Купить мерч «Эха»:

Пётр Столыпин - последний оплот империи - Максим Кузахметов - Все так + - 2021-11-20

20.11.2021
Пётр Столыпин - последний оплот империи - Максим Кузахметов - Все так + - 2021-11-20 Скачать

М. Нуждин

Всем добрый день. Я Марк Нуждин, это очередной выпуск программы «Всё так+». В студии — постоянный соведущий программы, петербургский историк Максим Кузахметов. Максим, добрый день.

М. Кузахметов

Здравствуйте.

М. Нуждин

И мы продолжаем рассказ об истории дома Романовых. В последнее время получается, что события так захлестнули этот самый дом Романовых, что мы больше рассказываем об истории страны в целом и о том, как представители этого дома во главе с монархом только растерянно наблюдают за происходящим. Вот и сегодня, как я понимаю, речь будет идти, скорее, о событиях, которые происходили как-то всё не с ними.

М. Кузахметов

Но без Николая II как будто бы не обойтись, он же у нас Государь-император, Его Величество, первый человек в стране. Там такая насыщенная история, если в один год происходит и революция, и Дума собирается впервые в российской истории. И много других параллельных событий, типа Распутина, о котором надо будет ещё отдельно рассказывать. Ну как не пояснить радиослушателям, что всё это происходило? Её раз прошу прощения, что не всё получается в идеальной хронологической последовательности, мы про события рассказываем, а потом возвращаемся к основной канве.

И сейчас нам уже без Столыпина никак не обойтись, выдающийся государственный деятель, глыба и человечище, выдающийся администратор, который радикально преобразил Россию. И где благодарность от потомков, разве дождёшься? Но давайте коротко напомним, что он из старинного дворянского рода. Уже хорошо. Фамилия правильная, не Витте какой-нибудь. Хорошо, это бы Победоносцев одобрил. Напомним, что Победоносцев всегда переживал, Николаю II без конца советовал: «Только русские, не надо нам всех этих иностранцев, каких-то прибалтийских немцев». Но как только манифест и Дума — человек с принципами, ушёл в отставку. Наверное, порадовался: «Ну теперь-то назначили правильного человека, сначала министром МВД, а потом и премьер-министром. Так ещё и мужчина такой представительный, крупный, большой. Радость-то какая!»

Так вот, у него же ещё до всех этих назначений опыт был. Кстати, это важно, чтобы был опыт административной работы, ты добился каких-то успехов (а у нас такие странные назначения иногда происходят на губернаторские, министерские посты). Так вот, он много лет был гродненским губернатором, а это специфическая территория, где крестьяне — белорусы, в местечках и городах практически большинство населения — евреи, а дворяне — поляки. Все говорят на разных языках. Сложнейшая вроде бы история, и как-то сравнительно мирно всё. Он много лет там проработал губернатором, приобрёл бесценный опыт. Казалось бы, в таком сложном регионе было сравнительно спокойно.

А потом его перебросили на более проблемный (что кажется невероятным) участок — в Саратовскую губернию. Казалось бы, там-то какие проблемы? Все русские, все вроде бы свои, не какая-то пограничная территория. И тем не менее, именно там заполыхали драматические события, которые пришлось расхлёбывать непосредственно Столыпину. Он там недолго пробыл. На всякий случай, напомним, что в 1905 году ему всего 43 года. На фотографиях он выглядит постарше, борода сразу прибавляет серьёзности. Мы же рассказывали, что ещё и очень решительный человек. Не просто талантливый администратор, а и оратор блестящий, и бесстрашный человек, и решения принимает мгновенно, ему не нужно циркуляра из Москвы. У нас он знаменит, в первую очередь, аграрной реформой, хотя это не единственное его благодеяние для России.

Здесь я бы немного отвлёкся. Мы же всё говорим про Романовых, министров, революционеров. А у нас больше 80% населения — крестьяне, и подавляющее большинство из них неграмотны. И вот в кои-то веки у нас премьер-министр, который заботится не только о том, чтобы государь был счастлив и доволен, а о том, чтобы как-то изменить жизнь этих людей, многие из которых до сих пор в бедности и нищете. Чуть что — неурожайный год, мы рассказывали про эти старинные российские бедствия, которые никак не решались и люди умирали от голода в благословенные времена Александра III. Так вот, здесь бы я привёл пример, очень характерный и яркий. Это всё происходило как раз в Саратовской губернии в то время, когда там уже работал Столыпин. И после всех этих событий, казалось бы, надо бы в отставку уходить, застрелиться или в монастырь. А он решал эти проблемы, остался на посту и пошёл на повышение.

Это так называемое Малиновское восстание. Ну это большевики так называли — раз крестьяне пошли жечь усадьбы, значит восстание. «Это правильно, это же классовая борьба!», — как Ленин всё по Марксу объяснял. Понятно, что при царе это называлось крестьянским бунтом и смутой, мятежом. А что происходит? Опубликован манифест в октябре 1905 года. Соответственно, у нас теперь будет Государственная Дума, выборы, представительное собрание. Счастье, наконец-таки Россия входит в лоно цивилизованных держав! Последняя в Европе страна, в Турции уже есть парламент. А Николай II же Турцию за страну не считал. Правда, и другие империалистические хищники тоже, не могли договориться, как эту Турцию поделить. Про Польшу договорились, а про Турцию не могли, называли «больной человек Европы».

Так вот, крестьянам зачитывают, читать почти никто из них не умеет, не очень-то они понимают, что происходит. И среди них ходят упорные слухи, что на самом деле, конечно же, в манифесте речь шла о том, чтобы теперь землю отобрали у помещиков и крестьянам раздали. А не вот это непонятное — кого выбирать, какая Дума, какие депутаты там будут? «Это всё враньё, начальство неправду какую-то для нас придумало. А есть ещё один секретный манифест, где речь идёт о том, что теперь крестьянам дадут землицы побольше и тут-то мы и заживём».

М. Нуждин

Мы какое-то время назад говорили, что подобные слухи какие-то определённые партии (эсеры, например) могли специально распускать. Здесь обошлось?

М. Кузахметов

Тут явного присутствия таких провокаторов нет. Мы рассказывали, как на Украине мутили воду, провоцировали. Напомним, на всякий случай — реально провоцировали, говорили: «Так и идите, и забирайте». И если крестьяне потом были раздосадованы, когда мятеж был подавлен, а помещики возвращались: «Так надо было усадьбы сжечь, тогда бы они не вернулись». Здесь вот крестьяне сделали правильный вывод. Уже не просто грабили помещичью усадьбу, а сжигали. Наверное, не обошлось без такой подспудной агитации, вот это и есть настоящая провокация, потому что всё это враньё.

Но я ещё и про дремучесть этих людей, которых так любили многие из наших классиков, которыми по-своему восхищался Лев Толстой. А что происходит? Ну ладно, хорошо, слухи. Но это одно дело, такие слухи столетиями у них ходили. В их идеологии царь — он в принципе хороший и добрый. Да и до сих пор чуть что случилось, жаловаться можно только одному человеку, помазаннику божьему. Больше никому, сами свои проблемы решить мы не в состоянии, начальство всегда вороватое и против народа. Но царь — это святое. Тем более, что люди совершенно уверены, что где-то был и секретный указ, «который от нас скрывают». «А чего там ждать? Начальство же всё равно нас обманет. Давайте решать сами!»

И они начинают деловито объезжать соседние зажиточные территории. Начали с хутора, где был зажиточный хозяин с хорошим хозяйством, так они у него просто забрали всё зерно, разделили между собой скот. Это село Малиновка, откуда и началось. Ещё несколько соседних сёл как-то скоординировались, вели между собой связь, переписку какую-то. И всё это бедняки, что тоже очень потом нравилось большевикам, что «вот какая должна быть опора у режима, самые нищие (потом все эти ужасы комбедов), а всё зло от кулаков». То есть от трудолюбивых всё зло. А от ленивых, пьющих — наоборот. Такая кошмарная идеологическая каша получалась в большевизме.

А здесь большевикам всё это очень нравилось: «Вот оно осознание масс! Вот они, не дожидаясь, самостоятельно начинают экспроприацию, отбирают у богатых и делят по справедливости между собой». И если всё это прошло в один день, надо расширять территорию. Рядом есть какие-то помещики, у которых надо не просто всё отобрать, а ещё и сжечь усадьбу, чтоб они не вернулись обратно, с гарантией чтоб всё это было. В общем, всё это восстание или бунт быстро разрастается, причём эти крестьяне ещё и вооружаются, чтобы защищать себя. Понятно же, что рано или поздно придут солдаты или жандармы, а мы дадим им отпор.

Они уже с размахом действуют, на каком-то этапе уже столько обнаружили зерна, что 500 подвод пришлось снарядить, чтоб всё это вывезти. И всё это так удобно, не надо много работать, не надо чего-то придумывать, взял и поделил по справедливости. Какая прекрасная история! Потом большевики на этом и спекулировали: «Надо просто всё поделить по справедливости, тут-то и заживём!» Поделили так, что все стали жить в нищете, кроме большевистской верхушки. Конечно, не так можно спасать экономику, но здесь вот печальный пример. Это я всё рассказываю к тому, как Столыпину-то пришлось расхлёбывать. Это же и есть глубинный народ, ради которого ты обо всём заботишься, а в его понимании только справедливо дерёшь.

Долго обходилось без убийств и без насилия. Дальше тут уже противоречивая информация. Как будто бы рубежом, от которого всё перешло в кровопролитие, стали события в их церкви, в Малиновке. То ли кто-то её осквернил, то ли это была провокация (все они уже друг на друга валили), потому что там же были и зажиточные селяне, которые в этом участвовать не хотели. Во-первых, закономерно будет расправа. Потом, как я считаю, самые кулаки из этого же села, у которых и так были непростые отношения с бедняками (причём я думаю не потому, что все эти кулаки были злые и вредные), реально боялись за свою жизнь. Решат крестьяне: «Помещиков мы ограбили, не хватает. Так пойдём у кулаков отберём что-нибудь, вон у этого пять лошадей! Хватит с него и три». Логика-же понятная.

В общем, там начался вооружённый конфликт уже внутри этой общины, причём с реальным кровопролитием. В итоге было убито больше 40 человек. Зверски убито, растерзано, и с женщинами, и с детьми. Причём большинство было убито как раз этих бедняков, с которыми пошли расправляться кулаки. Я упрощённо называю, они-то называли друг друга «чёрные» и «красные» (чёрные — как раз зажиточные), по концам деревни, а не потому что они были большевики, просто так сложилось. И всё это происходит в течение нескольких дней, пока там команда доберётся, пока казаки доедут порядок наводить. Но ещё раз: это не солдаты, не казаки устраивают кровопролитие, это крестьяне убивают друг друга.

Не до конца понятно: а как же вся эта традиция решать миром, собраться, община. Ведь всей этой истории сотни лет! Защитники общины (которую Столыпин потом разрушил) должны были сделать для себя выводы, но не сделали. Конечно же, всё всегда надо свалить на революционеров, на Америку, на инопланетян. «Само по себе такого произойти не может, глубинный народ, он не такой». А вот он такой иногда! Когда дело до бунта доходит. Вся эта история происходит в Саратовской губернии, где губернатором Столыпин и к нему поступают все эти сведения. Это самое яркое проявление, а вообще волнения и бунты везде, не только же в Малиновке крестьяне подозревали, что их обманывают с манифестом. Просто тут жуткая история с таким количеством убитых, растерзанных. Ими самими.

Дальше надо как-то разбираться, и Столыпин реально пытается этим заниматься, ездит, где-то пытается увещевать, куда-то отправляет команды — как бы сейчас сказали «карателей». Это с одной стороны, а с другой — действительно, порядок надо наводить, если люди жгут усадьбы. Как их ещё словами увещевать? И как мы уже упоминали, в помощь Столыпину из Петербурга приезжает (в том числе и заниматься силовым решением вопроса) генерал Виктор Сахаров, которого и убили в доме Столыпина. Чем вот эсеры занимались? Мы рассказывали, это знаменитая эсерка Биценко. В принципе, ей было всё равно, кого убить — губернатора Столыпина или генерала Сахарова. Пришла в дом губернатора, а там генерал, ну как его не пристрелить? А ведь пришла под видом дворянки, будто бы у неё какое-то прошение: «Почитайте, пожалуйста». Учтивый генерал, прилично одетая женщина: «Давайте посмотрю». Она вынимает пистолет и стреляет в него, насмерть. Ужасная история.

Причём она же осталась жива. Ещё раз повторю, как закончилась её личная судьба: её расстреляли в годы сталинских репрессий, припомнили, что она была эсеркой. Вообще-то для большевиков она должна была быть героиней, убивала царских генералов! Потом, она же вместе с ними ездила подписывать капитуляцию России, Брестский мир, во всей этой компании, чтобы делегация была представительной. А наступает 1937-38 год — и всё, вспоминают тебе: «Ты же в эсерской организации была? Была. Расстрелять!» Безумие какое, по нарастающей. Знала бы Биценко наперёд, как всё ей обернётся.

Так вот, а Столыпин всё это время в соседней комнате. Что должно происходить в голове у человека, когда пытаешься решать какие-то проблемы, крестьяне сжигают усадьбы, а ещё и многодетный отец, надо о семье думать, куда-то бежать, скрываться, а он сохраняет потрясающее хладнокровие? Биценко же не растерзали тут же, не четвертовали, суд Линча над ней не устроили. Должен быть суд, надо разобраться, кто за ней стоит, одиночка она или это целая организация, на кого ещё планируется покушение. Что правильно, конечно же. А не как сейчас, какие-то странные сообщения: «Ликвидирована группа террористов». И не поймёшь, полицейские с кем-то счёты сводят или реально были преступники. Очень удобно, допрашивать никого не надо, чтобы потом не выяснилось, что они и ни причём.

Столыпин не уходит в отставку. Это я про опыт его в Саратовской губернии, будто бы печальный, из которого он и… Конечно, не он лично придумал, что надо проводить радикальную крестьянскую реформу, но какой хороший опыт! А именно: что по-хорошему очень трудно проводить реформы, чтобы вот они собрались и с ними обо всё договориться. Потому что эту реформу впоследствии проводили не просто административно, а когда-то и с применением силы. Потому что сами крестьяне — нет, «вот как мы как жили по старине, так и всё». А если кто-то хочет выделиться из общины, как в Малиновке — кого они начали грабить? Соседний хутор, где жил зажиточный крестьянин, а вовсе не с дворян они начали. Ну какая это смертельная опасность для тебя, если ты трудолюбивый и хочешь сам заниматься хозяйством, а не чтоб за тебя решали твои односельчане.

Чтобы завершить историю: в этой Малиновке, конечно же, было длинное запутанное разбирательство, кто первый начал, кто кого убил. Допрошены сотни людей. Коротко резюмируя, один из адвокатов, оправдывая подзащитных, зажиточных крестьян, которые убили бедняков, говорит: «Конечно, это страшное преступление. Они действовали неправильно, применяя насилие, а по сути — верно. Ну как ещё можно было навести порядок, если люди жгут, грабят, и никто тебе не гарантирует никакой безопасности? Это вынужденная мера, самооборона. Потом, они же все за порядок, за царя, а те смутьяны, может быть, и нет, раз были против дворян».

В общем, большинство людей, даже виновных в смерти, оправдали, но история-то на этом не закончилась. Потому что потом, когда к власти пришли большевики и обо всём этом вспомнили, они устроили ещё одно разбирательство по тем событиям в Малиновке 1906 года, нашли тех, кто ещё оставался жив (дьяк, помещица, кто-то из старост, кулак какой-нибудь), и тут их сразу можно расстрелять, восстановить справедливость, так сказать. Что само по себе тоже безумие, смерть другого человека не помогает ведь жить лучше, богаче, более благополучно. Это всё возвращаясь к тому, в чём был вынужден по-своему вариться Столыпин. Наверное, Гродненская губерния со всеми её межнациональными проблемами казалась благостью, чем эта внутренняя Россия.

Причём Саратов, надо оговориться, на том этапе стремительно развивался, Волга превратилась в важнейшую торговую артерию, по которой туда-сюда идёт десятки пароходов в день, как мы в фильмах видим. Порт, всё хорошо, важно. Казалось бы, успешный регион в плане урожайности. Даже при той экстенсивной форме земледелия не рискованная зона. Засухи бывают, но морозы редко могут погубить урожай, лишь бы дожди вовремя прошли. И Столыпин из этого всего делает какие-то свои выводы, чтобы дальше проводить реформы.

Тут я немножко опять отвлекусь, до того, как перейти непосредственно к реформам. Тогда, в начале ХХ века, в России были удивительным образом сильны американистские настроения. Когда-то были англоманы, были фракофилы. Англия — машины, механизмы, порядок; Франция — культура. Здесь всё большую популярность приобретает Америка. Мы же рассказывали, Витте оттуда вернулся просто потрясённый, как оказывается может расти экономика на 10% в год! А царя нет! (Ну, он такую крамолу себе не позволял, продолжить). Зато есть сенат, конгресс, собираются депутаты, всё решают. А президент не хочет избираться на очередной срок. Невероятно! Значит, может всё это так функционировать.

Америка ещё чем любопытна? Вроде бы далеко, за океаном, но кто нам начинает составлять серьёзную конкуренцию на рынках сбыта? У нас же сырьевая экономика, мы же продать можем только зерно (сейчас — нефть). И вдруг из Америки, Канады, Австралии начинают привозить тонны зерна в Европу, где еды катастрофически не хватает. А когда начинаешь углубляться — там какой-то один фермер обрабатывает огромные площади, потому что всё уже по-другому происходит, без сохи. Зато с удобрениями, с какими-то другими культурами. Какой можно было бы извлечь пример! Но это сейчас всё кажется невероятным, у нас же Америка — это исчадье зла, от которой все наши несчастья и проблемы. Даже если у тебя в парадной лампочка не горит или нагадил кто-то, всё Обама виноват. Хотя и Обама уже давно сменился, и Трамп. Но в сознании наших соотечественников всё, к несчастью, так перемешано!

Так вот, почему здесь всё это любопытно? Потому что в Америку приехал Максим Горький. Это же светоч! Он, может, и не до такой степени влиятелен, как Лев Толстой, потому что толстовцев тысячи, люди во время переписи себя записывали толстовцами. Но тем не менее, горький действительно имеет колоссальное влияние. Правда, посидев немножко в тюрьме, он стал более осторожен. Хорошо с трибуны обличать власть и в ресторане обедать, а потом возвращаться в тёплую уютную постель. А если ты посидел в камере, где клопы и непонятно чем кормят, то как-то грустно становится. В общем, он поехал в эмиграцию, в Америку. И сначала — бурный приём, он там знаменит, он же борец с режимом, защитник простого народа. Это, кстати, не только левакам нравилось, он же как будто демократ. Как тогда казалось, пока он в сталинские времена не вернулся в 1930-е и всю карму себе не испортил.

К нему приезжает лично познакомиться Марк Твен, живой классик. Горькому ещё 40 лет, а тут 70-летний Марк Твен, признанный: «Хочу с вами познакомиться, читал ваши произведения, очень интересно». Президент Рузвельт присылает поздравительную телеграмму, впереди масса лекций, можно хорошо заработать. Кстати, он там организует ещё и сбор денег для большевиков, как ни в чём не бывало. И вдруг…

М. Нуждин

А что «и вдруг» мы узнаем после небольшой паузы. Прерываемся на новости.

НОВОСТИ

М. Нуждин

Ещё раз всем добрый день. Напомню, что это программа «Всё так+». Петербургский историк Максим Кузахметов, я Марк Нуждин. Мы остановились на триумфальном приезде и встрече Максима Горького в Америке. Но там возникает скандал.

М. Кузахметов

Казалось бы, на первых полосах ведущих газет его портреты, приветствия, встречают сотни людей, впереди большая программа встреч с прогрессивной общественностью, сенаторами и президентом. И вдруг всё рушится в один момент. Там же свобода прессы, и газеты одна за другой публикуют удивительные вещи. Как всем казалось, Горький-то приехал с женой, Марией Андреевой, и вдруг выясняется, что у него есть жена в России, он не разведён, а там двое детей, и не Горький он, а Пешков. Это шок для пуританской страны, где политики дорожат, например, своей репутацией. Так потом выясняется, что и Мария Андреева замужем, не разведённая женщина. «Да что же это за Содом и Гоморра такая получается?!»

Конечно, их там никто не собирался линчевать, просто Горький возвращается в гостиницу, а там уже стоят их собранные чемоданы, и хозяйка гостиницы говорит: «Я потворствовать вашему пороку не собираюсь, я дорожу репутацией своей гостиницы, у меня не бордель какой-нибудь. Извольте покинуть». Горький, конечно, злится, бесится. А потом и в другой, и в третьей гостинице отказывают. Конечно, приютили его добрые люди на вилле, и жил он там неплохо, но программа разрушилась. Президент американский с ним встречаться не хочет, лекции его никто слушать не собирается. Глубокое разочарование: «Как этот человек поучает нас морали и совести, если, не разведясь с женой приезжает с замужней женщиной! Где его дети?» Вот как бывает-то иногда. В России нашей, где скрепы и традиции, ему особо никто не припоминал. Да у нас и сейчас у Путина тоже странная история с личной жизнью. И ничего, никто в отставку не уходит, никто его не попрекает за это.

Так вот, почему всё это имело последствия специфические, идеологические. Чуть ли не одним из первых Горький и стал обличать эту проклятую, ненавистную ему теперь Америку. Потому что здесь все лицемеры, Нью-Йорк ужасный город, люди эти все ничтожны. Можно легко и охотно Горького цитировать нынешним пропагандистам, идеологам, потому что он обличает весь этот проклятый американский народ беспощадно и безжалостно. «Ничего в этой Америке хорошего нет, всё здесь ложь и всё здесь гадко. И экономика у них так себе. Нью-Йорк — нагромождение каких-то уродливых зданий, никакой красоты в них нет».

М. Нуждин

А это ведь его слова про «жёлтого дьявола»?

М. Кузахметов

Могу ошибаться, но желчь свою он излил. Но не только обличая Америку, а именно там он и сел писать своё, наверное, самое знаменитое для нас со школы произведение, роман «Мать», библию большевистской революции. Потому что «если у тебя отец алкоголик, надо свергать царское правительство», как нам это преподносили. «Если у тебя мать несчастная женщина, всё равно надо свергать царское правительство». Не то чтобы, как герой Марка Твена Том Сойер, предприимчивый мальчик, сирота, живёт с тётей, ни копейки денег нет, а он придумывает, как их зарабатывать, да ещё и сам по себе жизнерадостный мальчик. А у Горького нет, «кто богатые — все негодяи, надо всех переубивать богатых и дворян, тут-то и заживём». Правда, Горький не вернулся из Америки в Россию, как было бы логично, а надолго задержался в Западной Европе, жил на Капри. Неплохо жил, пока Сталин его в 1930-е годы не заманил, к несчастью для репутации.

Это всё про антиамериканизм, который в те годы начался и никак не может остановиться. Хотя это не сразу произошло, конечно. Всё равно для многих образованных, внимательных, думающих людей Америка была положительным примером. Тот же Лев Толстой куда отправлял духоборов спасая их? Тысячи миролюбивых людей, которые не хотели брать в руки оружие, здесь, в Отечестве, никому были не нужны. Толстой тратил свои собственные деньги, чтобы отправить их в Америку и Канаду. Или куда уезжали после погромов тысячи евреев, спасая свою жизнь? Большая часть в Америку, кто-то в Западную Европу.

Напомним тем, кто не в курсе, что Стивен Спилберг — потомок тех самых евреев, которые уехали от погромов в начале ХХ века. Сильвестр Сталлоне, Харрисон Форд, знаменитые голливудские актёры, наверное, большинство наших слушателей их знают. Люди уезжали не потому, что у них здесь не было экономического будущего, а потому что их здесь могли убить, и власть их не защищала. И какие теперь мировые звёзды в этой проклятой Америке, видите ли. Напомнили на всякий случай.

Так вот, возвращаемся в Россию. Как бы нам вот так организовать, чтобы все наши крестьяне стали благополучными американскими фермерами? И здесь я тоже не могу не привести яркий образ, уже чисто литературный, но настолько показательный, что хочется привести его в пример. Во что влезал Столыпин, вместо того, чтобы откреститься? Ведь всегда проще проводить миллион совещаний, заседаний, комиссий по улучшению. А лучше ничего не делать, потому что всё это безнадёжно. Есть прекрасный рассказ Аверченко, написанный примерно в ту же эпоху. Он очень коротенький, про то, как один студент-ботаник погиб из любви к гербариям.

Идут по полю простые, русские, настоящие крестьяне, а навстречу им студент, гербарий собирает. Они спрашивают: «Ты кто такой, чего на нашем поле ходишь?» «Я гербарий собираю». От слова «гербарий» крестьянам сразу неприятно: «Врёшь, гад. Знаем мы таких, такие как ты, скубенты, ходят, и холеру нам здесь устраивают. Что у тебя с собой?» А у него с собой зубной порошок, он-то прогрессивный молодой человек, зубы чистит, в отличие от крестьян. Но объяснить крестьянам, что это зубной порошок, невозможно. Совершенно понятно: «Белый порошок — это холера, всех нас потравить готов». Хотят его убить, он говорит: «Не убивайте, это безобидно». «Тогда ешь». Съедает он зубную пасту. Ну ладно, не умер сразу. «Что ещё у тебя?» Жидкость какая-то для гербария. «Ну-ка пей! Потому что тоже отрава наверняка». Выпил, страшно.

Крестьяне вроде на время смягчились, студент пытается им что-то объяснить про гербарий, про ботанику, про то, что вообще-то холера — от микробов, от бактерий, а не от того, что кто-то порошок рассыпает. Всё это крестьянам опять перестаёт нравится: «Врёт ведь!» Конечно, подкосило студента желание объяснить крестьянам, что луна не светит, это отражение солнца, а земля круглая. Такого крестьяне уже не могли перенести, конечно, «надо этого скубента убить». Вот он, глубинный народ. Это всё печальная ирония, но сколько в ней сермяжной правды и сути.

Причём эта история, этот коротенький рассказ, имеет продолжение, когда к тем же самым крестьянам приезжают уволенный за пьянство бывший телеграфист, у которого фуражка с кокардой, с порога просто даёт в зубы первому же попавшемуся крестьянину, потому кому-то в ухо, потом старосте по морде. И вот это начальник приехал, сразу шапки долой. Он с ними не церемонится: «Чего я тут буду объяснять? Вышел указ, все по 2 рубля мне собрали!» И крестьяне в страхе быстро всё это собирают, ему отдают, он уезжает. Те же самые люди, которые убили студента, кто-то из них, наимудрейший (как у Аверченко написано — самый тупой), говорит: «Слава богу, легко отделались, всего-то по 2 рубля». Это всё ирония, но правда жизни, печальная.

Но надо возвращаться к Столыпину после всех этих лирических отступлений. Он назначен главой МВД, потому что на фоне других губернаторов, то ли беспомощных, то ли… Расстреливали много где уже, привлекают солдат и дальше начинается стрельба, кто-то гибнет, газеты вопиют обо всём этом. У Столыпина, как человека бесстрашного, репутация оказалась получше, что вот он ещё и знает, что делать. Как в своё время Трепов пригодился. В общем, предлагает ему Николай II пост министра внутренних дел. Там же и Дума у нас уже собралась. И тут вот первая трудность Столыпина — у него не получается диалога с государственной Думой, где ему сразу кричат: «Сатрап!» Представляете, сейчас бы — приходит министр внутренних дел в Думу, а ему кричат откуда-то: «Убийца! Негодяй! Вон отсюда!» А он решительный человек, приходит и говорит: «Не запугаете!» Он пытается найти какие-то контакты с думцами, сформировать общее правительство.

Тут я уже укоряю, в том числе, и либералов, которые не хотели мараться с этим человеком, который назначен императором. «Мы его не выбирали, мы это назначение не одобряли. Что было бы логично, какую-то проформу соблюсти — нам царь предлагает кандидатуру, а мы её утверждаем». Сейчас у Путина таких проблем, конечно же, нет. Как думцы рассуждают? «Получается странно, мы же законодательная власть, а это исполнительная. Только почему-то она исполняет сама по себе, без согласования с нами». В общем, не получилось, хотя он вёл переговоры, отдадим должное Столыпину, всё-таки он был разумный человек. Самое невероятное, что те люди, с которыми он вёл переговоры, например, князь Львов, или Гучков, или выдающийся адвокат Кони… Львов потом вообще возглавил Временное правительство, но лучше бы пошёл на сотрудничество на 10 лет раньше. Но когда нет никаких традиций договариваться, решать…

Это у нас так показывают по пропагандистскому телевидению, что там кризис в Бундестаге или Кнессете, они не могут согласовать министерские должности, никак не могут договориться. Тоже мне, парламент называется! То ли дело у нас, 99% проголосовали, стабильность. «Вот это здорово, вот это правильно!» А на самом деле это и есть поиск компромиссов, договоров. Да, каких-то уступок, лишь бы без кровопролития. В общем, Столыпин разочарован, и как мы уже говорили, это он, в принципе, и занялся разгоном (не будем говорить «роспуск», это был именно разгон) I Думы. Потому что Николаю II всё это категорически не нравится, вся эта Дума ему ненавистна, он себя проклинает, что пошёл на поводу у Витте и вообще подписал этот манифест, надо бы эту Думу разогнать поскорее.

Только сам Николай II и трусоват, и нерешителен, и не знает, как правильно. «А вдруг революция опять?» Казалось бы, уже 1906 год, вроде все мятежи подавили. Что, кстати, тоже Николаю II непонятно: «Зачем нам тогда эта Дума нужна? Тогда понятно, мы пошли на уступки, потому что бунты, мятежи. А теперь-то чего переживать-волноваться? Теперь Думу можно разогнать и всё, дальше опять будет тишь да благодать. Тем более, у нас вот Столыпин порядок наведёт. Трепов научил, как надо с этими смутьянами несогласными на их мирных акциях разбираться. Тем более, у нас теперь есть «Союз русского народа», ещё одна опора власти». (Который тоже перешёл потом к убийствам и террору). Печальная история. И это, конечно, тёмное пятно на биографии Столыпина, что он не только поддержал мысль, что с Думой невозможно никаких компромиссов найти. «Надо её разогнать, по-новому выборы провести, чтобы были более правильные депутаты». И ошибся. Но они все ошибались.

Во-первых, скандал всё равно получился, просто так депутаты не разошлись. Как мы уже рассказывали, больше сотни человек собрались в Выборг, и объявили, что не согласны со своим принудительным разгоном. Ничего плохого они не делали, решали реальные проекты реформ. Они проработали всего 3 месяца, получается. Не все даже успели собраться. Как я рассказывал, не везде были итоги голосования подведены, где-нибудь на Чукотке или в Якутии. Мало того, что этих бывших депутатов умудрились посадить в тюрьму на 3 месяца, так ещё запретили участвовать в следующих выборах. Всё это попытка власти разобраться со смутьянами. И тогда всё, будет тишина. Не получается, откуда-то всё время берутся новые смутьяны.

Казалось бы, надо что-то им поменять в законодательстве. Они попробовали изменить закон о выборах, но упустили что? Любопытно, что в первых выборах не участвовали эсеры, большевики — то есть, самые агрессивные леваки. По сути, экстремисты, потому что говорили, что всё это профанация и враньё. И потом очень пожалели, потому что получается, что Дума, как минимум, прекрасная трибуна. Ты выступил, гневно обличая правительство, об этом написали газеты, о тебе все узнали. Ленин, например, во II Думу-то очень захотел выбраться, но у него ничего не получилось. Не очень симпатичный, неяркий, картавый, трудно ему было участвовать в честных выборах, выборы он и не любил. Как всё напоминает нынешнюю ситуацию, да?

Когда провели выборы во II Думу, получилось, что она оказалась ещё более непослушной. Во-первых, туда попали эсеры, большевики и множество других социал-демократов, леваков. Монархисты же не признаю выборы, думы. «Отвратительно во всём этом участвовать, должен быть Государь-император и всё! Самодержец абсолютный. А Думу правильно, что разогнал. Так зачем вторую надо созывать? Не надо нам этого всего» Потом уже монархисты тоже выбирались в Думу, с болью в сердце, а тут как-то упустили этот момент. В общем, собралась ещё более агрессивная Дума, проработала тоже всего 3 месяца.

М. Нуждин

Как в советских учебниках писали: «II Дума оказалась ещё более левой, чем I».

М. Кузахметов

Ещё более непослушной и скандальной, и как всё это раздражало власть. Вообще, у Думы особых полномочий нет, ни на что она влиять не может, утверждать людей в правительстве не может, но это трибуна. Выходит какой-нибудь пламенный оратор: «С царизмом должно быть покончено! Вот не должно быть у нас царя!» Ужас что творилось в родном Отечестве в царствование Николая II, а не благость.

М. Нуждин

Заканчиваем на сегодня программу, в следующий раз поговорим о столыпинской реформе. Напомню, что это передача «Всё так+». Максим Кузахметов в этой студии, я Марк Нуждин, в следующую субботу снова встретимся.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024