но если бы ты этого не сделал, тебе бы и этих копеек не пришло. Верно?

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Вот интересно, а сколько музыканты зарабатывают на iTunes? Кто-нибудь может ответить на этот вопрос? Ну, наши, я имею в виду. Понятно, что мы Джастина Бибера не берем.

В. ПЕТУХОВ: Ну, я думаю, что вот если посчитать, сколько забирает, Apple, да, то есть, там, порядка 40%, и 60 остается издателю… Я просто, по крайней мере, слышал цифру, что вот Земфира, альбом которой ждали, его скачали порядка 20 тысяч человек в iTunes. Я не думаю, что эта цифра сильно отличается от правды. Единственное, что – на какую дату?

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да.

В. ПЕТУХОВ: Можно прикинуть, что при цене, там, 150 рублей, умножить на 20 тысяч, вычесть 40%...

А. ПЛЮЩЕВ: Я что-то слышал, там, вот когда подводили итоги, там называлась сумма порядка 60 тысяч долларов заработок.

П. КАЮРОВ: Ну, я думаю, там порядка 30 тысяч долларов заработок.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Заработок чей?

А. ПЛЮЩЕВ: Земфирин.

П. КАЮРОВ: Ну, рекорд-лейбл получил от агрегатора, который разместил контент на iTunes. Ну, что такое, там, 30 тысяч долларов для Земфиры? Конечно же, это не много. И раньше, там, компакт-диски, в две тысячи, там, пятом году, можно было продать тиражом несколько сотен тысяч экземпляров и получить несколько сотен тысяч долларов. Конечно, это деньги небольшие, и для хороших выступающих артистов это не критичная сумма, но все равно меняется ситуация от того, что доход от альбома, от распространения записи не отбивает затрат на его запись, эта ситуация меняется. В любом случае, появляется рынок, появляется потребление и появляются деньги там. Их не было совсем.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Слушайте, ну, и вообще продажа музыки в интернете, она же должна быть выгоднее, потому что нет никаких затрат на…

А. ПЛЮЩЕВ: Издержки.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … производство физических носителей, верно? То есть…

П. КАЮРОВ: Ну да, есть определенный штат, который готовит файлы, заливает их на определенную платформу – и все.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Один раз причем

П. КАЮРОВ: Ну, конечно. И есть некий безграничный склад, за который не надо платить аренду.

А. ПЛЮЩЕВ: Давайте поговорим о других моделях. Мы звали, видит бог, звали представителей Яндекс Музыки сегодня в эфир. Может быть, благодаря их отсутствию здесь и Валентин Петухов находится, вот. Ну, в смысле, мы как можно больше точек зрения хотим представить. Значит, звали представителей Яндекс Музыки, но что-то приболели они. Давайте о Яндекс Музыке поговорим. Это другой способ распространения, это стриминговый сервис по подписке. То есть, ты платишь там месячную какую-то плату и получаешь себе доступ ко всем… ко всей музыке, которую ты можешь закачать себе на телефон, при этом она внутри одной программы, ты ее никуда больше, там, не денешь. Ну, кроме как… если у тебя много устройств, ты можешь во всех залогиниться, и во всех у тебя будет…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Облако

А. ПЛЮЩЕВ: Да, тут облако типичное. Вот. Как вам этот способ распространения? Ну, прежде всего, у Павла надо спросить. Используете ли вы? Есть ли у вас договор с Яндекс Музыкой? Что вы вообще думаете о таком способе распространения?

П. КАЮРОВ: Ну, даже сама идея, что первый поисковый результат будет не «скачать бесплатно на zaycev.net», а возможность прослушать эту мелодию в плеере Яндекс Музыки, а в дальнейшем еще…

А. ПЛЮЩЕВ: Это бесплатно тоже, между прочим.

П. КАЮРОВ: Да, и еще получить какие-то отчисления от Яндекса. Для нас это, в любом случае, было большой перспективой, большим рывком. Модель это, собственно, не новая. Вопросы есть. В первую очередь, что это поисковик, соответственно, это определенный маркетинг сервиса. И говорить о том, что они только инвестируют в музыку – наверное, не совсем правильно. Потому что там есть определенная аудитория, которую они приобретают и которая там находится, на этом сервисе, в связи с этим. Ну, а, собственно, размеры доходов, которые мы получаем от Яндекса, ну, они… ну, скажем, это, наверное, вот два вот серьезных сервиса, которые сейчас в онлайне вообще вижу, Яндекс Музыка и iTunes, которые, в принципе, сейчас каким-то образом представляют интерес для рекорд-бизнеса, вот в моем понимании.

И это, конечно, благо, что они инвестируют в этот проект. Я желаю им успеха в том, чтобы они быстрее начали на нем зарабатывать в отношении подписок, то есть которые продаются, чтобы, как вы правильно сказали, музыку слушать на устройствах, чтобы ее там кэшировать, то есть иметь ее в офлайне. И чтобы они каким-то образом переходили на разделение доходов с правообладателями от рекламы, чтобы на этом сервиса была реклама сторонних каких-то продуктов, и ее было бы там больше, и, соответственно, мы получали бы, артисты получали бы больше денег.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, артисты, мы уже выяснили, как они получают, вот. Надо сказать, вот это мне всегда нравится. Вы простите, Павел, ради бога, ничего личного, мне всегда нравится, как вот издатели, в любом бизнесе абсолютно, они всегда так вот выставляют перед собой артиста и говорят: «Вы воруете у артистов», - говорят они. Причем то, что своровали, на артиста вообще никоим образом в данном случае не распространяется. Он свои деньги уже получил за контракт, воруют-то у издателей исключительно. Вот. Ну. прикрываются артистами четко.

(смех)

А. ПЛЮЩЕВ: Я даю вам просто возможность ответить, чтобы это не прозвучало, как, знаете, наезд.

П. КАЮРОВ: На самом деле зачастую мы работаем с артистами по схеме роялти. То есть, может быть и без…

А. ПЛЮЩЕВ: А сколько у вас артистов таким образом работают?

П. КАЮРОВ: … без первоначального даже аванса. Таким образом? Я думаю, 70%.

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, большинство.

П. КАЮРОВ: Да. То есть, есть артисты, с которыми мы начинали работать, заплатив некоторый аванс, а потом последующим и последующим релизом работали чисто по отчислениям роялти. И поэтому, в зависимости от того, сколько мы раз в квартал отчисляем, эта сумма очень сильно зависит. Есть другой подход…

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да, вот здесь я бы… тут уже камень в огород артистов. Я думаю, что большинство из них все-таки предпочитают синицу в руке, а потом служить прикрытием для рекорд-лейбла. Не важно, что больше ничего они не получают с продаж, не важно, главное, что они синицу свою получили, и хорошо. Я их понимаю.

В. ПЕТУХОВ: Я могу про Яндекс Музыку, с точки зрения пользователя.

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да-да, давай.

В. ПЕТУХОВ: Мы с тобой, по-моему, вместе были на запуске этого сервиса как раз на iOS. И я тогда очень активно им советовал развивать именно в сторону iTunes внешнего вида, потому что он был очень аскетично такой выглядящий, там можно было только через поиск что-то найти. И хотелось каких-то топов, рейтингов, чтобы человек, который… Вот я, например, музыку люблю, но не настолько, чтобы прям в ней как рыба в воде плавать и, там, разбираться.

А. ПЛЮЩЕВ: Ты хочешь, чтобы тебе посоветовали.

В. ПЕТУХОВ: Да, я хочу зайти в топ-20 и понять, что люди слушают, и выбрать для себя что-то. У них этого не было – это был первый большой минус. И через пару обновлений они это добавили. Но мне как пользователю очень не нравится позиция, что я должен платить месячную подписку. Музыка как бы моя, я ее как бы скачал, но даже в том случае, если она загружена офлайн, после того, как подписка закончилась, я не могу к ней получить доступ, она вот в этой программе и живет. С психологической, наверное, точки зрения, это как-то не очень правильно. Вроде как музыка скачана, за нее когда-то деньги какие-то заплачены, хоть и по подписке, но все, не заплатил – и… Меня подсаживают на этот сервис, как на иглу, я должен постоянно за него платить. Деньги не очень большие, в принципе, но тоже имеют порог психологического комфорта. По-моему, 130 рублей. Ну, больше ста. Вот для меня психологически комфортная цифра – меньше ста рублей: 99…

А. ПЛЮЩЕВ: Двузначная.

В. ПЕТУХОВ: Да.

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно.

В. ПЕТУХОВ: Как-то 130, даже 110 рублей – это уже не совсем так. И они тоже об этом говорили, что, да, цифра, наверное, должна быть скорректирована, может быть, уменьшена, но есть вот это вот противодействие, соответственно, их интереса, там, возможностей и так далее. Поэтому сервис имеет какой-то успех, люди его ставят, качают, но мне кажется, что эта модель не очень у нас будет востребована, потому что…

А. ПЛЮЩЕВ: Это же такой принцип Spotify.

В. ПЕТУХОВ: Кстати, не все знают, Apple сейчас ведет переговоры с рекорд-лейблами по поводу запуска сервиса. В интернете его окрестили iRadio, я не знаю, насколько он будет иметь именно такое название…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, это стриминговое вещание.

В. ПЕТУХОВ: Стриминговая штука. И это такой iTunes 2.0, наверное, да? Который будет иметь уже вот эту функцию. Но они, кстати, в отличие от Яндекс Музыки, предлагают платить за трек, не за подписку в целом. И цена будет 6 центов. Если цена композиции 99, например, то я могу ее стримингово прослушать за 6 центов, и она становится всегда моей, но я могу ее слушать только онлайн, не закачивая себе на устройство.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Но она не кэшируется, то есть.

В. ПЕТУХОВ: Да. То есть, она вот за 6 центов, я могу ее сколько угодно гонять в интернете. Вот насколько эта модель будет интересна и востребована…

А. ПЛЮЩЕВ: Учитывая, как распространяется интернет, доступ, в общем, можно представить, что не безынтересно.

В. ПЕТУХОВ: Да. И они ведут вот эту политику всеобщего поглощающего облака, которое будет там везде. И сервис iTunes Match на самом деле очень интересный, когда за 800 рублей в год я могу всю свою музыку практически легализовать. Все, что я скачал с пиратских сервисов, все, что находится в iTunes, прогоняется через сервис. И даже, самое классное, по поводу битрейта: весь плохой контент подтягивается до уровня iTunes, что очень здорово. И я получаю доступ к своей музыке, своей медиатеке на всех устройствах. Родительское на компьютере, а на Айфонах, на Айпэдах все это воспроизводится. И это была вот первая ласточка. Ну, посмотрим…

П. КАЮРОВ: Это такая амнистия, да?

В. ПЕТУХОВ: Амнистия, да.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Знаете, про что подумал? Что вот этот сервис, про который Валя сейчас рассказывал, iRadio, с рабочим названием iRadio, он-то как раз является прямым конкурентом, ну, вступает в полное противоречие с ВКонтактом, с их аудиозаписями, потому что фактически то же самое предлагает.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, не совсем. С Контакта ты все-таки с помощью ухищрений можешь скачать.

В. ПЕТУХОВ: Да, есть приложения…

А. ПЛЮЩЕВ: Собственно, за что его и любят.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: У меня нету, я не изучал, там, статистику, но мне все-таки кажется, что никто там, знаешь, вот дискографию из контакте не…

А. ПЛЮЩЕВ: Нет, дискографию – нет.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: То есть, это совсем разные вещи.

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да? Вот я, например, ищу и добавляю музыку. И перед тем, как купить альбом, да, хорошо бы послушать, вообще что это, да? Может быть, мне не понравится.

В. ПЕТУХОВ: У них есть превью. У iTunes оно раньше было 30 секунд, сейчас вообще полторы минуты. Это практически весь трек я могу послушать…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Там, по-моему, проценты, нет?

В. ПЕТУХОВ: Нет, полторы минуты они сделали. Причем они, ну… для каждого трека, можно прям весь альбом для тех, кто хочет, можно, есть кнопочка «прослушать весь альбом в превью». И мне все-все-все треки будут вот в таком формате воспроизводиться. В принципе, мне кажется, что вот сейчас вообще все уходит туда куда-то. Никто не хочет скачивать, все хотят сразу. Вот я не хочу ждать даже 20 секунд, пока на моем многомегабитном интернете скачается трек, или альбом, или фильм. Я хочу сразу его взять и посмотреть. И сегодняшний интернет, особенно в США… конечно же, для Apple и, ну, для многих США является…

А. ПЛЮЩЕВ: Главным рынком, №1.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Ты говоришь про то, что стриминговое, оно имеет очень большие перспективы…

В. ПЕТУХОВ: Да, хотят прямо здесь. И вот Spotify, кстати, имеет большой у них… Я пытался его запустить у нас – не получилось. Очень сложно, нужно…

А. ПЛЮЩЕВ: Там какие-то ухищрения сильные.

В. ПЕТУХОВ: Да, американские учетные записи, карточки, под IP там надо. В общем, это все…

П. КАЮРОВ: Но ходят слухи, ходят слухи, что здесь будет Spotify, скажем так.

А. ПЛЮЩЕВ: Уже не первый год, мне кажется.

П. КАЮРОВ: Ну, есть какие-то предпосылки…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Ну, как и про iTunes тоже было…

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Ну, с iTunes…

П. КАЮРОВ: Ну, я вот тоже хотел бы присоединиться к Валентину касательно Яндекса, что просто интерфейс не дружелюбный для пользователя музыки. То есть, человек, который пришел туда за музыкой, он этой музыки не видит. Он видит «слушают сегодня», где все те же лица, да? Не будем перечислять фамилии, потому что это, там, ну…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да.

П. КАЮРОВ: И какой-то непонятный набор обложек, который вообще бессистемно, там, каким-то образом ратируется. И, ну, не вызывает желания что-то новое послушать. А искать там что-то… Поэтому, конечно, у них на сервисе должно быть как можно больше промо новых релизов, интересных событий, ивентов, артистов. Но вопрос: какие цели преследуют они? Это вопрос для меня неоднозначный. Хотят ли они создать идеальный, там. стриминговый музыкальный сервис или они решают какие-то свои общие вопросы всего поисковика, скажем так.

А. ПЛЮЩЕВ: Здесь еще где-то потерялся вопрос, довольно давно затрагивали еще. У нас же большинство пользователей вовсе не пользователи Apple, а пользователи Гугл, то есть Андроида. Вот. Что с этим в Google Play? Ты же наверняка…я вижу, ты пришел с Galaxy S IV – наверняка ты уже большой пользователь Google Play.

В. ПЕТУХОВ: У меня, видимо, аура плохая, у меня что-то ничего не работает…

А. ПЛЮЩЕВ: (смеется)

В. ПЕТУХОВ: Play Market, который у нас активно развивается, он с приходом iTunes в Россию… они в таком очень скоротечном порядке запустили там фильмы и книги, кстати, чего нету в iTunes пока в русском. Но музыку у них не получилось к нам пока принести. Поэтому Play Market сегодня – это приложения, фильмы и книжки. И вот никаких предпосылок к тому, что это в ближайшее время изменится, я думаю, нет. Потому что Apple – сегодня единственная компания, которая может диктовать условия грандам. Ну, iTunes – это №1 в мире сегодня. Он, по-моему, в 2008-м году по базе и по скачиваниям, покупкам превысил показатели Walmart (это самый большой магазин в мире, которые продавал эти диски, ну, на рынке США, само собой). И в 2012-м году iTunes перепрыгнул отметку 25 миллиардов скачиваний. А 10 лет до этого они всего 25 миллионов почти за год. То есть, вот такими темпами это все развивается. И они, конечно, могут сегодня диктовать рекорд-лейблам какие-то свои условия. Гугл, наверное, тоже не лыком шит, и у них какие-то там сподвижки будут. Но я хочу сказать, что ни один сервис в мире, ни один большой игрок пока на российском рынке больше ничего не предлагает. То есть, действительно iTunes, Яндекс – и все. Амазон к нам как-то идет, но пока не пришел…

А. ПЛЮЩЕВ: А почему не приходит Амазон, кстати? Спрашивали тут.

В. ПЕТУХОВ: У Амазон на самом деле очень интересная история. Они же практически полностью завязаны на почту, и вообще вся их служба в Америке через US Postal Service – там, один день, два дня. У них есть карточка такая за 75 долларов, экспресс-доставка, 1 день. То есть, буквально вот сегодня утром я заказал, на следующий день привезли. У нас в Москве не все курьерские службы так работают, и вообще, даже в магазине заказывая, через два дня, через три дня. У них с почтой все в порядке. И они считают, что это ударит по имиджу Амазона. Потому что человек заказывает, ему через Почту России отправляют, посылку теряют и так далее. Я с Почтой России очень активно… ну, я потому что часто покупаю на eBay, и для меня это прям боль. Вот Амазон к нам вроде бы чуть-чуть пошел. Ну, потому что к нам экспресс-службы типа UPS, TNT, FedEx тот же, они как-то стали что-то доставлять. Видимо, появился какой-то вот механизм взаимодействия. Ну, а что касается цифрового контента, вот пока… На самом деле есть же, мы забыли еще: Нокиа в свое время презентовала Ovi Music Store.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, это правда.

В. ПЕТУХОВ: Но он как-то…

А. ПЛЮЩЕВ: Который закрылся. Сейчас есть новая, Нокиа Музыка, ты знаешь?

В. ПЕТУХОВ: Нокиа Музыка есть, и на Windows Phone…

А. ПЛЮЩЕВ: Очень неплохая для Windows Phone именно.

В. ПЕТУХОВ: Кстати, она... там модель вообще какая-то очень странная. Там можно 5 композиций купить в пакете, как-то их там связать. Потом был еще сервис Xbox…

А. ПЛЮЩЕВ: Там бесплатный стриминг.

В. ПЕТУХОВ: Стриминг какой-то, да, свой. Но на самом деле Нокиа молодцы, что чего-то хотя бы делают, но у них большая проблема с долей рынка и вообще влиянием.

А. ПЛЮЩЕВ: Это правда. Но вот я совсем недавно как-то… у меня руки дошли, я испытал этот Нокиа Музыку на весьма такой слабеньком провайдере у нас. В общем, я всю дорогу в метро – то есть, у них, видимо, хорошо подкачивается в кэш, да-да– я всю дорогу в метро отлично слушал тематическое радио. Ну, в смысле, музыку ты, допустим, ставишь артиста, и по артисту… ну, как Last.fm, да? Или как Pandora в свое время была. Вот. Отличная вещь тоже. Другой дело, что, да, по доле рынка там, конечно, совсем маловато, к сожалению.

В. ПЕТУХОВ: Ну, вот и Майкрософт… Нокиа, все-таки она хоть и живет на Windows Phone, производитель, Майкрософт, обладатель платформы, они тоже пытаются Xbox, свой сервис, у них Xbox Live, они его всячески там видоизменяют за последнее время. Тоже… сейчас вообще говорят о том, что, по крайней мере, последние пару лет был тренд: идет борьба за гостевую комнату и за то, кто захватит… вот именно центр притяжения такой станет: и музыка, и видео, и все так прям вокруг этого прыгают. Пока, вот мне кажется, что, по сравнению с Apple, не то что не преуспели, а отрыв очень большой. И вот, может быть, это породит какие-то интересные варианты для потребителя именно доставки этого контента. Может быть, модели… Потому что есть сейчас, по сути, три, да? По подписке, просто купить и некая стриминговая штука. Вот, может быть, родится что-то четвертое, что позволит скомбинировать это или выстрелить. Но русский рынок на самом деле уже готов, мне кажется.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да, у нас буквально, там, полминутки остается. Я хочу, чтобы Павел высказал мнение, так подрезюмировал: есть ли у вас надежда, что ситуация с легальным контентом музыкальным будет улучшаться у нас?

П. КАЮРОВ: Ну, я бы сказал, если бы я не верил, наверное, в этот рекорд-бизнес, я бы, наверное, в 2008-м году ушел, когда было совсем все грустно. Сейчас, скажем, тренды позитивные. И действительно много разных интересных сервисов. ITunes – наверное, наиболее перспективный. Он и по миру дает показатели именно наилучшие, по сравнению со всеми упомянутыми сервисами. Но есть, допустим, у того же Гугла очень интересный YouTube, который реально успешен, который тоже очень большое отношение имеет к медиа-контенту. Вот. Мы, скажем, не в эйфории находимся, но рассчитываем, что сможем совместно как-то достичь каких-то лучших результатов для своих артистов.

А. ПЛЮЩЕВ: Продолжим наблюдение за музыкальными сервисами. Я благодарю генерального директора «Никитин Медиа Диджитал Контент» Павла Каюров, а также блогера, эксперта по технике и технологиям Apple, как мы сегодня представили Валентина Wylsacom Петухова, за участие в нашей сегодняшней программе. На неделю с вами прощается Александр Белановский…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … и Александр Плющев.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024