Купить мерч «Эха»:

Модные профессии - Азамат Цебоев - Zoom - 2009-09-30

30.09.2009
Модные профессии - Азамат Цебоев - Zoom - 2009-09-30 Скачать

Т. РОДНЯНСКАЯ: 00:09 в Москве. Добрый вечер. В эфире радиостанция «Эхо Москвы», программа Zoom. Меня зовут Таня Роднянская и со мной моя коллега Ира Баблоян.

И. БАБЛОЯН: Здравствуйте.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Тема сегодняшней программы «Модные профессии». И наш сегодняшний гость Азамат Цебоев, главный редактор журнала Menu. Добрый вечер.

А. ЦЕБОЕВ: Доброе утро. Раннее.

И. БАБЛОЯН: У кого-то уже раннее утро.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Напомню нашим слушателям, что у нас сегодня идёт как всегда видео-трансляция. Вы можете наблюдать на сайте «Эхо Москвы» нашего гостя Азамата Цебоева. Но не забывайте, что вопросы вы задаёте не в чате в видео-трансляции, а присылаете нам на номер для смс +7-985-970-45-45.

И. БАБЛОЯН: Да, и смотрите веб-трансляцию. Мы вам даже две минуты показывали до начала передачи. Вы могли слушать всё, о чём мы говорили. А сейчас давайте к тебе. Азамат, существуют ли сегодня модные профессии?

А. ЦЕБОЕВ: Модные профессии существуют всегда. Это те профессии, которыми стремятся заняться большая часть подрастающего поколения. Зависит это всё от того, насколько развиты у нас СМИ, что сейчас пропагандируется больше всего, что является наиболее денежным в наше время и красивым. Где можно стать наиболее известным, почитаемым, денежно-модным. Слава и деньги – ничего нового.

Т. РОДНЯНСКАЯ: На Ваш взгляд, синоним ли денежная профессия и модная профессия?

А. ЦЕБОЕВ: Денежная и модная… Ну…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Высокооплачиваемая.

А. ЦЕБОЕВ: Не всегда. Для людей молодых, для которых важнее порыв, иногда важнее быть модным, чем денежным.

И. БАБЛОЯН: В большинстве случаев сейчас все стремятся к фотографии, к какому-то пиару. Но сначала это далеко не высокооплачиваемая работа.

А. ЦЕБОЕВ: Я Вам открою секрет. Это и потом не высоко оплачиваемая, но люди всё равно занимаются этими профессиями, потому что в этом есть одна очень важная вещь, которая бьёт и деньги, и славу. Это возможность самореализоваться. А для человека возможность самореализации с каждым годом становится всё важнее и важнее, потому что в конце жизни каждый хочет сказать что-то о себе, вспомнить и сказать что-то важное. «Я занимался тем-то и тем-то, оставил след».

Т. РОДНЯНСКАЯ: Даже если он не может свою семью прокормить?

А. ЦЕБОЕВ: Когда выбирают профессию, не очень думают о семье, бывает так, что у человека есть какая-то сверх-задача, которая его гложет, толкает.

И. БАБЛОЯН: И потом, молодые, они же думают о том, чем хотят заниматься.

А. ЦЕБОЕВ: Бывает конфликт между старшим поколением и молодёжью, которая хочет заниматься изготовлением и дизайном одежды, а родители настаивают, чтобы молодой человек стал инженером каких-то машин, потому что они понимают, что инженер этих конкретных машин прокормит, пусть не сильно богато, но и себя, и семью.

А. ЦЕБОЕВ: В любом случае найдёт какую-то работу себе. Не факт, что он прорвётся в дизайнеры.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Кстати, о дизайне одежды. Я предлагаю послушать комментарий дизайнера Константина Гайдая. Он расскажет о своей профессии.

К. ГАЙДАЙ: Профессию дизайнера назвать модной сложно, потому что, когда ты занимаешься этим профессионально, оказывается много минусов и подводных камней. И зачастую даже самому не хочется рекомендовать заниматься этим делом, потому что слишком это сложно и проблематично оказывается. Но считается модной эта профессия, я думаю, лишь только потому, что это очень красивая картинка со стороны, выглядит это привлекательно, блестяще. Но на этом и основывается данная профессия – мы создаём красоту визуальную.

Другое дело – какие трудности стоят за этим, об этом история умалчивает. Эта профессия может прокормить в разных случаях. Первое и единственное – если есть инвестирование бренда или дизайна, тогда действительно бренд существует, в него вкладываются деньги, создаётся легенда, как это было с Диором, с Сен-Лораном, со многими дизайнерами, которые за счёт своих покровителей превратились в легенды.

Во всех остальных случаях очень индивидуально и сложно, потому что бизнес требует большого влияния денег. И как бы талантлив не был человек, кроме его таланта необходимы финансы.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Азамат, а что Вы думаете? Сейчас Константин в основном отговаривал от профессии дизайнера. Неужели всё так плохо?

А. ЦЕБОЕВ: Костя в точку сказал. Всё ещё хуже. Но, тем не менее, люди будут стремиться этим заниматься, потому что если у человека есть желание одевать других людей и делать это красиво и по-своему, он будет к этому стремиться. Здесь есть много подводных камней, как и в любой профессии, потому что, пытаясь стать дизайнером, ты хочешь поставить свою ногу на общую лесенку эту. И зафиксировать своё имя. Для того, чтобы быть дизайнером, мало представлять, как люди должны одеваться, нужно уметь, как минимум, организовать небольшой коллектив людей, которые будут всё это кроить, шить, собирать. Нужно найти деньги для того, чтобы это продемонстрировать, отшить, спонсоров.

Я даже не начинаю говорить про индустриальное воплощение этих коллекций, потому что это отдельная, сложная история, которая требует не только дизайнера, но и продюсирование всего этого, требует общения с ритейлом.

А. ЦЕБОЕВ: Хорошей рекламы требует.

А. ЦЕБОЕВ: Индустрии, как таковой, у нас сейчас не существует. Без индустрии всё это поставить на ноги сложно. Пока у нас нет своего среднего уровня, всё это будет продолжаться на партизанском уровне.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Поэтому туда идёт только фанаты своего дела, да?

А. ЦЕБОЕВ: Конечно. Туда идут фанаты или люди, у которых есть деньги.

И. БАБЛОЯН: Пусть даже не очень талантливые люди.

А. ЦЕБОЕВ: Ну да. Не нам судить. Судит покупатель и фешн-критики. Посмотрим.

И. БАБЛОЯН: Нужно хорошо раскрутить, и будут покупать всё.

А. ЦЕБОЕВ: Не всё.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Модно быть в штате какой-то раскрученной компании и иметь отношение к торговой марке, которая имеет своё громкое имя?

А. ЦЕБОЕВ: Конечно.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И неважно, кем ты работаешь в этой компании.

А. ЦЕБОЕВ: Важно, на самом деле.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Если тебя спросить, где ты работаешь? «Я работаю в «Кока-Коле».

А. ЦЕБОЕВ: Сейчас пошёл отлив. Люди не хотят, чтобы их причисляли к армии офисного планктона, они хотят быть кем-то уже. Причастность к великому бренду – это всегда важно. При советской власти было модно быть сотрудником КГБ, например. Сейчас модно работать в очень модном ресторане или в клубе, чтобы иметь возможность каким-то образом влиять на то, попадут или не попадут туда люди. Если говорить о тех же дизайнерах, у каждого дизайнера есть мечта поработать в большом доме каком-то.

И многие наши дизайнеры имели такую возможность и они обязательно это вписывают в своё резюме. «Работал в доме Живанши. Нарезал левый рукав».

Т. РОДНЯНСКАЯ: Завязывал узелки.

А. ЦЕБОЕВ: Все работы хороши, по большому счёту.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Совсем недавнее время назад было очень престижно работать в компании «Миракс». Если тебя спросить…

А. ЦЕБОЕВ: Строителем среди таджиков.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Кстати, даже если ты строитель, одно только имя твоей компании говорило о многом. И человек чувствовал себя успешным.

А. ЦЕБОЕВ: Может быть, да. То, что произошло с компанией «Миракс» и разными другими компаниями – это не вина тех людей, которые там работали. Они работали, гордились, делали своё дело. Видимо, не достаточно хорошо и чётко его делали, раз случились какие-то неполадки.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Мягко говоря.

А. ЦЕБОЕВ: Во времена процветания мелочи всякие и недочёты, они спускаются легко. Когда начинается кризис, всё выявляется, проявляется и бьёт по голове.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Всегда было модно работать в иностранных компаниях. Может быть потому, что есть возможность выезжать за границу?

И. БАЛОЯН: Возможность работать за границей.

А. ЦЕБОЕВ: Это не столько модно, сколько спокойно. Оно и сейчас спокойно, потому что иностранные компании предполагают стабильный оклад, предполагают соц.пакет, чего раньше не было в русских компаниях, а сейчас появилась.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Другая корпоративная этика.

А. ЦЕБОЕВ: Этот своеобразный офисный фашизм, он пошёл скорее от иностранных компаний, для наших было характерно некое разгильдяйство и свобода общения. Я бы не сказал, что это сильно модно было, это просто было удобно всегда. Сейчас российские компании, особенно крупные, особенно добывающие и перерабатывающие, и шикарно продающие, они чувствуют себя не хуже.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Да. Мы провели опрос на сайте радиостанции.

И. БАБЛОЯН: Можете в блоге посмотреть результат.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И результаты его говорят о том, что большинство проголосовавших считают самой модной сферой на сегодня политику. Я предлагаю послушать Ольгу Викторовну Крыштановскую, которая расскажет нам, почему молодые люди стремятся идти в политику.

О. КРЫШТАНОВСКАЯ: Сейчас стало модно для молодёжи идти в политику, потому что это стало привлекательной профессией и сулит немалые выгоды для человека. Мало того, что это интересное дело, надо сказать, что в нашей стране политический класс обладает рядом привилегий. И молодёжь размышляет о том, где делать карьеру и видит, что это такой путь. В котором можно сделать блистательную карьеру. Сейчас масса молодёжных организаций. Можно стать активистом таких организаций, потом делать карьеру в партии, сейчас путь в политику лежит через партийную деятельность. И в конце концов можно стать депутатом, ярким, заметным человеком, заниматься публичной деятельностью.

Очень много молодых людей это привлекает. Мне кажется, сейчас есть мода на политику. Связано это не только с привлекательностью политической деятельности, которая приносит и неплохой доход и делает человека знаменитым, вводит его в тусовку. Это ещё и модная сфера деятельности, потому что государство стало большое внимание уделять молодёжи, создавать различные молодёжные движения, и молодёжь откликается на это. Когда не было запроса на молодёжь, было ясно, что это бесперспективно, все места заняты людьми в возрасте. А сейчас видно, что это не так, видно, что есть подвижки.

Трафик в элите увеличился, если раньше это были 50-летние и старше, то сейчас не только 40-летние, даже 30-летние люди на заметных политических постах. Всё это приводит к тому, что политика стала модным занятием.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Азамат, а сам никогда не стремился в политику?

А. ЦЕБОЕВ: Как политик? У меня был опыт работы с политиками во время предвыборных кампаний.

Т. РОДНЯНСКАЯ: В качестве пиар?

А. ЦЕБОЕВ: В качестве организатора разных процессов, разнообразных. Это было ещё тогда, когда сами выборы были у нас модными.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А сейчас выборы не модны?

А. ЦЕБОЕВ: Не так модны, как раньше. Сейчас моднее вертикаль у нас. То, что молодёжь казалось бы считает модной политику, на самом деле они считают модным не политику. Они считают модным круто выделиться. Политика же это не только участие в движении «Наши». Политика может быть совершенно разнообразной. Есть масса людей, которые придерживаются иных политических взглядов. Традиционно среди молодёжи очень много левых, несмотря на наше коммунистическое прошлое, что смешно.

Достаточно много правых, как ни удивительно для страны, пережившей Вторую мировую войну и боровшейся против фашистов. Вообще, молодёжь кидает туда-сюда по всему политическому спектру. Но те, кто пытается сделать карьеру в области политики – это скорее функционеры, таких и раньше было очень много. У нас была целая организация, которая называлась комсомол, и при её помощи можно было вскарабкаться высоко.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Ты был комсомольцем?

А. ЦЕБОЕВ: Я был, конечно, комсомольцем. А кто не был комсомольцем в то время. Я был пионером и октябрёнком. В пионерах я добился поразительных высот, я был председателем Совета дружины. Это было очень сильно. Но политика требует большого самоотречения, высокой степени самоконтроля, самоограничения, отсутствия свобод. В принципе, то же самое характерно и для корпоративной культуры. Для того, чтобы взобраться вверх по корпоративной лестнице нужны те же качества. Это безоглядная, полнейшая отдача, лояльность своему сюзерену и готовность идти за ним до конца, установка очень часто для тех, кто занимается политикой, цель оправдывает средства, верна. И так далее.

Достаточно циничные вещи.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Видимо, молодые готовы для этого. Сейчас почти все, кому не лень, идут в политику, начиная от Маши Малиновской,пол нашего шоу-бизнеса, студенты тоже.

И. БАБЛОЯН: Хотят хоть как-то иметь причастность.

А. ЦЕБОЕВ: Для звёзд шоу-бизнеса, телеведущих политика – это не столько средство самовыражения, сколько своеобразная страховка на пенсию, потому что невозможно вечно быть молодым, пробег можно скручивать до определённого уровня.

И. БАБЛОЯН: А разве это не удачный пиар-ход?

А. ЦЕБОЕВ: Не знаю, посмотрим.

И. БАБЛОЯН: Увеличить аудиторию.

А. ЦЕБОЕВ: Я не думаю, что у какого-то конкретного исполнителя аудитория его поклонников увеличится из-за того, что он станет депутатом или сенатором. Когда ты серьёзно начинаешь заниматься политикой, то ты понимаешь, что клоунада становится неуместной в какой-то момент. И дальше твоё прошлое начинает играть против тебя. Редкий случай, типа Рейгана или Шварценеггера, они только доказывают это правило, это скорее исключение. Политика – это сложная вещь. Тут играть можно до определённого момента. Дальше начинаются серьёзные, взрослые вещи.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Если вернуться к нашей главной теме, на твой взгляд, какой-то мини-рейтинг самых модных профессий на сегодняшний день?

А. ЦЕБОЕВ: Самые модные – это не значит самые хорошие и не значит, что вы должны кидаться или отдавать своих детей. Самые модные профессии, с чем я сталкиваюсь, к чему стремятся люди. Первое – это пиар. Я не знаю, почему.

И. БАБЛОЯН: Хотят раскручивать звёзд.

А. ЦЕБОЕВ: Огромное количество людей идут учиться пиару, заниматься пиаром. И ничего хорошего из этого не выходит. Потому что, как и любая профессия, пиар требует самоотдачи и умение жертвовать. Многие люди хотят стать просто звёздами. Это очень модная профессия – быть звездой. Причём, большинству людей абсолютно всё равно, чем данная звезда занимается, в каком стиле будет петь, танцевать, что показывать, что рассказывать. Всегда модными бывают вещи только когда ты на виду.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Кстати, когда я готовилась к эфиру и читала материал, наткнулась на статью, где американских детей, подростков, спросили, кем они хотят быть. Они сказали: «Мы хотим быть Перис Хилтон».

А. ЦЕБОЕВ: Даже мальчики.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Да. Почему всегда это тянуло?

А. ЦЕБОЕВ: Не знаю. Всегда тянет известность, слава, власть. Поэтому профессия юриста очень часто выходит на топ, потому что людям кажется, что будучи юристом, ты владеешь какими-то скрытыми механизмами, которые позволят манипулировать профессиями, людьми, добиваться своего, находиться по эту сторону закона.

И. БАБЛОЯН: Кстати, профессия юриста высокооплачиваемая.

А. ЦЕБОЕВ: Да, в основном высокооплачиваемая. Если ты находишь себе такое место. Но юристов не может быть бесконечное количество.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Я помню, когда я поступала в институт, в основном все шли либо в экономисты, либо в юристы.

А. ЦЕБОЕВ: Я сам учился на юриста. Это не то, что мода, это был сильный тренд. Был огромный конкурс.

И. БАБЛОЯН: Почему так было?

А. ЦЕБОЕВ: Почему был конкурс?

И. БАБЛОЯН: Нет, почему так вдруг все массово решили стать экономистами и юристами.

А. ЦЕБОЕВ: Это было очень надёжно. Хотя с юристами проще, чем с экономистами. Когда все хотели стать экономистами, мало кто отдавал себе отчёт, что это такое. Я знаю, что тётя Циля – она старший экономист. А что это такое, это не очень понятно.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Получалось ведь так, что одно время у нас было много юристов и экономистов, и через несколько лет получился их переизбыток. Рынок был перенасыщен юристами и экономистами. Люди получались безработными.

А. ЦЕБОЕВ: Не совсем так. Из этих юристов и экономистов, особенно из тех, кто учился в правильных ВУЗах и получал достаточно прочное базовое образование и способность ориентироваться в каком-то массиве знаний, из них как раз и получились политики, продюсеры, бизнесмены и всё, что мы имеем сейчас. Поэтому образование – это очень важно. Но образование не всегда означает, что ты будешь заниматься этой профессией. Если молодой человек учится на юриста, и успешно учится, обладает определённой гибкостью мышления. Когда он заканчивает учиться, он может в какой-то момент сообразить, что сейчас интереснее работать не юристом, а чем-то ещё.

И. БАБЛОЯН: Совсем не обязательно, что он будет работать юристом.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Как ты в своё время сообразил и ушёл в журналистику.

А. ЦЕБОЕВ: Нет.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А куда?

А. ЦЕБОЕВ: Никуда.

И. БАБЛОЯН: А ты этим вообще не занимался?

А. ЦЕБОЕВ: Нет, не занимался. Была перестройка, появилась возможность делать какие-то другие вещи, занимались организацией концертов, ещё массой других вещей.

И. БАБЛОЯН: А пошёл почему на юридический?

А. ЦЕБОЕВ: Мне очень хотелось учиться в Университете московском. И я собирался подавать документы на другой факультет, честно говоря. На исторический. А оказался на юридическом, потому что перепутал корпуса.

Т. РОДНЯНСКАЯ: То есть, так сложилось. А скажи, считаешь ли ты модной профессией маркетинг?

А. ЦЕБОЕВ: Маркетинг – это такая сложная, многогранная штука.

И. БАБЛОЯН: Очень быстро развивающаяся.

А. ЦЕБОЕВ: Это вообще основа всего, что происходит сейчас в мире. Если человек сильный маркетолог и он умеет сделать из ничего конфетку, то ему не будет цены. И одновременно существует масса людей, профанирующих как в областях пиара, так и в любой другой области.

Т. РОДНЯНСКАЯ: По всем рейтингам маркетинг стоит на втором месте, по рейтингам модности. Я предлагаю нам сейчас послушать рассказ о маркетинге от Ляли Шовкринской.

Л. ШОВКРИНСКАЯ: Меня судьба привела в маркетинг, потому что маркетинг – это и есть реклама и пиар. То есть, он всё в себя включает. Так как я работаю в премиум-сегменте, мы продаём товары и услуги формата «Люкс», то весь этот маркетинг и состоит из светских мероприятий, глянцевых изданий, каких-то проектов со звёздами. Все эти проекты я сейчас и воплощаю в жизнь в данном компании. Такая творческая, красивая работа. Я всё время говорю – маркетинг, как искусство, у меня, по крайней мере.

Надо придумывать что-то креативное, интересные концепции, которые людей зацепят за живое, что-то, что ещё не придумано. Какие-то новые формы. Например, мы в рамках моей компании делали очень интересную наружную рекламу для того сегмента автомобильного, для которого я работаю, она получилась эпатажной, интересной. Поэтому, конечно, молодым людям это интересно, потому что здесь есть и творчество, и это хороший бизнес.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вот такой интересный отдел маркетинга, о котором нам рассказала Ляля Шафкринская. А самому доводилось работать?

А. ЦЕБОЕВ: Мы помогаем. Кроме издательского бизнеса у нас есть агентство, которое занимается пиаром и организацией событий. Как правило, события заказываются компаниями, это часть их маркетинговой политики. И как пиар-агентство мы сталкиваемся с тем, что нужно придумывать ходы для того, чтобы продвинуть тот или другой товар, какие-то вещи, услуги.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А насчёт продвижения какого-нибудь товара. Я наткнулась на такую профессию интересную, первый раз увидела. Фуд-стилист называется. Для того, чтобы продать какой-то товар, пельмени или сметану, есть какой-то человек, который принимает участие в съёмках. Ты знаешь об этой профессии?

А. ЦЕБОЕВ: Да, конечно.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А чем он занимается?

А. ЦЕБОЕВ: Он выкладывает продукты таким образом, чтобы при съёмке получалось вкусно и правильно.

И. БАБЛОЯН: Там есть какой-то секрет.

А. ЦЕБОЕВ: Секретов, конечно, навалом. Нужно знать, как работает камера, как нужно поставить правильно свет, как будет выглядеть тот или иной ингредиент, чтобы не получилось на тарелке куча какашек, вместо вкуснейшего продукта. В ресторанном бизнесе это очень важная вещь. Правда, я не уверен, что в ресторанах существуют собственные фут-стилисты, но этим занимаются повара. Каждый шеф продумывает, как выкладывается блюдо, как делается подача.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Какое-то художественное образование здесь требуется?

А. ЦЕБОЕВ: Фантазия, вкус, наверное, нужен. Художественное образование было бы…

И. БАБЛОЯН: Хорошая профессия у людей – раскручивают еду. Давайте мы послушаем плёнку. Это будет Иосиф Пригожин, он расскажет, как раскручивают звёзд. И какой это адский труд

И. ПРИГОЖИН: Наша профессия не очень благодарная. Продюсер на Западе – это человек, который занимается музыкальным материалом. У нас в России продюсер – это всё. По большому счёту у нас продюсер, например, Игорь Матвиенко. Он композитор, занимается подбором музыкального материала и он является продюсером. Понятно, что я считаюсь продюсером, я подбираю музыкальный материал, я занимаюсь всем, и пиар-мендежер, и жнец, и на дуде игрец. Нам приходится заниматься всем, потому что квалифицированных людей, как в западной форме, там есть радио-плагер, он занимается радио. Он не занимается больше ничем. У него есть несколько исполнителей, он идёт на радио и размещает композиции. Его знают, это модная профессия на Западе, в Англии, в Америке. Есть такая профессия радио-плагер, TV-плагер.

А у нас такой профессии нет, у нас всем этим занимается один человек – продюсер. Типа меня. Очень сложная профессия. Очень сложная. Артисты – люди настроения. Не всегда бывает, что сначала ты артиста создаёшь. А потом ты его обслуживаешь. Это волнообразная вещь, которая может быть в один день не нужной. Здесь всё связано с модой, всё время приходят новые люди на радио и телевидение. Приходится со многими заново знакомиться, выстраивать отношения. А уважения как такового со стороны нового поколения не дождёшься.

Они приходят и перечёркивают всё, что было до них. Они считают, что всё, что он делал до нас – это фигня. А то, что мы делаем – это хорошо.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Представляете, какая страшная профессия продюсер, а всем кажется, что это просто рай.

А. ЦЕБОЕВ: Ну, Пригожин зрит в корень. Сказал, как отрезал. Совершенно верно.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Я знаю, что ты тоже имеешь…

А. ЦЕБОЕВ: Да, я занимался. На самом деле продюсер – это человек, который знает, что нужно петь, как нужно петь.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И кому нужно петь.

А. ЦЕБОЕВ: Он сам петь не умеет.

И. БАБЛОЯН: Поэтому пихает других.

А. ЦЕБОЕВ: И часто не умеет играть. Но его гложет какая-то мечта.

И. БАБЛОЯН: Это хороший организатор, наверное.

А. ЦЕБОЕВ: Да, это хороший организатор, хороший кадровик должен быть прежде всего, потому что ему нужно подобрать артиста, который бы соответствовал. Хорошо, когда продюсер и артист – это одно целое и они занимаются одним целом. Очень плохо, когда артист выступает в качестве марионетки. Идеальная ситуация для продюсера – зарегистрировать имя «Вася Пупкин» и потом подбирать людей и не зависеть от них, потому что большая боль продюсеров – это артисты, которые не способны достичь запланированных продюсером высот. Либо артисты, которые начинают пытаться идти своей дорожкой, либо найти себе какой-то кусочек в жизни послаще.

И. БАБЛОЯН: Это сейчас не проблема. Даже в группах меняются тысячу раз составы.

А. ЦЕБОЕВ: Да, но всё-таки, это же не производство. Это же всё очень эмоциональные вещи. И просто так взять и заменить одно на другое очень сложно. Особенно когда речь идёт не про «унца, унца», а про реальную музыку, потому что надо умирать на сцене у микрофона, выкладывать душу. Когда нет искреннего посыла, это очень сложно делать. Зрители сразу чувствуют это, несмотря на то, что считается, что публика дура, но дура дурой, но своё дело знает. Публика знает, когда что-то неточно.

И. БАБЛОЯН: Азамат, скажи, как можно пропиарить какую-нибудь социально значимую, но не популярную профессию?

А. ЦЕБОЕВ: Нужно начинать со школы, мне кажется. Нужно рассказывать детям о том, какие профессии существуют. Для этого делается в наше время очень мало. Нужно прививать детям любовь к труду как к таковому. Когда ты из ничего делаешь что-то и должен уметь испытывать от этого радость, даже если это самая неважная, незначительная вещь. Не убивать в детях это стремление к креативности. Когда я учился в школе, мы на уроках труда делали совки из жести. Это у меня настолько отбило желание делать что либо на долгие годы, что я лет до 30 искал всё как бы всё устроить таким образом, чтобы ничего не делать.

И только потом, когда у меня это прошло, эти нелепые скворечники, в которых никто не хотел жить, совки, в которые ничего не заметалось, какие-то кернеры, которыми ничего не кернилось, потому что это на фиг никому не надо. Надо детям давать полезные вещи. Существует пропаганда, мощный пропагандистский механизм, существует государство, которое может сильно влиять, существуют СМИ, такие, которые давят на мозг. Но всегда это можно подать правильным образом, раскрутить.

При советской власти много такого делалось. Правда, со свойственными советской власти перегибами. Журналисты, политики, они пропагандировали разные профессии, говорилось о том, что гордость за профессию. Но проблема случилась. Когда это делал Маяковский – это было круто. А потом, когда начали делать такие же люди, которые заставляли… и когда человек, которого заставляют, он это… как солдат. Ему легче в Красной комнате рисовать плакат.

И. БАБЛОЯН: Как какой-то продукт попадает? Вот сейчас много блогеров появилось. Как это нарастает?

А. ЦЕБОЕВ: Блоггер – это не профессия по ходу.

И. БАБЛОЯН: Журналист свободный.

А. ЦЕБОЕВ: Ну как свободный журналист… Этот человек высказывается о том, что думает. Некоторые это делают профессией. Это можно сделать профессией, когда ты нагонишь себе несколько тысяч читателей и дальше ты начинаешь быть востребованным, и твои слова уже покупаются кем-то.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А можно любую профессию сделать модной? Сейчас мало популярны профессии в науке. А хотелось бы, чтобы у нас было больше специалистов, больше людей, которые занимались бы наукой.

А. ЦЕБОЕВ: Да, нужно показать престиж профессии. Чем занимаются люди, во-первых, что это такое, нужно привить любовь к признанию, к открытию. И нужно финансирование. Люди должны понимать, что они работают на будущее, те же фундаментальные физики, потому что результат их труда не виден. Они гоняют какую-то хреновину по Коллайдеру и непонятно, что это такое. Но это люди, отдающие себе отчёт, что они делают важное, существенное дело. Можно привлекать СМИ.

И. БАБЛОЯН: Почему сейчас так не происходит? Очень мало людей, которые продолжают учиться.

А. ЦЕБОЕВ: Потому что всё разобщено. У нас нет стержня, который бы собирал общество вокруг себя. Этот стержень мы пытаемся выстроить. Но в основном это происходит за счёт энтузиастов. Мы сейчас в журнале хотим сделать серию фото-проектов, которые бы рассказывали о профессиях. Не только модных, обычных, о людях, которые делают вещи повседневные, которыми мы пользуемся: телефону, колбаску, автомобили. Как это происходит. Это делается руками. Есть люди выдающиеся в своём мастерстве.

Я никогда не забуду, когда я был маленьким, но уже носил очки, у меня сломалась дужка очков. Меня мой старший брат повёл на стройку и сказал, что там есть такой сварщик, просто караул. И этот сварщик промышленным аппаратом так заварил очки, что не было видно шва. Я буквально офигел! Я мечтал стать сварщиком и сваривать.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Из-за того, что был хороший пример перед глазами.

А. ЦЕБОЕВ: Да, был хороший пример. Я хотел долгое время стать космонавтом, как и многие дети в моё время, потому что об этом очень много говорилось, показывалось, это романтика и т.д. Просто не так много космонавтов нам требуется в данный момент. В принципе, многие сейчас, когда ты показываешь престиж, что можно заработать, что твоя семья будущая и ты сам будешь в относительном шоколаде. Например, в Таджикистане очень популярна профессия строитель в России, потому что она престижная и денежная, относительно всего того, что люди имеют на месте. Всё познаётся в сравнении. Точно так же любую профессию можно сделать в сравнении с профессиями, существующими вокруг нас.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Значит нужно этим заниматься.

А. ЦЕБОЕВ: Нужно этим заниматься, нужен тот, кто будет решать, какую профессию пропагандировать. Есть такой орган у нас или нет? Массы – это общо звучит. Должен решить президент? А почему президент? Разве он является специалистом в области трудовыми ресурсами? И люди, которые занимаются трудовыми ресурсами, должны сказать президенту, создать орган при президенте. Но я боюсь, что это всё превратится в такую хреновину, которая не будет работать.

И. БАБЛОЯН: создать какой-нибудь кооператив.

А. ЦЕБОЕВ: Кооператив…

И. БАБЛОЯН: И воздействовать на массы.

А. ЦЕБОЕВ: Ну да. Смешно.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Я предлагаю вернуться к блогерам. Антон Носик считает, что это действительно профессия. Давайте послушаем его мнение.

А. НОСИК: Профессия блогера в России только ещё зарождается. И трудно сказать, какой она в конечном итоге будет – наёмной или предпринимательской. Как бы то ни было, уже сегодня есть некоторое количество людей, которые ведут дневники в Интернете и получают за это деньги. Понятно, что деньги не большие, но сравнимые с журналистским жалованием. А преимущество жизни блогера перед жизнью наёмного журналиста в том, что журналист человек подневольный и отправляется туда, куда отправляет его родная редакция и пишет о том, о чём велят.

Блоггер же работает сам на себя и деньги пытается заработать самовыражением. Недостаток этого ремесла, если оно независимое, заключается в том, что волка кормят ноги, не можешь наверняка знать, каковы будут доходы твоего блога в следующем месяце или в следующем году. И в этом смысле для того, чтобы отказаться от традиционной наёмной работы в пользу вольных блогерских хлебов, нужна смелость и предпринимательская жилка. А далеко не все у нас пишущие люди ею наделены.

Очень многие гуманитарии предпочитают гарантированный ограниченный паёк каким-то рискам в шансах получить экономическую самостоятельность. Тем более, что примеров разбогатевших блогеров, людей, получивших благодаря блогам экономическую самостоятельность, вокруг нас не слишком много. Дело новое и правила не очень сложились, не каждому понятны. Тем больше будет таких примеров, описанный, известных, объяснённых, чем больше будет механизмов, позволяющих блогерам зарабатывать себе на кусок хлеба, тем, наверное, эта профессия будет распространённее. Пока мы можем говорить о том, что профессионально на жизнь блогами зарабатывают во всём русском Интернете несколько десятков человек.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Сегодня, в 21 веке Интернет развит и многие люди ведут блоги. Я знаю, ты тоже занимаешься тем, что ведёшь блог. И некоторые действительно считают это своей профессией и зарабатывают на этом деньги. Но сегодня в России мало таких людей.

А. ЦЕБОЕВ: Я считаю, что зарабатывать деньги блогом не совсем корректная вещь, потому что большинство блогеров, за исключением нескольких, которых можно перечислить по пальцам, того же Тёму, объявляют о том, что данный текст является проплаченной рекламой. Абсолютное большинство тех, кто зарабатывает, они пытаются это подать, как собственное мнение. А это неправильно. Это означает, что они не несут никакой ответственности, как несут ответственность СМИ. А СМИ без ответственности – это очень опасное оружие. Это будет означать, что за деньги можно любое мнение протолкнуть. Так не должно быть.

Потому что люди должны нести ответственность. Когда блогеров начнут судить за то, что они высказывают какие-то мнения и кому-то это может не понравиться, тогда волна откатится назад.

И. БАБЛОЯН: Пока это свободное пространство.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Но бывали такие случаи ведь.

А. ЦЕБОЕВ: Да, бывало. Там было оскорбление. Но ответственность – это очень важная вещь. Вообще важно по жизни следить за базаром, не только в журналах и газетах, но и в общении между собой. Тогда и человек будет здоровее и доходов будет больше.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Ни для кого не секрет, что большинство блогеров – это хорошо образованные люди. Для того, чтобы твой блог был интересным, чтобы его было интересно читать, к тебе заходили люди, нужно писать что-то захватывающее, интересно.

И. БАБЛОЯН: Или, как минимум, писать хорошо, чтобы это было приятно читать.

А. ЦЕБОЕВ: Писать хорошо, не длинно.

И. БАБЛОЯН: Да, длинные посты обычно мало кто читает.

А. ЦЕБОЕВ: Только Гришковцу они сходят с рук.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Но вот в Америке, по их данным, у них уже число тех, кто зарабатывает на блогах, с каждым днём растёт и растёт. А у нас такая перспектива возможна?

А. ЦЕБОЕВ: Обязательно. Хорошо, когда человек зарабатывает на блогах следующим образом. Его блог является очень популярным, он имеет возможность продавать рекламу на этом блоге. Это то же самое правило, которое мы можем применить к любому СМИ. Реклама должна быть. Читатель должен знать, где реклама, где мнение человека. Где проплаченная реклама, где редакционная информация. Это момент тонкий. И не все люди находят в себе достаточно сил, чтобы отличить одно от другого и не пропагандировать за деньги какую-то фигню.

И. БАБЛОЯН: Мне кажется, что сразу видно, когда проплачено. Там такая яростная пропаганда идёт, что невозможно принять это за собственное мнение.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Сейчас так много появляется новых профессий, что не у всех профессий есть свои названия на русском языке. Я предлагаю послушать последний комментарий про профессию, которая называется vip-менеджмент. И расскажет нам об этом Катарина Миледина.

К. МИЛЕДИНА: Профессия vip-менеджера заключается в приглашении людей на мероприятия. Я достаточно давно этим занимаюсь, у меня огромный опыт работы, я приблизительно 6 лет проработала в самом крупном пиар-агентстве, это агентство делает очень много разных проектов: открытие магазинов, выставок, всё что угодно. И самый крупный проект этого агентства – это российская неделя моды. Отталкиваясь от опыта работы в агентстве, я понимаю на какие мероприятия какой уровень гостей нужно приглашать.

Здесь не последнюю роль играет желание заказчика. В общем и целом уже отдаётся мне на откуп окончательно. Клиент оговаривает формат мероприятия, расход, какие-то свои пожелания, кого бы они хотели видеть из людей бизнеса, актёров, эстрады, а потом уже я составляю некую базу, с которой работаю. К сожалению, пока нет никакого института, обучающего любого учреждения, которое бы занималось подготовкой таких специалистов.

Не хочу хвастаться, но это очень востребованная сегодня профессия, но специалистов серьёзных, которые бы занимались этим профессионально, их очень мало. Это люди скорее выросшие из пиара, из связи с общественностью, из журналов и т.д.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Я знаю,что так же эта профессия называется guest-relationship.

А. ЦЕБОЕВ: Не знаю. У нас в сметах это называется «приглашение гостей».

Т. РОДНЯНСКАЯ: Человек, который занимается приглашением гостей.

А. ЦЕБОЕВ: Либо человек, либо внутри компании мы иногда привлекаем кого-то для приглашения гостей.

И. БАБЛОЯН: А есть специальные компании, которые этим занимаются.

А. ЦЕБОЕВ: Нет, специальных компаний нет, мы занимаемся организацией мероприятий, у нас есть собственные базы, по которым мы приглашаем гостей. Vip-гости – это очень важная вещь, для того, чтобы мероприятие было успешным, нужно иметь несколько vip-ов. Зачем они нужны? Нужно кого-то снимать на фоне баннера с логотипами, спонсора, чтобы это всё попало в прессу. Потому что неизвестные люди в прессу не попадают. Чем больше у тебя на мероприятии vip-ов, тем больше шансов, что ты попадёшь в какое-то число изданий.

Это достаточно важная вещь, на Западе это давно существует.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И наверняка есть, где учиться.

А. ЦЕБОЕВ: Вряд ли, я не думаю, что где-то такое есть. Там звёзды заряжают деньги за то, что они приходят. У нас тоже уже пытаются заряжать деньги с переменным успехом. Но в агентствах, которые занимаются звёздами в Голливуде, есть прейскуранты, кого сколько стоит пригласить. И это важная вещь. Звезда всегда несёт в себе некую функцию. Она помогает продвигать товар, помогает продвигать твоё мероприятие и делает жизнь веселее.

И. БАБЛОЯН: А есть такие люди, которые сами платят за то, чтобы попасть в эту базу?

А. ЦЕБОЕВ: Есть люди, которые нанимают других людей для того, чтобы их приглашали везде, для того, чтобы стать популярным. Да, такие люди есть. Они продвигаются по социальной лестнице, становятся светскими и полусветскими…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Они за это говорят: «Вот это и это нам интересно, сюда нас приглашайте, мы за это заплатим столько-то».

А. ЦЕБОЕВ: Да. Мне хотелось бы туда-то и туда-то попасть. Это частая вещь. Если мы занимаемся какой-то компанией, товаром, есть человек, который её продаёт. Допустим, ему нужно стать популярным, он попадает на разные мероприятия, мы пытаемся его фотографировать вместе со звёздами, постепенно он популярность набирает, получает больше доверия от потребителей, которые начинают приобретать его товар.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И в заключении нашей программы, Азамат, хотелось бы спросить – стоит ли выбирать профессию по моде?

А. ЦЕБОЕВ: Стоит выбирать профессию по душе, по тому, к чему у вас лежит душа. Стоит выбирать профессию по месту учёбы очень важно, должно быть учебное заведение с хорошими традициями, с хорошей базой, с хорошими преподавателями, потому что мода может измениться, всё может поменяться, ваши желания тоже могут поменяться, а хорошее образование никогда не подведёт. Хорошо иметь какие-то хобби и что-то делать руками. Потому что если накроется весь этот маркетинг медным тазом, вы должны уметь себе выстрогать ложку.

И. БАБЛОЯН: Вот такой душевно-познавательный разговор сегодня у нас вышел. С вами была передача Zoom, Ирина Баблоян и Татьяна Роднянская.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И наш гость Азамат Цебоев, главный редактор журнала Menu.

А. ЦЕБОЕВ: Спокойной ночи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024