Купить мерч «Эха»:

Аркадий Арканов и его любимые пластинки - Аркадий Арканов - Винил - 2013-01-09

09.01.2013
Аркадий Арканов и его любимые пластинки - Аркадий Арканов - Винил - 2013-01-09 Скачать

М. КУНИЦЫН - Доброй ночи всем, кто сейчас слушает «Эхо Москвы». У микрофона ведущий программы «Винил» Михаил Куницын, журналист и коллекционер. За звуковым пультом звукорежиссёр Николай Котов. Вначале коротко – о чём же наша программа? Мы будем говорить об истории грамзаписи, сегодняшнем её дне, и главное – будем слушать музыку с живой пластинки. Для этого в студии два проигрывателя. Один для виниловых, долгоиграющих дисков на 33 и 45 оборотов, а другой – для граммофонных или патефонных пластинок на 78 оборотов в минуту. В программе будет не только музыка и песни, но будет всё, что записано на грампластинку, а это голоса актёров, поэтов, писателей и политиков. И, конечно, у нас будут гости с пластинками из своих коллекций. И сегодня в гостях у программы «Винил» писатель и драматург Арканов Аркадий Михайлович. Доброй ночи.

А. АРКАНОВ - Доброй ночи.

М. КУНИЦЫН - Позвольте в начале программы напомнить радиослушателям номер телефона, на который можно отправлять СМС с вашими вопросами: +79859704545. Ещё для всех, кто собирается смотреть «Сетевизор», вот, я приветствую вас рукой, что это правда прямой эфир. Музыка с пластинок в «Сетевизор» попадать будет к вам со студийными переговорами. Поэтому, пожалуйста, предпочитайте радиотрансляцию. Сегодняшний эфир откроет пластинка на 78 оборотов, записанная великой Эллой Фицджералд. Пожалуйста, внимание, запускаю пластинку.

Элла Фицджералд.

М. КУНИЦЫН - Элла Фицджералд, выдающаяся, великая, любимейшая джазовая исполнительница. Короткий сейчас будет выпуск виниловых новостей.

В Великобритании растут продажи виниловых дисков. Это данные Британской ассоциации производителей фонограмм. За 2012 год было реализовано почти 400 000 новых виниловых пластинок, что почти на треть больше, чем в 2011 году. И это на фоне общего падения продаж музыкальных альбомов.

Топ самых продаваемых виниловых дисков возглавила довольно молодая группа «The XX», а замыкает десятку классика рока – “Pink Floyd”. В списке также Дэвид Боуи, «Отель», Боб Дилан.

Сейчас я хочу представить подробнее нашего уважаемого гостя. Аркадий Арканов, писатель и драматург. Аркадий Михайлович, я знаю, что у вас большая коллекция пластинок. Но позвольте сначала одну цитату. «Наша любовь начиналась под джаз, продолжалась под джаз и заканчивалась под джаз. Для меня лично любовь – это и есть джаз, а джаз – это любовь». Аркадий Арканов.

Добрый вечер.

А. АРКАНОВ - Доброй ночи ещё раз. Это действительно так и есть. Это не придуманная фраза, это истина то, что вы сейчас прочитали. Но прежде всего я хочу перед нашими радиослушателями внести маленькую поправочку. Дело в том, что в рекламу меня представили как народного артиста России. Я хочу вам сказать, что это ошибка, видимо, какая-то произошла. Никакой я не народный артист, никаких у меня званий нет. И я вообще не артист. Это не моя прерогатива.

М. КУНИЦЫН - Но это, видимо, по принципу – на сцене выступаете, в кино снимались.

А. АРКАНОВ - Да, в телевидении. Значит, артист.

М. КУНИЦЫН - Значит, артист.

А. АРКАНОВ - Так мы перейдём непосредственно к теме нашей встречи.

М. КУНИЦЫН - Да, мой вопрос первый такой – скажите, пожалуйста, откуда джаз? Почему джаз?

А. АРКАНОВ - Вы знаете, объяснить это сложно. Ну, невозможно объяснить, почему у тебя вдруг такая любовь в полном смысле этого слова к понятию джаз, к музыке. Дело в том, что я всегда любил музыку, но в первой части своей юности, я бы так сказал, и детства я был просто в плену у классической музыки. Я не пропускал никакие симфонические концерты ни в Консерватории, ни в Зале Чайковского, покупал абонементы. И вот, когда я посмотрел фильм, который был тогда фильм снят в качестве трофея «Серенада солнечной долины», я от этой музыки… во мне что-то перевернулось. И при всей моей любви к классике, которая остаётся до сих пор я возлюбил джаз. Что-то во мне, видимо, дремало до определённого периода. И вдруг это всё проснулось. И дальше это по принципу цунами начинало нарастать.

И что мне приятно – что эта музыка, которая для меня и для многих прозвучала, ещё когда и война не закончилась по-настоящему, а смотрите, какая великая музыка, которая остаётся в течение многих десятков лет, и не в том первоначальном исполнении, а я просто не знаю ни одного певца, певицы, группы сегодняшней, прежней, которая бы не исполняла в своих вариациях эту замечательную музыку.

И вот один из моих любимейших джазовых исполнителей, потрясающий музыкант Рэй Чарльз, к сожалению, уже он не с нами. Вот, посмотрите, как такой джазовый особый певец, как Рэй Чарльз, и он поёт знаменитую «Чаттанугу».

М. КУНИЦЫН - Я ставлю пластинку с записью Рэя Чарльза.

Ray Charles – “Chattanooga Choo Choo”.

М. КУНИЦЫН - Аркадий Михайлович, у меня вопрос такой. Что для вас значат виниловые пластинки?

А. АРКАНОВ - Винил – это огромная часть моей жизни. Я ловлю себя на том, что в моей коллекции винила и огромных коллекции дисков DVD, CD я больше люблю винил, потому что у меня такое ощущение, что винил несёт с собой детали моей жизни, то, как это записано, то, как это оформлено. Я вспоминаю, как это доставалось, с каким трудом, пока наконец «Мелодия» не начала у нас выпускать виниловые диски. Я помню, как любой виниловый диск, привезённый из-за рубежа или, как мы тогда не только друзьями, которые выезжали тогда и по просьбе привозили что-то, но и у людей, которые занимались спекуляцией, то есть фарцовщиков. Это стоило ого-го каких денег тогда каждый винил. Но сейчас виниловая пластинка для меня – это, вы знаете, вот, все ассоциации, которые только есть у меня…

М. КУНИЦЫН - Положительные.

А. АРКАНОВ - Положительные. Все воспоминания. Вот, они у меня почему-то с виниловой записью, несмотря на то, что замечательно технически здорово CD все звучат, но чего-то мне не хватает.

М. КУНИЦЫН - Ставлю пластинку в иллюстрацию ваших слов – Стэн Гетц.

А. АРКАНОВ - О! Это величайший саксофонист.

Стэн Гетц.

М. КУНИЦЫН - Аркадий Михайлович, потрясающие совершенно пластинки, в очень хорошем состоянии они у вас сохранились.

А. АРКАНОВ - Да, они сохранились лучше, чем я, я вам скажу.

М. КУНИЦЫН - Нет, не выдумывайте. Вы в прекрасной форме во всех смыслах.

А. АРКАНОВ - Я тоже винил.

М. КУНИЦЫН - Да. Но я тогда вообще, наверное, шеллак. У меня такой вопрос. Ведь помимо пластинок с записью музыки, у вас существуют и записи ваших выступлений и ваших рассказов.

А. АРКАНОВ - Да, безусловно, но, вы знаете, мои рассказы, скажем, которые были записаны на виниле – это был конец, где-то так вторая половина 1980-ых, когда заинтересовались звукозаписывающие компании, тогда они ещё так назывались, моим творчеством. И на студии «Мелодия» были выпущены тогда с разным временем два диска. Ну…

М. КУНИЦЫН - Один здесь у нас находится в студии, так называется «Моря нашего детства». Аркадий Арканов, читает автор.

А. АРКАНОВ - Да, совершенно точно. Здесь два, насколько я помню, два рассказа. И надо вам сказать, что мы потом немножко к рассказу к этому вернёмся. Я просто хочу сказать, что многие мои рассказы, кто знает их, серьёзные, не всякая белиберда смешная, а серьёзные новеллы – они, если разобраться, они построены всё-таки по блюзовому принципу. Так, как джазовые произведения, как джаз, там есть основная тема, импровизации и всё, что нужно здесь. И ещё хочу сказать, что я в некоторых своих, не во всех, но во многих таких новеллах, очень важных для меня, я слышу звучание любимой музыки и я упоминаю имена этих музыкантов, которые звучат у меня. И они… их можно прочитать, их можно увидеть в моих новеллах. И одним из таких, которого я упомянул, был такой рассказ у меня, он был знаменит в «Метрополе» - сон смехача про его собственную казнь, и там, когда ведут меня на казнь как смехача, я слышу, как «высоко-высоко за облаками бесконечно одиноко звучит труба Майлса Дэвиса, великого джазового музыканта».

Майлс Дэвис.

М. КУНИЦЫН - Вернёмся к вашим рассказам. Действительно, я понял принцип построения его по принципу блюза.

А. АРКАНОВ - Да. Рассказ, о котором идёт речь, он записан на этой пластинке, та, что, Миш, вы держите в руках. Рассказ этот называется «Вареная курица в четверг». Такое название. Не будем тратить время на весь рассказ. Я просто в двух словах его содержание, чтоб вы поняли, что он у меня здесь записан под музыку Ричарда Роджерса, замечательного джазового композитора.

Рассказ очень простой. Как молодой человек живёт один, и к нему по четвергам приходят его родители. И каждый четверг он их ждёт. И в этот день, когда очередной четверг, он занят, у него… он хочет написать пьесу, но, с другой стороны, его мучают бесконечные люди, которые заказывают ему рекламу для каких-то пищевых продуктов, и это у него всё путается в голове. А тут ещё пришли родители, да ещё какой-то дальний родственник. Они отвлекают его вопросами какими-то вечными, обычными. Он убегает на кухню от них, он там пытается что-то быстро сочинить, какую-то дурацкую рекламу про варёную курицу. Но он любит своих родителей, естественно. Ему очень тяжело от того, что он вынужден на эту ерунду тратить время, вместо того чтобы сидеть с ними. И финал этого рассказа идёт под музыку Ричарда Роджерса. Финал грустный.

М. КУНИЦЫН - Сейчас я постараюсь точно попасть на финал, потому что пластинка из сплошной зоны записи, и нет разделения. Поэтому если я промажу, то вы меня поправите.

А. АРКАНОВ - Ничего, ничего.

Аркадий Арканов «Вареная курица в четверг».

М. КУНИЦЫН - В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Винил». В студии гость Аркадий Арканов. У нас приходят СМС-ки с вопросами. И одна из СМС-ок нас спрашивает: «Расскажите про пластинки-скелеты. Не винил, а на скелетах». Это имеются в виду рентгеновские снимки, на которых нарезались пластинки. Это как раз происходило в тот момент, когда невозможно было достать записи на качественных виниловых дисках.

А. АРКАНОВ - Абсолютно точно. Это так и называлось – «скелетная запись». Ну, потому что джаз тогда был по идеологическим понятиям, ну, мягко говоря, запрещён. Если мы собирались в школах мальчики, там, ещё и студенты уже позже, и кто-нибудь дался танцевать, допустим, буги-вуги или какой-нибудь другой танец под музыку западную, то это, господи, исключали из «Комсомола», выгоняли, это был кошмар. И музыку джазовую можно было получать и ловить…

М. КУНИЦЫН - На рентгеновских снимках вот этих.

А. АРКАНОВ - На рентгеновских снимках.

М. КУНИЦЫН - В подворотне ГУМа продавались которые за бешеные деньги.

А. АРКАНОВ - Да. И это стоило денег.

М. КУНИЦЫН - Но ваша коллекция обошлась уже сейчас без рентгеновских снимков. У вас много хороших действительно импортных пластинок в прекрасной сохранности, в замечательной. Я открою тайну, что накануне эфира мы встречались с Аркадием Михайловичем, готовились. Я видел, что дома у него стоит великолепный виниловый проигрыватель, музыкальный центр. Единственное – его нужно подключить и наладить, как я понимаю.

А. АРКАНОВ - Да. Более того, у меня дома стоит патефон 1940 года выпуска.

М. КУНИЦЫН - Помните, Леонид Утёсов пел – «А у меня есть тоже патефончик, только я его не завожу».

А. АРКАНОВ - «Потому что он меня прикончит: я с ума от музыки схожу». Ну, а как же?

М. КУНИЦЫН - Мы с вами как раз вместе и сходим с ума от музыки именно на виниловых дисках, и для патефона в том числе. Ну, дальше у нас подготовлена следующая пластинка.

А. АРКАНОВ - Два слова, перед тем как она зазвучит. Я говорю, что я люблю джаз во всех его проявлениях. Я люблю оркестровую музыку, вот, бигбенды, я люблю небольшие ансамбли джазовые, и я люблю соло. Я люблю джаз пианистический, джаз, который звучит, исходит из рояля от рук какого-нибудь выдающегося пианиста, а их много. Если я сейчас буду перечислять, кто мне нравится, то я могу не назвать кого-то, и тем самым его обижу. Это имеет отношение и к нашим пианистам, и к зарубежным. И для меня один из самых великих – это Оскар Питерсон.

М. КУНИЦЫН - Итак, внимание, я ставлю пластинку на 33 оборота на виниловый проигрыватель.

Оскар Питерсон.

М. КУНИЦЫН - Аркадий Михайлович, к сожалению, не все пластинки воспроизводятся идеально. Это винил, это правда. Он в прямом эфире.

А. АРКАНОВ - Бывает плывущий звук такой. Но и у нас в жизни очень часто плывет кое-что.

М. КУНИЦЫН - Здесь у нас есть один вопрос от нашей слушательницы по имени Таня, она спрашивает: «А что есть старого нашего? Таня», - задаёт вопрос.

А. АРКАНОВ - Очевидно, речь идёт не только о старой музыке, да и мне даже трудно сказать, что старое, потому что настоящая музыка – она не может быть старой. Она не может быть старой.

М. КУНИЦЫН - Она может быть только хорошая или плохая.

А. АРКАНОВ - Она может быть только хорошей или плохой, да. И если говорить о, скажем, пластинках, которые у меня есть, которые содержат не только музыку, у меня есть мои друзья, которые мне дарили свои виниловые диски, и они не джазовые музыканты, но они как люди, как творческие люди, для меня это в высшей степени джаз. Знаете, можно сказать – что такой джаз? Для меня джаз – это поэзия. А что такое поэзия? А поэзия настоящая – это джаз. И одним из таких великих поэтов, подчёркиваю, и счастье, что я был с ним очень близко знаком, Володя, или для кого-то Владимир Семёнович Высоцкий. У меня есть его диск, где записаны его песни в его исполнении и в исполнении его тогда жены Марины Влади.

М. КУНИЦЫН - Этот диск сейчас у нас в студии на проигрывателе. И все знаете, что в этом году у Владимира Семёновича будет отмечаться юбилейная дата. Итак, юбилейная пластинка с записью голоса Марины Влади, песня Владимира Высоцкого «О двух автомобилях».

Марина Влади «О двух автомобилях».

М. КУНИЦЫН - Марина Влади «О двух автомобилях», музыка Владимира Семёновича Высоцкого. У нас в гостях Аркадий Михайлович Арканов. Мы продолжаем с ним разговор о его коллекции виниловых пластинок.

А. АРКАНОВ - Хочу сказать, что я очень люблю, когда джаз сегодняшний и вообще джазовая манера, и джаз как искусство, когда он берёт классику настоящую и обрабатывает её. И когда это делают талантливые люди, классика приобретает совершенно новые очертания, ароматы. Она начинает заново жить. Есть такой замечательный, был, во всяком случае, это Свингл Сингерс, такой вокальный коллектив.

М. КУНИЦЫН - Великолепный.

А. АРКАНОВ - И они исполняют, пожалуйста, Баха.

М. КУНИЦЫН - Так, я ставлю пластиночку. И сейчас постараюсь не промазать мимо этой песни. Внимание, работаем.

The Swingle Singers.

А. АРКАНОВ – Потрясающе.

М. КУНИЦЫН - Потрясающе, действительно. Аркадий Михайлович, тут приходят СМС-ки с вопросами. Серж из Коломны спрашивает: «С чего началась коллекция пластинок?».

А. АРКАНОВ - Как с чего? Коллекция пластинок началась с первой пластинки, которую я купил.

М. КУНИЦЫН - С первой пластики, да. Логично.

А. АРКАНОВ - И с тех пор она у меня… ну, частично что-то пропадает, потому что жизнь – она непростая. Но всё-таки я счастлив, что что-то остаётся. Потому что, я повторяю, когда я смотрю на них, не только слушаю, передо мной проходит вся жизнь, причём, в основном в её самых красивых и лучших тонах. А началось с одной пластинки, которая когда-то была приобретена.

М. КУНИЦЫН - Интересно, сохранилась она или нет, эта пластинка?

А. АРКАНОВ - Нет, конечно. К сожалению, нет.

М. КУНИЦЫН - К сожалению, нет. Дело в том, что у коллекционеров действительно был момент, когда переходя на пак-диски, многие выбрасывали пластинки.

А. АРКАНОВ - Да, к сожалению.

М. КУНИЦЫН - Отдавали, раздавали, увозили на дачу.

А. АРКАНОВ - К сожалению.

М. КУНИЦЫН - Это же был период, когда были большие утраты в коллекциях при переходе с шеллачных патефонных пластинок на долгоиграющие, как безжалостно сдавались в утиль…

А. АРКАНОВ - Безусловно. А, потом, вы знаете, ещё что происходит? Что сейчас с этой новой формой записи, эти CD и так далее, и так далее, то, что было замечательного на виниле – оно как-то сейчас становится и не нужно. Всё более современное, всё более сегодняшнее.

М. КУНИЦЫН - Да, и часто даже не переиздаются.

А. АРКАНОВ - А, скажем, забывают такие великие имена, скажем, вот, казалось бы, да, скрипач, скрипка. Величайший скрипач джазовый. Я боюсь даже назвать, просто величайший скрипач был Стефан Граппелли. Ну, спрашивается – как это я могу выкинуть такую пластинку?

М. КУНИЦЫН - И пластинка эта сохранилась у Аркадия Михайловича. И она у нас здесь в студии, и я ставлю её на проигрыватель.

А. АРКАНОВ - И называется она «Минорный свинг».

Стефан Граппелли «Minor Swing».

М. КУНИЦЫН - Великолепная скрипка. Стефан Граппелли. Замечательная запись.

А. АРКАНОВ - Да.

М. КУНИЦЫН - У нас есть ещё вопросы. «Нет ли что-нибудь у вас случайно из фильма «Джордж из Динки-джаза»?», - спрашивает вас Елизавета.

А. АРКАНОВ - Да, конечно. Это был великий фильм, потрясающий совершенно. Но у меня, к сожалению, в моей виниловой коллекции нет этих пластинок, нет, к сожалению.

М. КУНИЦЫН - И в студии, соответственно, у нас их тоже нет.

А. АРКАНОВ - Всё нельзя собрать, всё нельзя. Я завидую тем, у кого это есть.

М. КУНИЦЫН - И готовясь к этому эфиру, мы перебирали огромное количество пластинок в коллекции Аркадия Михайловича. И жертвовали. Мы даже сейчас на эфире какое-то количество сокращаем, для того чтобы…

А. АРКАНОВ - Безусловно. Всё же не выразишь.

М. КУНИЦЫН - Конечно. Главное – нам дать представление об Аркадии Михайловиче как о коллекционере.

А. АРКАНОВ - Вот, я очень люблю джазовый вокал в настоящем смысле этого слова. И мы знаем этого певца. И сколько бы ни прошло времени, появились, и до него были великие певцы. И они остались великими. И он - всё-таки это целая эпоха в джазовом вокале, джазовой музыке. Ну, это незабвенный, безусловно, Фрэнк Синатра.

М. КУНИЦЫН - Ставлю пластинку.

А. АРКАНОВ - Lover.

Frank Sinatra “Lover”.

М. КУНИЦЫН - Аркадий Михайлович, ещё один вопрос. Пришла СМС-ка от Бориса из Самары. Он спрашивает: «Нет ли у вас в коллекции сестёр Эндрюс?».

А. АРКАНОВ - Я говорю, что у меня много всего, у меня много сестёр в коллекции, но Эндрюс нет у меня в виниловой коллекции. В CD есть, но в виниловой нет. Но есть много других.

М. КУНИЦЫН - Я думаю, что наша встреча первая, но не единственная, потому что коллекция у Аркадия Михайловича интереснейшая. В ней много самых потрясающих экземпляров. И тут есть ещё вопрос: «Есть ли записи футбольных трансляций?». Нет, записей футбольных трансляций на граммофонных пластинках и виниловых никогда не выпускались.

А. АРКАНОВ - Увы, нет.

М. КУНИЦЫН - Это правда. И спрашивают: «И всё-таки о Торпедо. Ведь это его любимый клуб», - Егор Артюхин, Москва задаёт этот вопрос.

А. АРКАНОВ - Это действительно мой любимый клуб. И надеюсь, что у него будет светлое будущее снова, как и было. Потому что это была джазовая команда. И хочу, чтоб она такой осталась. И вот я всегда говорю, я беру… знаете, допустим, берём сегодня какую-нибудь дискотеку. Я ничего плохого не хочу сказать. Ради Бога. Кому нравится, пусть ходят. Но, казалось бы, да, какие-то такие сплошные бум-бум, бум-бум, ритмы какие-то. Но посмотрите, как обыкновенная известная танцевальная музыка, ритм, казалось бы, которую произнесёшь, скажут – что? Какой джаз? Это не джаз. А посмотрите, как он звучит, вот, в джазе настоящем. А это ансамбль, который называется «Буги-вуги … бойз».

М. КУНИЦЫН - Ставлю пластиночку.

Буги-вуги … бойз.

М. КУНИЦЫН – Буги-вуги из коллекции Аркадия Арканова. Замечательная пластинка.

А. АРКАНОВ - Потрясающая.

М. КУНИЦЫН - Аркадий Михайлович, здесь в студии я сейчас держу в руках пластинку «Булат Окуджава. Песни». На ней красной ручкой написана дарственная надпись «Дорогому Аркадию с давней любовью от бывшего гитариста. Булат». Очень тёплая и очень сердечная надпись. И приятно то, что есть такая пластинка, подаренная…

А. АРКАНОВ - С этим диском я не расстанусь никогда и со многими другими. Потому что счастлив, что с Булатом меня сводила действительно дружба. И счастлив, что эта надпись на пластинке, я сейчас не буду приводить, у него есть одно стихотворение, мне посвящённое. Я просто счастлив этому. Потому что Булат – вот это действительно настоящий джаз в его творчестве. Джаз. Это философия, это музыка в прямом и в переносном смысле слова. Это великая поэзия. Это самый высокий джаз для меня. Булат.

М. КУНИЦЫН - И в конце мы поставим песню в исполнении Булата Окуджава. Виниловая пластинка на 33 оборота.

Булат Окуджава.

М. КУНИЦЫН - Дорогой Аркадий Михайлович, спасибо Вам большое, что Вы приняли участие в нашей программе «Винил» на радиостанции «Эхо Москвы». Хочется поздравить вас со всеми праздниками, череда которых продолжается до 13 числа. И действительно спасибо вам за такой замечательный интересный рассказ.

А. АРКАНОВ - Спасибо.

М. КУНИЦЫН - И за те пластинки, которые вы принесли к нам.

А. АРКАНОВ - Спасибо за приглашение. В таких программах я готов принимать участие даже в пять утра и не спать сутки, потому что это моя жизнь, моя душа. И что я могу сказать на прощанье, дорогие друзья? Лучше того, что сказал Булат Окуджава, сказать нельзя. Это его наставление на всю вашу жизнь. Придерживайтесь этого.

М. КУНИЦЫН - Спасибо большое. Это была программа «Винил» на радиостанции «Эхо Москвы». И в студии её ведущий журналист и коллекционер Михаил Куницын. Мы прощаемся с вами до новых встреч. До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024