Купить мерч «Эха»:

2014 год - Год культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации - Губанков Антон - Военный совет - 2014-03-29

29.03.2014
2014 год - Год культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации - Губанков Антон - Военный совет - 2014-03-29 Скачать

С. БУНТМАН: Добрый день всем, и «Военный совет» ведут Анатолий Ермолин, Сергей Бунтман, добрый день. 14-й год – год культуры во всей России, и естественно это касается вооруженных сил, и у нас сегодня в гостях Антон Губанков, начальник управления культуры Минобороны. Здравствуйте, добрый день.

А. ГУБАНКОВ: Добрый день, здравствуйте.

С. БУНТМАН: Добрый день, и мы начнем с того, что сейчас на фоне всех событий, на фоне всей информации, управление культуры работает, действует, и подводит итоги, и составляет планы.

А. ГУБАНКОВ: Да, совершенно верно. Потому, что нам недавно исполнился год, но уважаемые коллеги, я хотел бы буквально несколько слов сказать о таком очень коротком периоде, вот последние 7 дней, да? 10 дней чем мы жили. Вот только что я вернулся из республики Тыва, где мы с моими коллегами – Вячеславом Октябровичем Донгаком, министром культуры Тывы подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Выступил в Тыве наш замечательный ансамбль песни и пляски имени Александра Васильевича Александрова, мы дали два концерта. Мы подписали очень важный документ. И договорились об обменах выставок музейных. О выставке наших художников студии имени Грекова, и о визите художников в Тыву и Хакассию. Будет своеобразный пленер, и потом мы сделаем обязательно выставку. Мы договорились о выступлениях центрального военного оркестра, в том числе мы договорились об интересном проекте сочетания нашего ансамбля Александрова и народного хора Тывы. Я думаю, что это будет очень и очень интересно.

С. БУНТМАН: А они к нам приедут?

А. ГУБАНКОВ: Конечно, обязательно. В том числе и тывисские художники, и коллективы Тывы обязательно.

С. БУНТМАН: Музыкальные - это очень там…

А. ГУБАНКОВ: Да. Нет, вы знаете, там очень интересная музыкальная культура, подобного рода соглашения мы подписали с соответствующим исполнительным органом государственной власти. То есть, министерством республики Хакассия совсем недавно. В планах у нас соглашения с республикой Крым, с Санкт-Петербургом, с Ярославской областью, и с рядом других субъектов федерации. Это дает нам возможность очень эффективного взаимодействия и по гражданской военной (неразборчиво).

С. БУНТМАН: А это новая система подписанного соглашения?

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, (неразборчиво) новая.

С. БУНТМАН: Потому, что вы же вроде бы ведомственное управление культуры.

А. ГУБАНКОВ: Конечно, но сейчас, когда армия открывается, она становится более адаптивной. И я всегда говорил о том, что мы должны налаживать взаимодействие, очень эффективное взаимодействие с гражданским обществом. Вот подписания таких соглашений как раз – это идет в русле налаживания вот этого взаимодействия. 22 марта недавно мы провели финал юношеских игр КВН на кубок министра обороны РФ. Я вам уже говорил о том, что мы сделали систему взрослых игр, и у нас в прошлом году мы подвели итоги, и курсанты всех высших военных учебных заведений России приняли участие в играх и вот теперь мы в довузовских учреждениях сделали такие же игры, провели полуфиналы в Екатеринбурге, в Москве, в Петербурге. И финал был в театре Российской армии, это феерическое зрелище было, мы имели дело абсолютно с новым поколением. Это очень важно, да? Достаточно утроить шутки, и достаточно свободное проведение. Ребята, вот это очень важно. И мы создали тем самым систему КВН в армии. И мало того, мы в конце этого года выступили с такой инициативой, проведем КВН среди команд стран участниц СНГ. Команд армий стран участниц СНГ. То есть, в общем, мы закальциваем всю эту систему.

А. ЕРМОЛИН: Военные любят (неразборчиво) шутить, наверное там и шутки (неразборчиво).

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, я бы так не сказал. Это по признанию самих КВНщиков, даже нашего Александра Васильевича Маслякова, он говорит – я просто не ожидал. Вы знаете, все-таки КВН – это как вам сказать? Индустрия уже, а мы пока еще не встроены в эту индустрию, и поэтому та степени искренности, которая есть у ребят, она совершенно другая.

С. БУНТМАН: Работаете как в 60-е.

А. ГУБАНКОВ: Абсолютно. И не дай Бог, я этого очень боюсь, что мы пойдем вот по пути индустрии. Но вот сейчас пока это в хорошем смысле этого слова – самодеятельность.

С. БУНТМАН: Я вам точно говорю, будет хорошо идти – вас возьмут в индустрию.

А. ГУБАНКОВ: Мы будем сопротивляться.

С. БУНТМАН: Начнутся военные экономии, начнутся (неразборчиво).

А. ГУБАНКОВ: Недавно совсем… Могу доложить, что у нас ансамбль песни и пляски, замечательный именно Александра Васильевича Александрова вернулся из триумфальных гастролей Крым и Севастополь, собрали огромное количество людей, причем достаточно быстро. Никто никого как говорится не агитировал, действительно это было знаковое выступление, и вот через неделю буквально мы выезжаем еще в Крым и Севастополь, и по ряду городов Крыма еще проедет наш замечательный коллектив. Я думаю, что это тоже будет очень такая… Знаковое интересное событие. И могу вам сообщить, пожалуй впервые на «Эхе Москвы» об этом могу сообщить, что в начале мая мы устанавливаем в Севастополе памятник адмиралу Дмитрию Николаевичу Сенявину. Памятник изготовлен художниками студии военных художников именно Грекова, он уже готов. И вот на территории Севастополя в ознаменовании 70-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, мы установим этот памятник. Я надеюсь, в присутствии…

С. БУНТМАН: А где он будет...

А. ГУБАНКОВ: Пока сейчас я не могу вам сказать точно место, это будет знаковое место. Мы этот вопрос решаем достаточно оперативно, нас поддерживают естественно власти Севастополя и командование Черноморским флотом, и министр обороны горячо поддержал эту инициативу. И в плане вот исторической преемственности, да? И традиций мне кажется это очень важная история потому, что личность Дмитрия Николаевича Сенявина, она связана непосредственно со становлением и Черноморского флота, и с победами русского флота, у него немало побед над турками, поэтому вот у нас состоится вскоре такое духоподъемное событие.

А. ЕРМОЛИН: Это был такой… Это к этой теме, пока не ушли дальше.

А. ГУБАНКОВ: Да.

А. ЕРМОЛИН: Командующий Черноморским флотом, адмирал Колчак. Ему памятник не планирует никто поставить?

А. ГУБАНКОВ: Ну, вы знаете, я не могу сказать…

А. ЕРМОЛИН: Кстати очень (неразборчиво) командующий флот.

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, ну вообще в истории советской армии много… Кстати Колчак как вы знаете, был человеком высококультурным, и он музицировал и пел, и так далее.

С. БУНТМАН: Нет, но он очень серьезный ученый.

А. ГУБАНКОВ: И очень серьезный ученый, конечно.

С. БУНТМАН: Да.

А. ГУБАНКОВ: Вот это кстати к вопросу армии культуры, да? Вот когда мы к нему возвращаемся, пример и Колчака, и многих других наших замечательных личностей, которые внесли серьезный вклад в развитие науки и литературы, и музыки. Это действительно многие были людьми в погонах.

А. ЕРМОЛИН: Колчак кстати был очень серьезным адмиралом. Потому, что когда на Балтике уже флот вышел из повиновения, на его авторитете держался весь Черноморский флот. На личном авторитете.

А. ГУБАНКОВ: Я хочу сказать, что конечно это главная основная профессия. Но то, о чем мы говорили, да? И его труды в плане научном, и его образование, и его собственно говоря культура, она непосредственно влияла как не странно… Я глубоко убежден именно принятия решений, и на культуру общения с матросами, да? С подчиненными и так далее, на культуру принятия решения. Поэтому культура в этом плане играет очень-очень важную роль. Могу доложить, что совсем недавно управление культуры подписало соглашение с крупнейшими российскими библиотеками, с российской государственной библиотекой.

С. БУНТМАН: Я хотел спросить про библиотеки, да.

А. ГУБАНКОВ: Библиотека искусства, библиотека иностранной литературы, дом народов имени Рудомино. Вы знаете, библиотечное хозяйство вообще Минобороны нельзя сказать, что находятся сейчас в большом плюсе, и у нас много достаточно проблем, и вот это взаимодействие с знаковыми библиотечными институтами, дает нам возможность конечно дополнительного развития, безусловно. Здесь речь идет и обмен резервном фонде, да? Пополнение наших книжных фондов, и о поддержке в плане повышения квалификации, и о развитии мультимедийных технологий, и так далее.

С. БУНТМАН: Ну да, оцифровка…

А. ГУБАНКОВ: Оцифровка, совершенно верно. И у нас уже есть конкретные результаты. Например библиотека Рудомино передала нашей библиотеке культурного центра 2,5 тысячи книг, которые разошлись по воинским библиотекам. Сейчас еще 2,5 тысячи книг возможно мы так же отправим в наш дом офицеров в Севастополе. Это уже конкретная помощь, конкретная поддержка, причем литература современная, литература достойная, это очень важно. С осени мы начинаем такие курсы повышения квалификации нашей библиотекой. То есть, много достаточно интересных проектов совместных мы задумали. Ну и например могу сказать, что вчера в концертном зале Чайковского, так сказать пример нашего взаимодействия с гражданскими учреждениями культуры, прошел сводный концерт нашего центрального, военного оркестра, и московского государственного академического симфонического оркестра, и под управление Павла Когана. Вот дирижер был Коган, да? И у нас вошло в систему уже, да? Такие мероприятия – сочетания. Вот например у нас в декабре был совместный концерт центрального военного оркестра, бигбэнда центрального военного оркестра, и оркестра (неразборчиво) Стрема. То есть, это у нас своеобразный пролог к фестивалю, который мы задумали, и который начинаем осенью. Это первый фестиваль армейских бигбэндов. Вот такого никогда не было в армии.

С. БУНТМАН: А их сколько?

А. ГУБАНКОВ: А вы знаете, в каждом существующем оркестре есть свой…

А. ЕРМОЛИН: (Неразборчиво) фанаты бигбэнда.

А. ГУБАНКОВ: Да. Поэтому у нас есть очень сильные коллективы, которые играют достаточно. Ну, просто они не на виду. Но вот эта вот джазовая культура тем не менее, она есть, и мы хотели конечно её поддержать. Но безусловно это далеко не весь перечень тех событий, которые у нас проходят. Я там не упомянул о выставке гимна России, которая недавно так сказать… Шикарная выставка в музее музыки, в Москве. И мы активное участие принимали в формировании этой выставки. Наш например музей артиллерии инженерный войск и войск связи предоставил огромное количество экспонатов. И мы активно участвуем вот в таких межмузейных (неразборчиво).

С. БУНТМАН: А эта выставка «Гимны России», то есть все…

А. ГУБАНКОВ: Нет, вы знаете, это история гимна, представленная очень интересно, интерактивно, начиная… Ну, скажем так, главной песни России, там начиная со времен Алексея Михайловича, и заканчивая вот современными (неразборчиво).

С. БУНТМАН: А, ну да.

А. ГУБАНКОВ: Удивительная совершенно история, с использованием… Хорошим причем тонким мультимедийных технологий, и как у вас там, да? От 6-ти и старше… Так вот я могу сказать от 6-ти и старше – это легко. То есть, абсолютно такая достойная, интересная выставка. Вот мы, собственно говоря, тоже принимали участие.

С. БУНТМАН: То есть все, и «Гром победы», и все…

А. ГУБАНКОВ: Абсолютно, да.

С. БУНТМАН: И когда-то Славу Жуковского на британский гимн тогда…

А. ГУБАНКОВ: Там услышать можно, и увидеть, и так сказать посмотреть на музыкальные инструменты, которыми исполнялись тогда еще гимны. Удивительная совершенно история, и мы принимаем активное участие вот в подобного рода проектах. Поэтому вот это лишь несколько штрихов. А так вот совсем недавно нам исполнился год, и конечно я могу сказать, что… Год назад у нас не было ведь ничего. Вот когда мы с вами встречались, у нас не было ни здания, ни штата, ничего. И вот волею министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу при поддержке (неразборчиво) секретаря заместителя министра обороны, с которым вы хорошо знакомы, Николая Александровича Панкова, и поддержке главного управления по работе с личным составом. Вот сейчас управление культуры работает, мы работаем достаточно в комфортных условиях. Работают очень много достойных людей, в том числе пришедших к нам из Министерства культуры РФ, и из правительства московской области. Высочайшие профессионалы, я очень рад, и уже никто практически не задает вопрос – зачем, да? Вот в данном случае зачем управление культуры? Потому, что всем понятно, что железо и даже новые технологии, новые вооружения – это одно, а боевой дух, патриотизм, самопожертвование, это воспитать можно только культурой. И в общем-то в принципе здесь нужен очень правильный баланс.

С. БУНТМАН: Я хотел еще пройтись по некоторым таким… Что сейчас кому принадлежит, или какие вот именно объекты материальные? Вот сейчас вот один из главных объектов всегда был в Москве, который всегда назывался ДК ЦДСА, Екатерининский институт.

А. ГУБАНКОВ: Екатерининский дворец, совершенно верно. Ну вот могу сказать, что в прямом ведении управления культуры находится самое знаковое учреждение культуры военное. Это культурный центр вооруженных сил, театр российской армии, это студия военных художников имени Грекова, это музей центральных вооруженных сил. Вот эта Суворовская площадь… Да, ну конечно ансамбль песни и пляски о котором я уже упоминал, и недавно нам переданы еще три очень крупных учреждения культуры – это военно-морской музей в Санкт-Петербурге, музей артиллерии инженерных войск и войск связей, и уникальная совершенно центральная военно-морская библиотека. В общем, что это такое? Это не просто учреждение культуры. Мы считаем, что это методические центры, и мне кажется, что за вот этот год мы внесли некое движение, да. И в творческую составляющую, и мы решили ряд очень серьезных вопросов, о которых я хотел бы хотя бы кратко сказать. Но первое – мы перевели наши центральные учреждения, первые 24 самые знаковые, в (неразборчиво) форму бюджета, потому что они были казенными. Они ничего не могли делать, понимаете?

С. БУНТМАН: Это очень важный нюанс, который… Это вот казенная форма, это всегда стопорило всякую деятельность причем.

А. ГУБАНКОВ: Абсолютно. И вот сейчас мы завершаем все организационные мероприятия при поддержке наших коллег из главного управления при работе с личным составом, его руководителем Михаилом Вячеславовичем Смысловым, мы завершаем этот процесс. Это даст возможность более-менее нормально работать. Мало того я могу сказать, что студия военных художников имени Грекова, мы сделали автономным учреждением культуры. То есть, это максимальная свобода. Вообще для армии это достаточно серьезный прорыв. Может быть мы будем свидетелями того, как в следующем году еще у нас прибавится автономных учреждений, мы будем только этому рады.

С. БУНТМАН: А скажите, пожалуйста, если мы уже весь комплекс посмотрели, вот эти места в Москве. А сад не ваш?

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, сад московский. Там есть объекты, которые принадлежат…

С. БУНТМАН: Я имею в виду (неразборчиво).

А. ГУБАНКОВ: Да, да, да, я понимаю. Екатерининский парк, да? Он Москве принадлежит. У нас есть некоторые… Ну, мы находим общий язык, там есть ряд наших объектов, в частности уникальный совершенно планетарий.

С. БУНТМАН: А планетарий ваш?

А. ГУБАНКОВ: Наш планетарий. Могу сказать кстати, что совсем недавно знаменитая наша фирма (неразборчиво) подарила уникальное оборудование. И теперь…

С. БУНТМАН: А, то есть там новый собственно планетарий как аппарат, да?

А. ГУБАНКОВ: Фактически да. Нам только осталось его обновить в плане инфраструктуры. Потому, что там нужны новые кресла, я соответствующую задачу поставил. И чуть-чуть сделать ремонт.

С. БУНТМАН: А как здание он в нормальном состоянии?

А. ГУБАНКОВ: Ну, вы знаете, я бы не сказал, что абсолютно нормальном.

С. БУНТМАН: (Неразборчиво) запущенный, заброшенный.

А. ГУБАНКОВ: Он же в Германии в свое время был, понимаете? После войны. И он сам по себе уникальный, то есть о нем можно долго рассказывать. Там легенда есть как Жуков вывозил, и так далее, и так далее. Это удивительная совершенно история, сам по себе планетарий. Но и там конечно…

С. БУНТМАН: У нас там уроки проходили.

А. ГУБАНКОВ: Вот понимаете, камерное пространство, есть же большие планетарии, а здесь на человек камерное… Согласитесь, что это замечательное совершенно. Что еще я хотел бы сказать? У нас увеличена штатная численность ряда учреждений. Это кстати очень важно. Вот например увеличение штатной численности на 40 человек ансамбля Александрова дорогого стоит. Потому, что постоянно скукоживался, а если взять например… Прошу прощения за сравнение хор ансамбля песни и пляски Северной Кореи. Если бы вы слышали как они поют «Вставай страна огромная», это…

А. ЕРМОЛИН: Ну, я не хотел бы…

С. БУНТМАН: Это сложно оценить, но…

А. ГУБАНКОВ: Я это слышал, понимаете?

С. БУНТМАН: Но тоже «Вставай страна огромная» в исполнении… Вот мне кажется, что лучшее исполнение было, когда был снят и киносюжет на это… 42-го года… Начало 42-го года, было снято кино. Совершенно другое… Совершенно другой звук.

А. ЕРМОЛИН: Абсолютно, да.

С. БУНТМАН: Но там еще дирижировал сам Александров тогда, и это было… Она очень тонко, музыкально проработана, и масштаб там соответствовал.

А. ГУБАНКОВ: Да, но здесь та ситуация, когда масштаб и качество здесь взаимосвязаны. Вот мощь нашего коллектива, мощь хора. Поэтому мы увеличили штатную численность культурного центра, тоже там создаем один камерный коллектив. Я хотел бы отметить, что решением министра обороны созданы два филиала центрального. Музей вооруженных сил, это музей военной формы одежды, которая у нас в Бахчиванжи… Ну, фактически в закрытом пространстве к сожалению находился до последнего времени, и музей истории ВДВ в Рязани. То есть, это сейчас полноценные филиалы, и если всё будет нормально, то вскоре мы сделаем еще филиал нашего центрального музея вооруженных сил в Крыму. Музея фортификационных сооружений. Решением министра бороны так же возрождается ансамбль песни и пляски. Они вообще к сожалению в памятные времена, о которых с другой стороны не хочется вспоминать… Часть наших ансамблей было утрачено, часть как мы говорим были спрятаны в войсковых частях и соединениях. Но вот мы сейчас… И я думаю, что соответствующие процедуры мы закончим в этом году, возрождаем четыре ансамбля. Это ВДВ, ВВС, РВСН, и ансамбли песни и пляски железнодорожных войск. То есть, это будут юридические лица, и они будут существовать в виде бюджетных учреждений, и соответственно могут радовать и военнослужащих, членов (неразборчиво).

С. БУНТМАН: А флотские ансамбли как поживают?

А. ГУБАНКОВ: Ну, вы знаете, у нас же ведь ансамбли в каждом флоте, они сохранились слава богу.

С. БУНТМАН: Да, они сохранились.

А. ГУБАНКОВ: Они сохранились, да, все. И в округах, в каждом округе и во флотах у нас ансамбли работают, и они действительно очень достойные. Мы сейчас только что, вот буквально 27-го… Это у нас позавчера был издан приказ министра обороны по… Как бы сказать, дефиляризации что ли нашего театра российской армии. Потому, наши театры были филиалами… Все театры, да? Воинские. Были филиалами театра российской армии. Было принято когда-то такое решение, они не было доведено до конца. Театры вообще подвисли в таком безвоздушном пространстве. И сейчас они получили возможность тоже нормально развиваться, будут созданы соответствующие этические...

С. БУНТМАН: Они в каком статусе?

А. ГУБАНКОВ: Ну, в статусе бюджетных учреждений, да. Отдельные будут юридические лица, и в данном случае это тоже очень важный момент потому, что это возможности дополнительного какого-то… Появятся дополнительные развития. О соотношениях в сотрудничестве я уже сказал, это принципиально. Мы подписываем соглашение, активно очень и с федеральными учреждениями культуры. Например у нас есть соглашение с консерваторией, с музеем декоративно-прикладного искусства, и мы всячески это поддерживаем. Даже вот вскоре мы подпишем соглашение с газетой «Культура». То есть, мы предпочитаем системно работать с разными структурами. Выполняем поручение министра обороны, я хочу отметить это как достаточно знаковое событие, это организация премии в области культуры Минобороны. Нам нужно сделать ряд шагов, в частности провести некоторые организационные процедуры. Но я думаю, что в этом году мы уже стартуем, и объявим уже номинации, и так далее. Возродили мы медали имени Грекова. Вы помните наверное такую знаменитую награду, которая существовала. И многие художники, в том числе и знаменитые были лауреатами. Эта награда… В 90-х годах так сказать перестали её вручать, фактически вот пропала, и сейчас мы при поддержки министра обороны вот эту медаль возрождаем. Мы провели фестиваль драматических театров вооруженных сил РФ «Звездная Москва».

А. ЕРМОЛИН: Сколько (неразборчиво).

А. ГУБАНКОВ: Ну, вы знаете, вместе с центральным академическим театром российской армии у нас шесть театров, включая (неразборчиво). Все действующие, к сожалению, часть театров. Ну, в частности театр северного флота, мы знаем проблемы… Там нужен такой серьезный ремонт здания, и…

С. БУНТМАН: А он где располагается?

А. ГУБАНКОВ: В Мурманске.

С. БУНТМАН: В Мурманске?

А. ГУБАНКОВ: В Мурманске, да. Театр Северного флота располагается в Мурманске. Мы проводим сейчас год молодой режиссуры в театре российской армии. Мы все понимаем, что вот это пространство уникальное российское театра, да? Оно нуждается в какой-то интересной творческой идиллии. Не просто сцена, а все пространство театра. И вот с помощью Валерия Владимировича Фокина, нашего знаменитого режиссера, директора и руководителя Александринского театра, мы вот проводим сейчас такую акцию, уже есть интересные предложения. Я думаю, что первых два спектакля с использованием пространства театра российской армии мы в этом году обязательно сделаем. И объявили…

С. БУНТМАН: Были в конце 90-х, начале 2000-х, был замечательный я помню спектакль, «Дон Жуан» по нескольким фильмам. Помните его замечательный… Когда было раскрыто всё.

А. ГУБАНКОВ: Да, да, да.

С. БУНТМАН: Вплоть до (неразборчиво) и до лифта, на котором ангел спускался. Представляете, вот этот дальний лифт, который в самом правом углу сцены.

А. ГУБАНКОВ: Ведь это была самая большая сцена считается, официально самая большая сцена в Европе – это раз. Куда могут въезжать действительно автомобили, это же легендарная история, да. Холлы, подвалы и так далее. Это совершенно… Ну, и экстерьер тоже театра, да? Вы знаете, что он в форме пятиконечной звезды…

С. БУНТМАН: Да. И мы очень хорошо знаем, как Алабян это продвинул тогда. Он низко поставил, чтобы всем было видно. Чтобы всем было видно макеты, или что видно, что это в плане пятиконечной звезды.

А. ГУБАНКОВ: И мы объявили конкурс на лучшее драматическое произведение на тему «Армия России: война и мир». То есть, мы хотим подойти не формально к 70-летию победы. Потому, что на самом деле нам кажется, что особенно для молодых ребят, молодых драматургов, это очень важная тема для размышления, да? Война и мир, выбор человека, тема подвига, и так далее, и так далее. Я думаю, что… Вот у нас есть уже поданные на конкурс очень интересные работы. Я думаю, что мы получим очень-очень интересные результаты.

С. БУНТМАН: Я хотел бы прерваться потому, что мы сейчас послушаем новости, а потом продолжим. Через 5 минут мы продолжим нашу программу.

НОВОСТИ.

С. БУНТМАН: Мы продолжаем, и у нас в гостях Антон Губанков, начальник управления культуры Минобороны, ведут Анатолий Ермолин, Сергей Бунтман. Мы периодически будем возвращаться к итогам, вот вашей годовалости… Годовой деятельности, да.

А. ЕРМОЛИН: (Неразборчиво) юбилей.

С. БУНТМАН: Ну… Ты знаешь, первый год всегда…

А. ГУБАНКОВ: Для нас это очень важно на самом деле.

С. БУНТМАН: Знаешь, что мы сделали к нашей годовщине? Первой «Эха Москвы»? Вот покончили с ГКЧП именно. Мы решили, что мы так не будем. 22 августа уже все должно быть решено, товарищи, сказали мы, и было решено. Так, вот знаете, несколько вопросов из Петербурга приходят. Вот как раз в связи с музеями. И насколько я понимаю, все-таки не утихает полемика вокруг военно-морского музея. И вот здесь два вопроса нам задала Аня из Петербурга, что нет и все-таки после реставрации такой тихой идеи вернуться в биржу?

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, периодически такие идеи возникают, но могу сказать, что биржа уже передана государственному Эрмитажу, и там будет экспозиция этого главного нашего музея России. Поэтому здесь уже этот вопрос закрыт, обратной как говорится дороги нет.

С. БУНТМАН: (Неразборчиво) как раз говорили, что там (неразборчиво) проблема.

А. ГУБАНКОВ: Ну вы знаете, я вас уверяю, что вот новое здание Крюковых казарм – оно удивительное совершенно. И там создано удивительное пространство. Сейчас все-таки по большому счету, вот с новым и старым музеем находится в стадии строительства. Но я вас уверяю, что в ближайшее время, и уже мы же открыли там несколько экспозиционных залов, уже музей живет. Хотя не все вопросы еще до конца решены, и в частности не все экспонаты находятся на своих местах. Это отдельная так сказать история, требующая наверное отдельной передачи. Я хотел бы так сказать, к вам обратиться, может быть даже её и сделать. Потому, что это было бы очень интересно. Но если говорить о бирже и формировании этого музейного пространства, то мы конечно готовы принимать в этом участие, но у нас Эрмитаж самодостаточный, поэтому мы не рассчитываем особо на это, но тем не менее мы готовы. Но с биржей уже вопрос решен.

С. БУНТМАН: Ну, понятно. Но там хотя бы… Вот Толя прав, там вот есть… Там вот надо и проблемы пространства, и по высоте…

А. ЕРМОЛИН: Была хорошая замануха даже для Эрмитажа, для нового здания.

С. БУНТМАН: Нет, это лучшие воспоминания детства, еще ко всему. Вопрос еще с филиала на центрального военно-морского музея. В свое время Чесменская церковь была филиалом, и там был музей Чесменской победы. Насколько я понял Аню, сейчас переехал музей в Пушкино, Царское село музей переехал. И там большая проблема.

А. ГУБАНКОВ: Но вы знаете, если есть с точки зрения Анны какие-то проблемы, я думаю, что мы можем там… Если есть электронный адрес, или какие-то координаты, мы свяжемся и уточним, что именно она имеет в виду.

С. БУНТМАН: Обязательно поднимите эту проблему. Насколько я понимаю, Аня как-то очень внутри находится. То есть, хорошо знает ситуацию, и болеет за нее.

А. ГУБАНКОВ: Да, видно что Аня подкована. Но мы с удовольствием работаем вот с людьми неравнодушными, с энтузиастами и совершенно этого не боимся, поэтому с удовольствием я возьму координаты, и мы пообщаемся.

С. БУНТМАН: Вообще этой проблемой были много учреждений, в том числе и культуры, которые находились и в церквях, и в монастырях. И вот это… Переводы наша главная была проблема, когда возвращались церкви в церкви, что на самом деле правильно. Но не подготавливались базы для того, чтобы…

А. ГУБАНКОВ: Знаете, здесь как и в России, вообще всегда (неразборчиво) в историю. Очень много зависит от личности конкретного иерарха, и от личности главы субъекта федерации. В кое-каких субъектах это вопрос решается абсолютно правильно и безболезненно. Кое-где возникают амбиции и сложности. Это проблема коммуникации. Но проблема поднимаемая вами очень важна… Ну, я к примеру приведу вот упоминаемый вами Екатерининский дворец. Там домовая церковь. Сейчас там находится наш… Ну, скажем так, киноконцертный зал. И вопрос (неразборчиво) неоднократно, но это для вооруженных сил РФ, да? Это намоленное пространство. Как-то я немножко играю словами, но тем не менее это так. И это сложная коллизия, и я пока не могу предложить конкретное решение этого вопроса, хотя вопрос этот ставится. Вот как здесь быть? Ну, как я говорю, это свидетельство очень сложной и запутанной истории государства российского.

С. БУНТМАН: Волна просто капканов и безвыходных ситуаций. Почти безвыходных.

А. ГУБАНКОВ: Ну вы знаете, то, что студия Грекова, например сейчас она участвует, и фактически мы это делаем ресторации собора равноапостольных князя Владимира в Севастополе, например студия военных художников, да? Люди часто и не религиозные вовсе, не участвуют в возрождении этого храма. Вот мы вносим так сказать этот вклад. При тех или иных работах, реставрациях в частности, вот адмиралтейство. Те пространства, которые мы так сказать можем сделать, и вернуть им прежний облик, прежний статус, мы это конечно делаем, и стараемся к этому относиться очень уважительно. Но в принципе кстати роль управления культуры, которая занимается и объектами культурного наследия… В этом и состоит, чтобы обращать на это внимание, и акцентировать. Но безусловно здесь есть ряд социалистических и так сказать этических проблем. Я кстати хотел бы обязательно несколько слов сказать, что безусловно когда мы говорим о развитии культуры в вооруженных силах, мы сталкиваемся с очень большим количеством материально-технических вопросов и проблем, которые мы в общем в принципе начали решать. И мне кажется, мы решаем их достаточно эффективно. Сейчас мы дорабатываем программу реновации наших театров. Я уже говорил, что часть из них к сожалению находится в очень тяжелых условиях. И здесь идет речь кое-где о реконструкции, капитальном ремонте, либо ремонте. Понятно, что кое-где мы говорим о разработке лишь проектно-сметной документации. Пока кое-где мы будем делать косметический ремонт, но мы понимаем это значение при поддержке Руслана Хаджисмеловича Цаликова, заместителя министра обороны. Я думаю, что обязательно это сделаем, и сейчас мы уже заканчиваем разработку программы инновации баз наших ансамблей песни и пляски. Это тоже очень важно. Со второго полугодия 2015 года Цатра так же уходит на капитальный ремонт. В 2006-2009 мы делали ремонтные работы, и в общем-то много приведено в порядок. Но как обычно, например сценическое хозяйство осталось в прежнем виде. Для инвалидов театр не приспособлен. Проблема с фундаментом, с водостоками, и вместо латания дыр…

С. БУНТМАН: Да, а там очень сложные диалоги.

А. ГУБАНКОВ: Конечно, да. И диалоги, вы знаете об этом. Вообще Суворовская площадь – сложная история. И у нас нет другого выхода, более так сказать эффективно и дешевле все-таки капитально театр отремонтировать. И мы приступим к этому делу в (неразборчиво) 15-го года. А с октября этого года мы приступаем к капитальному ремонту культурного центра. 30 тысяч квадратных метров – это не шутка, и конечно ремонт будет достаточно сложный. Потому, что это объект культурного наследия.

С. БУНТМАН: Да. Это он федеральный, или вы с кем...

А. ГУБАНКОВ: Федеральный.

С. БУНТМАН: Федеральный. Потому, что… А реставрацию кто будет? Все-таки реставрация будет или нет?

А. ГУБАНКОВ: Ну, вы знаете, мы подберем соответствующих специалистов безусловно, да? И нас часто упрекают… Ну, это не совсем моя история, но тем не менее. Я знаю, что нас часто упрекают в том, что все-таки мы нарушаем закон об охране объектов культурного наследия, но в данном случае я думаю, что та структура, которая выигрывала конкурс, она приведет правильных субподрядчиков, которые под нашим контролем правильно ко всему отнесутся.

С. БУНТМАН: Ну да. Потому, что в Москве всё это есть, в Москве прекрасно (неразборчиво).

А. ГУБАНКОВ: Понимаете, Сергей, мы хотели бы иметь очень современный культурный центр, и мы хотели бы сделать хорошие грамотные приспособления. Чтобы там был 3D кинотеатр, да? Чтобы там была современная мультимедийная библиотека.

С. БУНТМАН: Ну значит нужно хорошие, остроумные проекты.

А. ГУБАНКОВ: Абсолютно правильно. (Неразборчиво) есть, и я думаю, что мы получим в итоге хорошую модельную библиотеку в культурном центре, обязательно. Мы… Вот я могу сказать, что по дорожным картам нашим увеличиваем заработную плату работников культуры, поэтому я думаю, что многие это почувствовали. Мы активно обновляем базу нашего главного ансамбля, ансамбля песни и пляски Александрова мы так сказать отремонтировали входную зону. Сейчас идет ремонт ряда помещений, и так далее. То есть, мы активно двигаемся в этом направлении. Ну, и еще конечно очень важный вопрос, который нам предстоит решить. Например, в театрах тех же, да? Это увеличение штатной численности учреждений. Потому, что сейчас штатная численность такова, что актеры, они как бы занимаются так сказать декорацией, и работают вахтерами, и так далее. Там достаточно тяжелая в этом смысле ситуация, мы её прекрасно понимаем.

С. БУНТМАН: Ну, раньше служили в театре.

А. ГУБАНКОВ: Ну да, раньше были… Но в данном случае вот например в ансамбле песни и пляски у нас есть служивые люди. У нас есть срочники. Часть коллектива составляют солдаты-срочники до сих пор. Поэтому в общем это традиция, в вооруженных силах она продолжается. Хотя в основном конечно сейчас в учреждениях культуры, это гражданский персонал. Так что действительно в этом плане предстоит очень много сделать, совместно с нашими коллегами из главного управления по работе с личным составом, который непосредственно подчиняются все фактически там дома офицеров, которые у нас разбросаны по территории России. Поэтому мы это прекрасно понимаем, и будем неустанно работать с тем, чтобы всё это реализовать. Конечно я всем говорю всегда, и на встречах с коллективами, что мы не можем обещать чудес потому, что многое будет зависеть и от экономики, от бюджета и от многих других вещей, но тем не менее мы уже начали движение очень правильно (неразборчиво) направлении.

С. БУНТМАН: Ну, в театре уже чудо есть, это Владимир Зельдин.

А. ГУБАНКОВ: Да.

С. БУНТМАН: Так что… Ну, 15-й год, насколько я понимаю, вы объявляете годом Владимира Зельдина, уникального актера.

А. ГУБАНКОВ: Да, вы знаете, дай Бог ему здоровья. Владимир Михайлович – это наша гордость. И я хочу напомнить, что он вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый такой пожилой, будем говорить, актер, который на сцене. Не просто работает, но он очень активно работает. Он же у нас и пляшет, и танцует, и…

С. БУНТМАН: Двигается.

А. ГУБАНКОВ: Да. (Неразборчиво) в «Танцах с учителем» он блистает с полной нагрузкой.

С. БУНТМАН: Полная нагрузка у него, в зависимости… Конечно в зависимости от возраста, но это полная настоящая актерская нагрузка.

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, ну вообще это святой. Вот я без преувеличения говорю. Вот он после спектакля обращается в принципе с проповедью. Когда я первый раз услышал, как нужно любить культуру, как нужно любить театр, и публика как завороженная смотрит на него, и аплодирует, не отпускает со сцены, потому что он просто говорит. Ну конечно там есть какие-то отрепетированные вещи, но это настолько действует на людей… Ну, он просто действительно наш театральный святой, можно сказать.

С. БУНТМАН: Он замечательный актер, и…

А. ГУБАНКОВ: Мы готовим новый спектакль с его участием. Тоже Юлий Гусман традиционны партнер, и Владимир Михайлович делает новый спектакль, выпуск которого мы планируем в 2015 году. Кроме того, кончено будут и творческие вечера. Мы планируем, если так сказать позволят, и если будет в состоянии Владимир Михайлович, сделать тур по России конечно. Потому, что… Мы назвали вообще-то эту акцию «Человек», причем Век с большой буквы. То есть, он действительно символ века, поэтому ему есть, что рассказать. Он же рассказывает удивительные вещи, как с Иосифом Виссарионовичем он, как с Жуковым… (Неразборчиво) обалдели. Это просто удивительно.

С. БУНТМАН: Конечно. Только смотрите конечно это самое… Аккуратно, берегите.

А. ГУБАНКОВ: Нет, нет, нет, мы конечно (неразборчиво).

С. БУНТМАН: Конечно, и работает, и человек сильный, и физически сильный, но все-таки чтобы всё было в меру. Нет, конечно мы бережем, и это наше национальное достояние, наша гордость, поэтому мы здесь относимся к этому человеку очень-очень бережно, безусловно.

А. ЕРМОЛИН: Вы сейчас подробно говорили про федеральный уровень, и немножко коснулись флотский, окружной. Вот а что происходит с культурой на уровне частей, какие сохраняются ресурсы, какие есть должности, какие есть штаты…

С. БУНТМАН: И как видится сейчас стандарт.

А. ЕРМОЛИН: И как это связано с той федеральной частью, о которой мы говорили в предыдущее время программы.

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, к сожалению за последние скажем 3-4 года учреждения культуры, количество учреждений культуры так скажем в армии, уменьшилось в 3 раза. Это конечно очень большие потери. Где-то потери восстановимые, где-то нет.

А. ЕРМОЛИН: Это про клубы мы говорим сейчас?

А. ГУБАНКОВ: А?

А. ЕРМОЛИН: Про клубы в войсковых частях?

А. ГУБАНКОВ: Вы знаете, это… Клубы… Ну, в клубах как правило библиотеки. Конечно это либо дома офицеров, либо клубы, это главные очаги армейской культуры. Но вы знаете, это в том числе надо понимать, связано с объективными процессами. Ну, например сокращение армии, да? Передислокация воинских частей. И вот например сейчас мы говорим о передачи муниципалитетам военных городков. Ну, освобожденных военных городков, например, да?

С. БУНТМАН: Да.

А. ГУБАНКОВ: Там клуб. Вот воинская часть например передислоцируется, да? Всё, клуба нет. На новом месте действительно у нас очень хорошие есть типовые… Сейчас мы разработали типовые такие военные городки, где предусмотрено…

С. БУНТМАН: Там предусмотрено.

А. ГУБАНКОВ: Абсолютно, там все на высочайшем уровне предусмотрено культурно-досуговое учреждение, и спортивные объекты. Но в результате тот очаг культуры, которым пользовалась не только так часто военная часть, но и близлежащая территория: город, поселок и так далее. Он так сказать вымирал, вымирает. И это тоже… Ну, просто это такие объективные скажем обстоятельства. Но более 100 домов офицеров у нас в России сейчас работает разного уровня, уровень окружных домой офицеров, да? В войсковых частях и соединениях. Находятся, к сожалению, они в разном состоянии, но могу сказать, что сейчас более 20-ти мы приводим в порядок, делаем косметический, капитальный ремонт, переоборудование. Этим занимаются мои коллеги из главного управления по работе с личным составом. Вернее они курируют эти вопросы, это их епархия. Конечно есть большое количество проблем, но с моей точки зрения вот сейчас появилась у нас уникальная возможность, приступить все-таки к решению этой проблемы. И с точки зрения материально-технического обеспечения кадрового и творческого. Есть еще одна проблема важная, на которой я заострял внимание, это кадры. Потому, что если раньше у нас политработников, как принято говорить в армии все-таки воспитывали, да? И занимался этим ряд высших военно-учебных заведений. К сожалению, сейчас практически этим никто не занимается, сейчас мы вплотную ставим вопрос о том, чтобы все-таки в некоторых высших военных учебных заведениях все-таки возобновить подготовку. Пока в общем-то скажу честно, неизвестно кого. Потому, что называть воспитателями, да?

С. БУНТМАН: Ну да, вот я вот очень… Как вы сформулируете, и удастся ли это… Пока нет.

А. ГУБАНКОВ: И я могу сказать, что это надо формулировать совместно, и Управление культуры готово конечно в этом поучаствовать, но я бы не уходил, честно вам скажу, от слова идеология. Я ничего в этом стыдного не вижу. Мы боимся потому, что нам кажется, что это идеология… Так сказать, это свойство такое советское сугубо, и термин советский. Ничего подобного. Идеология – она наша сейчас, она базируется на истории, она базируется на культуре, на традициях героических, на подвигах и так далее. И идеолог там в армии, это абсолютно нормально мне кажется, да? Поэтому я бы говорил (неразборчиво) идеологам, который готовит так сказать специалиста по идеологии.

А. ЕРМОЛИН: Культура (неразборчиво) во-первых, шире (неразборчиво).

А. ГУБАНКОВ: Я этому конечно раз, но она понимаете, не вмещает. Потому, что есть такое понятие в армии, как морально-психологическое обеспечение. И здесь культурно-досуговая работа, так или иначе, с этим пересекается. Поэтому здесь есть своя, как бы сказать, сугубо армейская специфика. Поэтому здесь просто мы сейчас размахнулись с вами, говорим о взаимодействии с гражданским обществом. Конечно да, но при этом при всем, в армии есть своя специфика.

С. БУНТМАН: Ну, надо что-то такое найти. Потому, что можно найти какое-нибудь удачное определение.

А. ГУБАНКОВ: Но вы знаете, сейчас стоит вопрос, я вам откровенно скажу, о новых терминах, да? Назрел вопрос действительно о новых терминах. Вот как называть людей, которые раньше назывались у нас замполитами, сейчас они называются воспитателями, но конечно не всех удовлетворяет это наименование, и оно действительно не передает сути, да? Вот того, чем люди занимаются в современном армии.

А. ЕРМОЛИН: На гражданке это называется сейчас продюсер.

А. ГУБАНКОВ: Ну да, это слишком смело, и может быть даже гламурно в чем-то. Это от нас чуть-чуть далеко.

С. БУНТМАН: Да, старших продюсеров, главных продюсеров.

А. ЕРМОЛИН: Ну, продюсер – это такая коммерциализация в первую очередь.

С. БУНТМАН: Да. Продюсер первого ранга – это неплохо было бы. А скажите пожалуйста… Да, вот кто этим занимается, а вот и как их формировать, и какое образование они должны получать. Потому, что здесь конечно есть очень большая и проблема, и задача. Для того, чтобы как… Ввести ли какие-то дисциплины в военное учебное заведение для многих. Потому, что обзор. Потому, что должно быть и как-то по-человечески и литература, и история должна искусств, а не просто…

А. ГУБАНКОВ: Ну знаете, как начальник управления культуры я могу выражать лишь пожелание. Потому, что у нас есть органы военного управления, которые занимаются этими вопросами. У нас есть главное управление кадров, у нас есть главное управление по работе с личным составом. Но я бы конечно хотел… И мне кажется это абсолютно разумно, чтобы культура как то история искусств, литературы, да? История российской армии, была подана на соответствующем уровне, и занимала бы важное место в учебном курсе. Потому, что все-таки здесь традиции очень велики, и если бы это было так, то с моей точки зрения, вот именно история культуры, история армейской культуры, как то изучение иностранных языков, ну это отдельная история. Здесь каждый ВУЗ решает свои задачи сам, но, тем не менее, конечно очень бы хотелось. Ну, вообще я неоднократно говорил, и вы об этом знаете не хуже меня, что русский офицер всегда был образец в некотором смысле для других в плане образования. Поэтому конечно нужно к этому стремиться. Кстати, ну это тоже не секрет, качество советского военного образования в общем-то было достаточно велико. И я кстати могу вам сказать, что в разговорах с многими выпускниками советских наших военных училищ, они вспоминают в основном походы в учреждения культуры, как не странно. Вот (неразборчиво) запоминать самые яркие впечатления, да? Это театр…

С. БУНТМАН: (Неразборчиво) современное и ненавязчивое, и…

А. ГУБАНКОВ: Понимаете, это некий выход их вот этой… Может быть это связано…

С. БУНТМАН: Здесь подход…

А. ГУБАНКОВ: С психологией, да. Но вот то, что это запоминается и то, что это вспоминают, это тоже о многом говорит, мне кажется.

А. ЕРМОЛИН: Я могу опытом поделиться. Это может показаться немножко смешным, и тогда может так как-то странно воспринималось, но вот я 10 лет в «Вымпеле» служил, и у нас естественно…

А. ГУБАНКОВ: Где Служили?

А. ЕРМОЛИН: В «Вымпеле». Я командир (неразборчиво) сразу увольнялся, когда был. Так мы раз в месяц обязательно ходили на какие-то авангардные выставки, то есть по линии политотдела. То есть были люди, которые за это отвечают. И я вот сейчас вспоминаю, это было совсем не лишнее.

С. БУНТМАН: Ну, правильно.

А. ЕРМОЛИН: То есть, специально составлялись программы, то есть вот…

С. БУНТМАН: Конечно. Скажите, пожалуйста, еще конечно много всяких есть вопросов… Но вот например, когда я сейчас возвращаюсь к этим своим любимым местам, кроме культурного центра, кроме театра, кроме студии Грекова и музея, ведь есть как и во всех городах, как в Москве, Петербурге и так далее, есть очень много объектов культуры, объектов скульптуры, объектов… Есть памятники, которые буквально рядом тут находятся. Один памятник (неразборчиво), который мало, кто знает. И дважды герой Попков. Есть дальше летчик, который не так давно умер, дважды герой. Вот во взаимодействии с органами и охраны культуры, и охраны наследия. Вот все-таки это памятники и офицерам, военноначальникам.

А. ГУБАНКОВ: Ну вы знаете, вообще честно говоря, это работа в вооруженных силах РФ была запущена, и вот за последний год мы сделали очень многое. Прежде всего наш департамент имущественных отношений во главе с Дмитрием Александровичем Куракиным сделал полную инвентаризацию объектов культурного наследия, которые находятся в ведении Минобороны. Огромная работа проведена, да? С фотофиксацией, с перечнем и так далее. Мы зафиксировали их состояние. Сейчас мы будем решать, какие объекты нам не потянуть. Ну, честно говоря, да? Потому, что их восстановление, реставрация стоит огромных денег, и нам наверное проще передать это муниципалитетам.

С. БУНТМАН: Не смотря на то, что это памятники военной истории?

А. ГУБАНКОВ: Нет, конечно здесь надо решать конкретно в каждом случае. Если это памятники военной истории, я думаю, что об этом речи не пойдет, безусловно. Но сейчас мы уже будем заниматься определением. Потому, что вы сами понимаете, если объект находится… Например тот или иной (неразборчиво) состоянии, да? И имеет отношение к Минобороны. Что там делать? Да, (неразборчиво) мы его восстановим, найдем на это деньги.

С. БУНТМАН: А функция какая?

А. ГУБАНКОВ: Вот, понимаете? Если… Все говорят – музей. Но вы понимаете, музей – это вы понимаете, это экспонаты, да? Какой музей? Если в 100 километрах от Москвы некая усадьба… Предположим, да? Как туда доставлять людей, как это учреждение будет жить и так далее. Это много вопросов возникает, поэтому этот вопрос не простой. Нас очень часто критикуют и справедливо Министерство культуры, и… Но в данном случае мы сделали первый шаг, и дальше будем двигаться уже по определению судьбы каждого из этих объектов. Нам главное сохранить и законсервировать то, что мы имеем. Если мы не справляемся, надо честно об этом заявить, и ставить вопрос уже о передаче либо муниципалитету, либо (неразборчиво).

С. БУНТМАН: Ну, да. И конечно всегда с переговорами. Не абы кому, потому что это тоже очень важно. Потому, что кому будет передано.

А. ГУБАНКОВ: Ну, безусловно вы правы. Если речь идет о намоленных объектах, о памятниках военной истории культуры, то конечно здесь нужен особый подход, это абсолютно точно.

С. БУНТМАН: Хорошо. Спасибо большое, и я желаю вам во второй год входить нормально, отлично, с большими перспективами.

А. ГУБАНКОВ: Спасибо.

С. БУНТМАН: Спасибо Ане, Аня оставила свой е-мейл, и петербургские проблемы я думаю мы рассмотрим. Антон Губанков, начальник управления культуры Министерства обороны РФ. На этом наш очередной выпуск закончился, ждем вас слушатели в следующую субботу.

А. ГУБАНКОВ: Спасибо огромное за беседу, приглашайте.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024