Купить мерч «Эха»:

Как пробиться молодым дизайнерам? - Леонид Алексеев , Настя Колесникова, Алена Ахмадуллина, Константин Гайдай, Татьяна Михалкова - Zoom - 2009-11-25

25.11.2009
Как пробиться молодым дизайнерам? - Леонид Алексеев , Настя Колесникова, Алена Ахмадуллина, Константин Гайдай, Татьяна Михалкова - Zoom - 2009-11-25 Скачать

Т.РОДНЯНСКАЯ: 0 часов 10 минут в Москве, добрый вечер всем. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Zoom». Меня зовут Таня Роднянская, и со мной моя коллега Ирина Баблоян.

И.БАБЛОЯН: Доброй ночи.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Добрый вечер. Наша сегодняшняя тема – «Как пробиться молодым дизайнерам?»

И.БАБЛОЯН: Я представлю наших гостей. Это Леонид Алексеев, дизайнер одежды и Настя Колесникова, куратор проекта «Местная мода». Здравствуйте.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Добрый вечер.

Н.КОЛЕСНИКОВА: Добрый вечер.

И.БАБЛОЯН: Да, еще нужно напомнить о средствах связи. Во-первых, вы можете наблюдать наших гостей по вебтрансляции на сайте «Эхо Москвы» и на сайте RuTube, и присылать свои вопросы, сообщения, комментарии по SMS, номер +7 985 970-45-45. Мы будем ждать.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Присылайте нам свои вопросы, и еще я вам скажу, что в середине часа у нас ожидается голосование, так что никуда не уходите. Итак, дорогие гости, мой первый вопрос. Живет в каком-нибудь небольшом городе N молодой человек, который мечтает шить красивую, модную одежду. Может быть, у него уже есть какие-то идеи, может быть, даже готовые коллекции. Куда ему податься с этим? К кому ему идти? Кому показывать свой талант?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Можно я начну?

Н.КОЛЕСНИКОВА: Конечно.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Да, конечно. Леонид?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Да. Прежде всего, если молодой человек живет в неизвестном городе, то ему для начала хорошо бы где-то учиться. И он может выбрать...

И.БАБЛОЯН: А если у него нет возможности учиться?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ну, не бывает такого, чтобы не было возможности учиться. Учиться можно всегда, учиться просто можно по-разному. И самая прекрасная школа в нашей стране находится в Омске, и оттуда, кстати, приходит очень много талантливых людей, дизайнеров.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Бесплатно?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ну, это государственная школа, да. Можно. Любой желающий может поступить. И уже обучаясь, желательно, на каких-то программах, этот человек должен начать участвовать в различных студенческих конкурсах, желательно не в одном и не по одному разу, где должен представлять свои коллекции или мини-коллекции, или просто отдельные предметы. И по итогам этих коллекций обзаводиться либо фотографиями, либо какими-то даже контактами, и, как мне кажется, впоследствии этого устраиваться на практику уже в какие-то места, которые как раз нанимают дизайнеров. То есть набираться опыта у кого-то.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Например, какие места?

И.БАБЛОЯН: Вот, я просто хотела спросить еще. А легко ли попасть на практику? Ну, я не думаю, что может прийти любой и сказать: «Проведите мне курс, пожалуйста».

Л.АЛЕКСЕЕВ: 3 человека раз в полгода мы берем к себе.

И.БАБЛОЯН: Но это всего 3 человека.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Да, и также делают все остальные дизайнеры раз в полгода. Ну, не обязательно прийти, начать, пройти практику и работать только с одним дизайнером. Нужно писать письма, рассылать свои коллекции, фотографии. Но конкурсы – тоже часто бывает возможность, всегда присутствуют какие-то дизайнеры, кто-то еще, и с ними договориться насчет того, что нужно пройти практику.

Можно также, имея хорошие фотографии, отсылать не только в русские дома моды, но и в иностранные дома моды. И не думать о Париже, Милане, может быть, а есть разные компании и в Турции, и в провинциальной Италии, которые занимаются специализированно производством одежды. И очень многие дизайнеры начинали именно с того, что работали ассистентами дизайнеров по вышивке в каком-нибудь итальянском доме вышивки на юге Италии.

Т.РОДНЯНСКАЯ: А ты как?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Я работал на фабрике ФОСП, Фабрика Одежды Санкт-Петербурга. Очень странная была история. Я поехал впервые учиться в Италию, в Милан на короткие курсы, которые длились, по-моему, 4 недели.

И.БАБЛОЯН: Хорошо, но это же стоит сумасшедших денег.

Л.АЛЕКСЕЕВ: После чего у меня было готово небольшое портфолио – это не стоило больших денег, было готово небольшое портфолио. И я просто нашел информацию, что фабрика одежды, в общем, приглашает на собеседование дизайнеров для того, чтобы разработать свою новую линию. Я подумал, ну, терять нечего, ничего вообще не умею делать, ну, только трехнедельные курсы. Пришел, и у меня были, видимо, настолько какие-то странные и пугающие всех эскизы, что меня взяли и я 2 года учился уже у существующих дизайнеров на фабрике, как все это делать. Очень было интересно, не жалею. Вот с этого, можно сказать, начался такой путь.

Т.РОДНЯНСКАЯ: А я предлагаю послушать нам Лену Усанову, телеведущую и куратора проекта «Местная мода», которая расскажет нам, какие программы или конкурсы для молодых дизайнеров могут дать реальный шанс продвинуться.

Л.УСАНОВА: Существует несколько проектов и программ, которые дают возможность молодым дизайнерам, талантливой молодежи пробиться в эту жизнь, трудоустроиться и реализоваться. Некоторое время тому назад я делала проект на музыкальном канале, называлось это «Путевка в жизнь». Мы ездили по разным городам России, по миллионникам и выбирали молодых дизайнеров для того, чтобы их потом привезти в Москву. Вместе со мной ездили такие именитые дизайнеры-модельеры как Алена Ахмадуллина, Валентин Юдашкин, Нина Донис, Константин Гайдай, Дмитрий Логинов, Денис Симачев и многие другие.

Финал конкурса проводился в Москве, куда уже приезжало международное жюри, включая наших партнеров, школу дизайна Сент Мартинс, Polimoda Итальянские дизайнеры и очень многие наши университеты, которые давали гранты.

Победители – их было всего 5 – получили реальные предложения от домов моды Валентина Юдашкина, Баленсиага, (НЕРАЗБОРЧИВО), Алены Ахмадуллиной. Ребята прошли стажировку, остались в домах и многие из них сейчас делают очень большие успехи. Например, одна из наших победительниц сейчас отрисовывает кое-какие модели для Баленсиага, которые мы можем видеть в самых дорогих магазинах мультибрендовых.

Катя Сычева, например, работает сейчас у Алены Ахмадуллиной – она отрисовывает, смотрит ткани, подбирает коллекцию, вырабатывает стиль вместе с Аленой. И у Алены сейчас очень существенно изменилось настроение в коллекциях – видно, что есть такая свежая струя. У Валентина Юдашкина работают 2 дизайнера из Новосибирска, 2 парня отличных.

В общем, именно такие конкурсы реальные и дают возможность ребятам трудоустроиться, после чего, если у них амбиции сильные, они пытаются делать свои коллекции, как, например, Руслан Гуменный, который сразу пошел сам, он победил, кстати, в «Путевке в жизнь», отучился в Сент Мартинс, и все коллекции ему предоставляет Неделя моды бесплатную площадку, полностью обеспечение и он показывает свои коллекции. Он очень востребован и достаточно известен.

Татьяна Михалкова, известный ее конкурс для молодых дизайнеров тоже дает возможность увидеть и продолжить дальше обучение или развитие по карьерной лестнице. Опять-таки, все зависит от амбиций. Ну, есть еще в Питере несколько конкурсов.

Вы знаете, я считаю, что чем больше молодой дизайнер участвует в различных конкурсах, мастер-классах, появляется где-то на спецпроектах, тем больше у него возможности получить серьезное предложение. Самое главное – продвигать себя, и давать возможность другим на себя посмотреть.

Молодой дизайнер должен мониторить рынок. Слава Богу, у нас сейчас очень сильно развит интернет и очень много глянцевых журналов имеет онлайн-версию. Совсем недавно я как член жюри поддерживала 10 молодых дизайнеров вместе с Александром Васильевым, историком моды, вместе с Шумским, глава «Неделя моды», фотографом Егором Зайцевым. И мы 10 молодых дизайнеров выбрали из огромного количества, и при поддержке глянцевого еженедельника дали возможность ребятам бесплатно поучаствовать на площадке. Их видели байеры, их поддержали и кое-что у них заказали.

Следите за рынком, мониторьте интернет, участвуйте везде и, самое главное, поймите, куда вы двигаетесь и для чего вам все это нужно.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Вот, Лена Усанова нам сейчас рассказала о великом множестве конкурсов, которые на сегодняшний день у нас есть. И чем могут пользоваться молодые дизайнеры. Настя, расскажите, пожалуйста, в чем суть вашего проекта «Местная мода»?

Н.КОЛЕСНИКОВА: На самом деле, основная идея – включу вас сейчас в скепсис на монолог Леонида, поменяемся ролями. Окей, хорошо, можно участвовать в конкурсах, получить стажировку, в итоге хорошо отучиться, стажироваться, научиться многому. И имея амбиции, как сказала Лена, решить завести свой бренд. Вот, а дальше что, да?

У нас в России практически не существует культуры потребления местного дизайна, практически ни в какой сфере. Ладно, индустрия моды как-то более-менее развита, там, про дизайн промышленный или интерьерный я вообще не говорю. То есть весь проект, задуманный проектом «Местная мода», на том уровне, на котором есть, который берет прослойку именно молодежи и начинающих дизайнеров, он задуман для того, чтобы создать, ну, начинать воспитывать культуру потребления русского дизайна. Поскольку, вот, имея собственный магазин, место, в котором русские продаются, я вам честно могу сказать: даже, предположим, (НЕРАЗБОРЧИВО), которая уже засвечена настолько сильно, что куда ни приходишь, все говорят «О, это тоже «носовская» вещь». Многие люди пишут и говорят, что «Почему качество 6 тысяч? Я такое же на распродаже Marni куплю». А Marni – это же Marni.

То есть, в принципе, проект «Местная мода» задуман для того, чтобы правильно и логично воспитывать культуру потребления местного дизайна. Соответственно, с определенной поддержкой русских дизайнеров и с построением той самой индустрии и структуры моды. Пусть не в том глобальном формате, в котором она существует в данный момент – там, с Юдашкиным, Офисьелем и показами за миллионы долларов. На таком правильном уровне, когда на осмотр коллекции приезжают байеры, когда байеры существуют, приезжают не на CPM с клетчатыми сумками. И то, когда стилисты приходят и берут вещи, там, не знаю, дизайнеров на съемки и так далее, и тому подобное.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Так, а как вы, все-таки помогаете молодым дизайнерам? Они к вам приходят, показывают свои вещи?

Н.КОЛЕСНИКОВА: На самом деле, это большая комплексная программа, которая только-только стартовала. Ну да, ко мне они, естественно, приходят.

И.БАБЛОЯН: Хорошо, а они сами как узнают про это? Как можно узнать про это?

Н.КОЛЕСНИКОВА: Ну, вот, проект «Местная мода» – у нее будет несколько поддержек. Кроме того, что какие-то вещи мы уже начали делать, например, те же мастер-классы и дискуссии – как бы они всем уже надоели, все эти лекции. Ну, они там анонсируются на каких-то определенных ресурсах, про них пишут афиши, там, типа TimeOut и так далее, и тому подобное. Определенный какой-то костяк людей они собирают. Вот, на последней дискуссии с производственниками было интересно то, что были начинающие, были и те, кто уже определенных успехов добились. И были производственники, которые готовы, подошел мужчина, сказал «У меня есть производство, я отшиваю такого-то, такого-то известного дизайнера, я бы хотел поработать с новыми, молодыми». Ну, естественно, при определенном проценте с продажи, грубо говоря, да? Но это определенный шанс для тех, у кого нет денег. Я думаю, что хороший старт.

Соответственно, в дальнейшем появится, еще один проект задуман с теориями и практиками, который будет информационным ресурсом, на котором вся эта информация будет аккумулироваться, там, и учитывая международный конкурс, и образовалку нашу, и какие-то показы там и так далее, и тому подобное. Но а по большей части просто давно во всем этом варюсь и, имея собственный магазин, дизайнеры естественно... То есть это как бы определенная точка, то есть я как бы стою воротами перед конечным потребителем, и все эти люди, очень большое количество приходят сами, ну, особенно те, кто уже что-то имеют на руках – не те, которые просто задуманы.

Соответственно, проект только стартовал, дальше там будет больше всяких историй.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Леонид, а вы участвовали в подобных конкурсах или проектах?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Никогда не участвовал в конкурсе молодых дизайнеров. Ну, не могу сказать, что мне это никогда не казалось моим путем. Я, скорее, больше практик, ну, можно сказать, производственник. Я очень хорошо всегда и очень много внимания уделял крою, очень хорошо сам конструировал и шил одежду. И свою первую коллекцию я шил сам. Не могу сказать, что это был какой-то суперсложный крой, суперсложной вещи. Но я получил, что ли, поддержку от Недели моды Петербурга, которая позволила мне показать у них там по льготной какой-то цене смешной 15 моделей, и с этого началось, как бы, личное мое такое шествие.

И знаю, что всех волнует вопрос, а сколько же стоит войти в это дело? Вообще, одной цены нету, сколько стоит войти в мир моды, но существуют этапы. И существует то, по каким этапам можно входить. Во-первых, прежде всего, нужно, правда... Ну, почему я говорю образование, образование? Образование – это лаборатория, которая позволяет тебе, ну, как бы, в экспериментальном ключе делать по одной, по две вещи, для самого себя пробовать просто. А дальше уже, если мы говорим о создании коллекций, коллекцию нужно сразу задумывать не одну, а несколько, чтобы иметь что предложить на будущее, варианты, там, осень, зима или, там, аксессуары или что-то еще. Может быть, это не будет коллекций из 100 предметов небольших, то есть это какое-то количество примеров, которые произведены.

Желательно уже к этому моменту, если вы произвели... Ну, вами вначале сделаны эти примеры, хорошо бы дальше взять их и показать тем, кто будет это продавать. Это может быть, как нам сказали, магазин, это может быть интернет-сайт, это может быть подруга, мама, смотря кто захочет это продавать. И из спроса на это сформулировать, ну, дальше что вы будете делать? Вы будете сами дальше это шить, как и в Петербурге есть молодые дизайнеры, которые решают, что им не нужно производство, что они, скорее, с объемами справятся сами и скорее экономить на аренде – там, делать какие-то полуквартирные истории. Или если у вас интерес, дальше уже искать производства, которые будут готовы на ваших условиях или на их условиях производить эти вещи дальше и тиражировать их. Вот это самый первый этап.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Но это же в одиночку очень сложно.

Л.АЛЕКСЕЕВ: А что делать? Можно партнера, друга.

Н.КОЛЕСНИКОВА: Не, ну, существует определенная схема. Если знаешь схему...

И.БАБЛОЯН: Ну, хорошо. Но откуда, допустим, молодой неспециалист, даже, откуда он может знать эту схему?

Н.КОЛЕСНИКОВА: Вообще, по сути, конечно, об этом должны рассказывать, это должны преподавать. Но я честно могу сказать. Я читала, случилось мне почитать лекцию как раз на параде для людей из регионов, которые хотели бы открыть свой магазин – меня именно из-за магазина позвали. Многие люди просто не знают про ценообразование. Да, я хочу открыть магазин детской одежды, а из чего складываются расходы люди не понимают, не представляют. Существует определенная схема, которую, конечно, нужно знать.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Очень часто бренд состоит из двух человек – одного дизайнера и второго человека, который ведет всю бухгалтерию и финансовую часть. Более того, очень часто эти люди также оба занимаются бизнесом и оба занимаются творчеством. Я делал все это в одиночку. Могу сказать, что это, ну, круче, когда есть кто-то, на кого ты можешь положиться. Потому что, ну, просто в какой-то момент ты нуждаешься в совете, ну и тогда уже... Тогда уже относительно бухгалтерии и налогообложения – с этим, правда, сложно разбираться.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Вот, Леонид говорит, что он делал все в одиночку. Я предлагаю послушать комментарий Константина Гайдая, известного дизайнера, который тоже делал все в одиночку, но, все-таки, добился успеха. Итак, предлагаю послушать историю успеха Константина Гайдая.

К.ГАЙДАЙ: Я когда приехал в Москву, решил ни к кому не ходить и никого не просить ни о чем. И стал приходить как непонятный, неизвестный никому человек и как-то пытаться устроиться на работу. Не сразу это получилось, но достаточно оперативно и стал я работать сразу же с глянцевыми журналами, которые давно любил и знал. Наверное, в течение года стал одним из главных иллюстраторов моды этой страны. Все благодаря, наверное, таланту.

Потом стал заниматься уже, все-таки, непосредственным делом одежды и головными уборами. Но так или иначе, по большому счету, мне не помогают, наверное, те структуры, которые необходимы в этом, - это частные инвесторы и какие-то компании, и так далее. Потому что, по большому счету, своим брендом и его продвижением я занимаюсь сам не без помощи своих друзей, коллег и приятелей. Вы знаете, здесь на самом деле для нашей страны нет какого-то рецепта для молодых дизайнеров. Потому что у нас, к сожалению, нет индустрии, и здесь многие мировые правила – они просто не работают. И здесь каждый раз нужно изобретать велосипед.

Я, ну, по большому счету просто работаю, делаю коллекции и занимаюсь тем делом, которое я могу и умею делать. Стоит останавливаться, стоит заниматься этим, если, действительно, есть на это спрос, если есть интерес. Поэтому стоит работать и оттачивать свое мастерство, и это очень пригодится, потому что так или иначе специалисты, действительно, высокого класса – они нужны. И не обязательно, если вы станете известным дизайнером одежды, возможно, вы станете очень крутым закройщиком и вас будут разрывать на части дизайнеры, дома мод и прочие. Потому что это, действительно, поверьте, очень важные профессии и очень редкие. Найти очень крутого конструктора – об этом мечтает каждый дизайнер, и это гораздо более важные части большой машины, плоды которой в итоге всепоглощают.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Костя говорит, что он начинал работать в журналах. Мы знаем также практику, когда дизайнерами становятся те, кто раньше работали стилистами. Можно много таких примеров привести. Думаете, это тоже хороший вариант?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Конечно, это прекрасный вариант. Дело в том, что работа стилиста – это, во-первых, и учишься чувствовать одежду. Очень часто в России говорят, когда учат дизайну, «Только не смотрите ни на чьи коллекции».

Т.РОДНЯНСКАЯ: на готовые коллекции уже.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Да. Хотя бы все время говорят «Идите в магазины, посмотрите самые дорогие магазины, посмотрите вообще, за что люди платят деньги, что такое хорошая одежда высокого уровня. Привыкайте к этому». Естественно, стилисты, которые это видят, они понимают спрос, они понимают, что продается, что такое тренды.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Что снимается в журналах.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Что снимается в журналах. Опять же, это люди, которые начали свой путь и получали зарплату за свою работу, и в итоге как-то скопили, у кого-то заняли, нашли поддержку и смогли делать свое. Это прекрасная история.

И.БАБЛОЯН: Слушайте, ну вот из этого у меня сложилось впечатление, что дизайнер (НЕРАЗБОРЧИВО) – такой, абсолютно темный человек в своем творчестве, делающий абсолютно не для масс.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Нет, что вы! Есть просто разные виды дизайна. Есть же дизайнеры поп-звезды, есть дизайнеры-стилисты, есть стилисты-дизайнеры, а есть... Более того, есть истории, когда люди хорошие стилисты и плохие дизайнеры – у них не получается.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Или наоборот: хорошие дизайнеры и не могут...

Л.АЛЕКСЕЕВ: Это просто я могу вам сказать, что сплошь и рядом.

И.БАБЛОЯН: Ну, это провал, мне кажется.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Нет, почему это провал? Вы знаете, вот, делаешь хорошие вещи, делаешь одежду, делаешь интересные брюки, хорошие пиджаки, шикарные пальто. Умеешь это делать, любишь. Я, вот, допустим, человек, который...

И.БАБЛОЯН: Но не умеешь это сочетать?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Не то, что не умеешь это сочетать. Стилист, человек, который заточен на фото, на фотогеничность вещи. Человек занимается этим каждый день. Стилисты – что, там дизайнеры собираются сами коллекции?

И.БАБЛОЯН: Нет, я не думаю, я понимаю, что им нужны помощники.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Ни в коем случае – дизайнеры, отдельно стилисты отдельно.

Л.АЛЕКСЕЕВ: И не один. Много бывает стилистов. Их специально приглашают. Самые известные дома всегда приглашают. Я тоже, как бы. Я не очень известный бренд, но я часто обращаюсь к услугам стилиста, который приходит, посмотрит. Ну, то есть я сейчас стараюсь сам собирать, но все равно приходит, поможет и, более того, ну, были стилисты, которые просто учили меня, как собирать коллекцию. Это тоже не могу сказать, что проснулся и все умел делать. Я всему учился. И были люди, которые приходили и говорили: так, сейчас мы тебе покажем, что, на самом деле, собирать коллекции.

Т.РОДНЯНСКАЯ: В конце 90-х были востребованы большие дома моды с именем и уже с историей, такие, дома-монстры. И предпочитали покупать именно в таких больших домах вещи брендовые. Не кажется ли вам, что сегодня тенденция изменилась? Все козыри на руках у молодых дизайнеров, потому что людям хочется что-то оригинальное, интересное.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Все козыри как всегда на руках, конечно, у крупных домов, потому что это огромные корпорации. Знаете, я в Петербурге постоянно в прессе веду борьбу за то, чтобы не называли модными домами наши дизайн-студии. То есть и дизайнеры есть, в общем, те, кто работают рядом с ним. Потому что модный дом – это дом.

Т.РОДНЯНСКАЯ: А в чем разница модного дома и дизайн-студии?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Модный дом – это дом. Вот, представьте себе, дом и дизайнер, который сидит и на квартире пошивает.

Т.РОДНЯНСКАЯ: А студия?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Вот. Студия – это как бы ты на квартире пошиваешь или у тебя есть некий этаж, некий офис, где ты разрабатываешь все вещи. У нас есть сейчас уже...

И.БАБЛОЯН: То есть все буквально?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Все буквально. У нас 2 этажа. Первый этаж – это наш офис и наш шоу-рум, второй этаж – это производство. И все равно я считаю, что это студия, потому что мы не производим у себя аксессуары, мы не можем у себя тиражировать это все, мы не делаем у себя вышивку. То есть, все-таки, мы обращаемся все время к кому-то на стороне. Модный дом включает в себя все вместе, и от начала до конца может произвести у себя. Если такие дома моды превращались в крупные корпорации, вы знаете, что очень много корпораций, и PRADA Group, которая, из, в общем-то, фабрики прежде всего обуви превратилась постепенно в модный дом и сейчас уже в крупнейшую корпорацию в мире. Почему интерес появился к молодым дизайнером? Нехорошее слово «молодые дизайнеры» - ну хорошо, ну а старые?

Т.РОДНЯНСКАЯ: Начинающие дизайнеры.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Начинающие. А это сколько лет начинающему? Месяц, первая коллекция – начинающий? А десятая коллекция – это начинающий?

И.БАБЛОЯН: Да нет. Ну, это смотря как получается.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Существуют, скорее, дизайнеры или бренды мэйнстримовые и существуют такие, вот, отдельные профессионалы, которые более на локальном уровне. Они интересны, потому что их одежда свежа, меняется чаще, их можно менять чаще, они доступнее и менее растиражированы. И вообще интерес, безусловно, есть к чему-то более уникальному, продукту, потому что все мы уже насладились этим счастьем Zara, Topshop, когда дешево и бери сколько хочешь, и красиво, и модно.

И.БАБЛОЯН: А почему у нас нет такого?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Почему у нас нет? У нас все ходят поголовно, мне кажется.

Н.КОЛЕСНИКОВА: В Zara и Topshop? Да.

И.БАБЛОЯН: Нет-нет-нет, я имею в виду наших дизайнеров, вот таких, раскрученных.

Л.АЛЕКСЕЕВ: У нас не было страны, нашей стране 15 лет.

И.БАБЛОЯН: Нет, вот, смотрите. Есть бренд Zara – вот, почему у нас нет такого бренда?

Н.КОЛЕСНИКОВА: У нас, на самом деле, есть некоторые сложности, опять-таки, с производством и с ценой, и с качеством.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ну, это, извините, практически та ниша – Vassa

И.БАБЛОЯН: Ну, Vassa, мне кажется, это уже немного другой уровень, чем Zara. Я имею в виду просто такого уровня как Zara и Topshop.

И.РОДНЯНСКАЯ: Потому что у нас индустрия на таком уровне еще. Все просто.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Не-не, почему индустрия – не индустрия? Это, все-таки, массовые бренды заточены на страны, которые могут производить и делать массовым.

И.БАБЛОЯН: Ну, нет. Но Ти Джей Коллекшн – это тоже чуть-чуть другое. Ну, по стилю хотя бы это другое.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ну, хорошо, Zara вообще одна, Zara вообще в мире одна.

И.БАБЛОЯН: Нет, ну, допустим, в Zara можно купить такие же обычные какие-то футболки, которые можно купить и в Topshop.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Basic, да, называется?

И.БАБЛОЯН: Да, basic.

Л.АЛЕКСЕЕВ: О чем вопрос? Давайте, вот...

И.БАБЛОЯН: Нет, вопрос в том, почему у нас нет такого массового?

Л.АЛЕКСЕЕВ: У нас есть.

И.БАБЛОЯН: Ну, как есть? Где?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ну, Oggi.

И.БАБЛОЯН: Нет, Oggi не такое, как Zara и Topshop.

Н.КОЛЕСНИКОВА: Ну, естественно. Zara – огромная корпорация, которая позволяет себе покупать самых дорогих стилистов и суперпрофессиональных тренд-аналитиков. Если вы не заметили, Zara – самый главный поставщик копий подиумных моделей, правильно? Ну, то есть, смотрите, какая схема есть? Либо эти люди успевают отсмотреть все это на подиумах и отшить за 2 недели в Китае, либо вы имеете очень хорошего стилиста и тренд-аналитика, который предугадывает то, что будет на подиумах, и успевает отшить это заранее. Да, у Zara есть возможность платить столько денег людям. Но я думаю, что в России пока нет возможности покупать настолько профессиональных людей.

С другой стороны, ну, вот, прав Леонид, что нашей стране еще не так много лет, поэтому путь развития... Меня больше волнует, например, история с локальными дизайнерами и интересом к ним. То есть не брендом локальным, а именно локальным, местным дизайнером. То есть эта тенденция, вообще, мировая. Все эти небольшие марки, которые выискивают стилисты, Гальяно и прочие по всему миру. То, чего у нас пока... Потом я говорила, что появилось, но этого не очень много. Но эта тема существует. Леонид прав, Это жажда новой крови. Ну, правильная тема. Пока у этой прослоечки людей, заинтересованных в моде, интересующихся в большей массе такого нет, ну, потому что Topshop, Zara победить невозможно. Но это мировая тенденция. Все связано с глобализацией. Если вы заметили, несмотря на то, что мир огромный и все говорят на всех языках, можно позвонить в Японию и чувствовать себя объединенным со всем миром, очень сильно развита еще тенденция такой, национальной аутентичности. То есть все национальные группы пытаются как-то максимально выделить свои корни. Это не национализм, это человек просто, будучи, предположим, афроамериканцем – он чтит свои традиции, при этом может встречаться с белым. Но при этом чтит свои традиции.

Вопрос о том, что все мы очень боимся в этом глобальном мире, который говорит на едином языке, на всех языках, и у которого нет уже границ, потерять свою национальную идентичность. Причем, большая часть государств последние 2 года вливало большие деньги именно в поиски вот этого личного стиля. У нас пока этого не было, но...

Л.АЛЕКСЕЕВ: Но у нас есть, правда, некоторые дизайнеры и компании, которые занимаются этим. Вот, не правы были, что нет ничего, похожего на Zara - есть Bosco Sport. Хотим мы с вами этого или нет.

И.БАБЛОЯН: Но он есть, да.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Когда мы притворяемся, что их нет, что они не правы, но это существует, это по всей стране, это ходят в этом все и любят эту одежду. Это носит некую нашу национальную аутентичность. Просто с Россией немножко сложнее – мы очень долго носили глубоко в душе идею внутренней заграницы, когда загранка, когда... У нас были магазины под загранку в нашей стране. И до сих пор, когда очень модно было быть еще 10 лет назад англичанином или американцем, или каким-то другим человеком, приехавшим откуда-то, человеком из другой страны. То есть мы все стремились быть кем-то. Сейчас мы, наконец-то, поняли, что, ну, наверное, уже можно успокоиться, просто быть самим собой. И мы поняли, что мы не то, что потеряли. А, простите, у меня нет той страны, в которой я родился. Я родился в Советском Союзе, я жил по другим законам, правилам. И в какой-то момент, ну, в раннем моем детстве страны просто не стало – какой я русский? Я советский, в общем, ребенок, который вынужден жить в новой стране, и я к этой стране пытаюсь привыкнуть.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Я предлагаю, все-таки, вернуться к нашей теме. Давайте поговорим о том, что у молодых дизайнеров раньше было 2 проблемы – низкая узнаваемость и естественная неприязнь потребителя. Никто не хотел молодых дизайнеров, неизвестный бренд получать. Но сейчас узнаваемость бренда – она никому не нужна. Не важно, можно купить маечку от кого угодно, но, все-таки, должен быть качественный продукт. Любая поп-певичка может выпустить линию своей одежды, но это не факт, что она будет пользоваться спросом, продаваться на ура. Значит, важнее, все-таки, качество одежды и ее линия сама.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Вы знаете, дело в том, что вообще в теме продукта – это то, что сейчас очень активно обсуждается в моде и вообще в индустрии в нашей стране. Потому что продукт – это не только из чего сделано, но еще и как оно сшито, это и то, насколько эта вещь соответствует ожиданию потребителя – вот, самое основное, да? То есть все дизайнеры сейчас пытаются перевести свой продукт с языка исключительного творчества личного на язык «А что же, на самом деле, хотят-то наши люди носить?»

Т.РОДНЯНСКАЯ: Для этого у нас есть фэшн-аналитики.

Л.АЛЕКСЕЕВ: У нас есть фэшн-аналитики. Но вы знаете, каждый дизайнер, в общем, сам по себе занимается этим. Мало того, ведь, очень многие из нас, мы открыли свои собственные магазины для того, чтобы иметь вот этот feedback, контакт, чтобы видеть людей, которые не знают нас в лицо, не знают, какие мы такие великие народились тут вчера. И встречаться с этими потребителями, и узнавать, что же они думают – хотят они это или не хотят? Или они хотят чего-то другого? Или их не убеждает?

Могу вам сказать, что людей... Ну, благодаря участию многих людей – и дизайнеров, и журналистов, и людей, которые организовывают различные проекты – народ уже спокойно реагирует на марку «Сделано в России». Осталось только сейчас, чтобы люди покупали просто одежду – не русских дизайнеров. Вот, я очень не люблю, когда меня называют «русским дизайнером», я просто дизайнер. Я хочу, чтобы люди покупали мою одежду, потому что им нужна эта одежда, им нравится эта одежда, она интересна. Или, наоборот, не покупали, потому что им не нравится эта одежда. А покупали, потому что я хороший человек – мне бы не хотелось, чтобы мне вот так вот.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Я не знаю. Вот, вам не нравится, когда вас называют «русский дизайнер». Не знаю, нравится ли Алене Ахмадуллиной, нашему русскому дизайнеру, чтобы ее так называли.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ненавидит это.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Ненавидит. Не будем называть ее русским дизайнером. Тогда предлагаю послушать успех Алены Ахмадуллиной, историю успеха, и она расскажет, как она начинала.

А.АХМАДУЛЛИНА: Я думаю, что здесь нет какой-то особенной формулы успеха, которая подошла бы именно фэшн-дизайнеру. Потому что в любой профессии необходим профессионализм, наверное, какое-то природное ощущение того, что это дело твоей жизни, и, безусловно, желание этим заниматься, быть в этой профессии и достигать каких-то результатов. И, вот, когда этот баланс между всеми этими пунктами возникает, возникает профессиональный дизайнер. Далее этот дизайнер, который уже профессионален, любит свое дело и стремится что-то в нем достичь, должен собрать команду профессионалов, которые помогут обеспечить ему не просто работу ателье или рисования эскизов на уровне скетча и отшивания какого-то количества моделей, но профессионалов, которые помогут этому дизайнеру построить настоящий бизнес в фэшн-индустрии, в легкой промышленности. Будь то люксовый сегмент, средний сегмент рынка или массовый, каждый из них предполагает работу очень качественных менеджеров, которые как раз устраивают эту историю профессионально.

То есть профессионализм, талант, любовь к своему делу, желание чего-то достичь и команда профессионалов могут решить все вопросы. Но для того, чтобы стать дизайнером в любой области, нужно иметь художественное образование. И корни этого, безусловно, лежат, мне кажется, в детстве каждого ребенка, когда он впервые берет в руки карандаш, его родители или он сам понимает, что у него есть к этому способности и его душа расположена в этом направлении.

Я, действительно, начала рисовать достаточно рано, уже в 3, в 4 года, и уже тогда родители понимали, что с этим нужно что-то делать. И в свое время отвели меня в детскую художественную школу, где я отучилась благополучно 6 лет, что уже обеспечило выбор будущей взрослой профессии. Потому что я понимала, что быть художником, заниматься творческой профессией, чувствовать свет, форму, фактуру, линию, собирать композицию – это абсолютно мое.

И.БАБЛОЯН: Я сейчас слушала Алену, она все говорит «Главное – желание, талант, желание, желание и еще раз желание». А как должно государство помогать? Что оно должно делать для того, чтобы у человека была возможность учиться этому?

Т.РОДНЯНСКАЯ: Настя, ваш проект, я знаю, поддерживает Федеральное агентство по делам молодежи. Что именно оно делает?

Н.КОЛЕСНИКОВА: На самом деле, я всегда рассказываю некоторую предысторию, чтобы все было понятно. Проект задумывался задолго до. Ну, классическая схема и, слава Богу, она классическая по европейскому формату. То есть в России немножко, порой, другие форматы бывают, у нас получилось просто. Когда мы открывали свой магазин и столкнулись со всеми этими молодыми дизайнерами – я просто очень дружу с теориями и практиками – это немного другой мир. Да, там отличный даже от мира Леонида, потому что, честно говоря, там, предположим, существует Алена Ахмадуллина, а ребята с (НЕРАЗБОРЧИВО) покупают Ахмадуллину. Даже большая часть людей, читающих афишу, не покупает Ахмадуллину. Но при этом спокойно покупают тех ребят, которые продаются у меня и которые в ценовой политике, на самом деле, достаточно конкурентоспособны Zara и TopShop.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Но, все-таки, что же делало Федеральное агентство?

Н.КОЛЕСНИКОВА: Да. Вот, проект зародился, начал развивался, существовал, мы проводили определенные проекты, продавали молодых, делали их презентации, какие-то истории и так далее, и тому подобное. И опять-таки, по этой классической схеме конкурсов не то, чтобы от нечего делать, но, там, типа, а почему бы не попробовать. И просто поместили свой проект с описанием, и так далее, и тому подобное. Соответственно, получили от них в итоге поддержку. Каким образом это произошло – ну, я могу, опять-таки, рассказывать о том, что мы такие талантливые, сделали такой хороший, качественный проект, поэтому Комитет по делам молодежи это оценил и так далее, и тому подобное. Вполне возможно, что так и произошло. Но, может быть, просто звезды сошлись.

Поддержка состояла в том, что проект продуманный и там есть определенные какие-то темы, которые не требуют каких-то финансовых вливаний. Например, тот же отшив сэмплов, на который, порой, у дизайнеров нет денег – на закупку ткани, на еще что-то, на хорошего качественно стилиста и фотографа для лук-бука. Все это просчитано правильно, продумано, сколько это требует каких-то затрат. Предоставлено комитету по делам молодежи, точнее, Артпараду и, соответственно, мы постепенно начали получать от них какую-то поддержку.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Давайте послушаем Юлию Городничеву, члена Федерального агентства по делам молодежи, и она расскажет, какие функции они выполняли в вашем проекте.

Ю.ГОРОДНИЧЕВА: Артпарад – это на сегодняшний момент одна из немногих, а, может быть, и единственная программа государственная, которая нацелена на помощь и поддержку талантливых авторов, интересных проектов в сфере культуры и искусства. Проектов инновационных, экспериментальных, которые в будущем при определенной поддержке смогут составить достойную конкурентоспособную культурную повестку в России.

Наша поддержка, в том числе и материальная, – она осуществляется не по принципу премий или какого-то конкурса. Она осуществляется по принципу инвестиций. То есть мы инвестируем в те проекты, которые, располагая нашими ресурсами, в будущем смогут стать успешными и стать некими ориентирами инновационной культуры в России, на которую остальные смогут равняться. То есть, по сути, если мы поддерживаем какой-то определенный конкретный проект, мы помогаем ему в течение всего его существования, в течение всего срока исполнения. Помогаем административно, финансово и так далее. Помогаем встречаться с необходимыми людьми, помогаем правильно, грамотно искать спонсоров. То есть мы даже не отпускаем до получения каких-то конкретных результатов.

Это не благотворительность, это прямая задача поддержать перспективные и талантливые проекты.

В год молодежи эта задача стартовала. Дмитрий Анатольевич Медведев в своем послании Федеральному собранию говорил о необходимости поддержки новаторских и экспериментальных направлений в искусстве, и мы непосредственно взялись за исполнение подобных целей.

Результатом нашей деятельности должна явиться новая генерация российских героев от культуры. То есть успешный конкурентоспособный молодой автор либо специалист в артменеджменте – это будет для нас самым ярким, самым необходимым результатом, то, для чего мы все это делаем.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Вот, Юлия нам сейчас рассказала, что же государство делает для поддержки молодых дизайнеров. А я предлагаю нашим слушателям проголосовать, и вопрос для голосования у нас будет такой. На ваш взгляд, государство должно инвестировать в модное образование? Тогда ваш телефон 660-06-64. Или инвестировать в производство? 660-06-65. Голосование пошло.

И.БАБЛОЯН: А я повторю вопрос. На ваш взгляд, государство должно инвестировать в модное образование или инвестировать в производство? Если модное образование, то телефон 660-06-64. Инвестировать в производство, 660-06-65.

Т.РОДНЯНСКАЯ: А мы пока разберемся с нашими гостями. Как считаете вы? В образование или инвестиции в производство?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Я придерживаюсь французской модели. Я считаю, что государство вообще не должно инвестировать ни в то, ни в другое.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Государство вообще не должно касаться модной индустрии?

Л.АЛЕКСЕЕВ: Задача государства – нас охранять, делать нашу жизнь спокойнее, увереннее, чтобы валюта была крепкая.

Н.КОЛЕСНИКОВА: Окружить нас покоем, чтобы мы могли творить.

Л.АЛЕКСЕЕВ: И чтобы была свободная экономическая сфера удобная. А дальше, ну вот я и такие как я, люди, либо дизайнеры, либо байеры, владельцы магазинов, производственники – мы постепенно будем строить эту индустрию. На это уйдет много времени, и я надеюсь, что как и во Франции мы сможем на наши налоги, что ли, мы сможем содержать и образование, и, надеюсь, что, как бы, даже само понятие как некий синдикат моды тоже сможет развиться, как только мы сами как индустрия сформируемся. Помогать, конечно, нужно. Помогать желательно не инвестициями, а законами. То есть помощью с налоговым обложением. Сейчас пытаются сделать такой закон, чтобы индивидуальные предприниматели, в особенности в легкой промышленности, могли работать без кассы – это бы очень сильно облегчило жизнь как раз тем людям, которые шьют вещи на дому. Или, там, как дизайнер делает свои первые коллекции и не могут позволить себе оформление своего бизнеса, и пока продают, как бы, из рук в руки. Чтобы они просто легализовались и помогать им, я не знаю, открывать магазины в каких-то точках, а не сидеть в каморках. Поэтому не знаю, нужно ли куда инвестировать. Приятно, конечно, чтобы инвестировали в образование, потому что образование в нашей стране – это залог, что ли, нашей будущей жизни с вами, нашей будущей культуры.

Хотелось, чтобы была какая-нибудь система грантов, когда любой студент, желающий обучиться моде в русских вузах, иностранных вузах, прошедший какой-то отбор, получал возможность. Потому что если не насыщать нашу страну этими мозгами, если не вкладывать в мозги, то бесполезно. Можно купить самые дорогие станки. Все равно, если не будет людей, которые будут для них работать, мне кажется, что...

Т.РОДНЯНСКАЯ: Насть, у нас осталось буквально 30 секунд до конца голосования. Как вы считаете, должно ли государство инвестировать в образование или в производство?

Н.КОЛЕСНИКОВА: Ну, я совершенно согласна с тем, что надо вкладывать в новое поколение, потому что ему, все-таки, придется жить, поднимать ту страну, когда, наконец-то, будут платить налоги или не будут платить их. Поэтому я, безусловно, за начальный этап, за то, чтобы вкладывать в мозги. Но с другой стороны, правильная цепочка – вкладываешь в мозги, учишь человека быть правильным, там, я не знаю, закройщиком, швеей-мотористкой, разбирающихся во всех технологиях. Соответственно, есть возможность кого-то как-то получать рабочую, правильную квалифицированную силу, то есть развивать производство.

И.БАБЛОЯН: Наши слушатели согласны с вами.

Т.РОДНЯНСКАЯ: У нас закончилось голосование, и результаты голосования таковы. 79% считают, что нужно инвестировать в модное образование, они согласны с нашими гостями. И всего лишь 21% считают, что нужно инвестировать в производство. Ну, мы, честно говоря, абсолютно согласны с нашими слушателями и с гостями.

И.БАБЛОЯН: А чтобы в производство – кстати, я предлагаю послушать пленку Татьяны Михалковой, президента благотворительного фонда «Русский силуэт». Нет, у нас технические проблемы, мы не сможем послушать, к сожалению, Татьяну Михалкову.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ну, знаете, да, что существует?.. Вот, можно я немножко покритикую, начиная от названия «благотворительный фонд». Не хочется, чтобы это было благотворительностью. Я не считаю, что, прямо, в России все такие несчастные Васи и Наташи, которые сидят в своих деревнях и не могут поехать из-за того, что нет денег, в город, обучиться моде. Ну, что за ерунда? Россия рождала величайших людей, которые вообще приезжали со всей России, приходили пешком, в общем, и не только в Москву, но и в другие города. И меньше этого отношения как к убогим. И мне кажется, что, скорее, нужно некое обращение к коллегам и к людям, которые имеют возможность принять к себе и обучить молодого специалиста. Потому что это, знаете, это всегда проблемы, что это время, что нужно этим заниматься. Чтобы мы, наконец-то, все, кто интересуется, ну, мечтает, чтобы наша индустрия созрела, не боялись и все время принимали новых студентов. И тогда этим людям будет куда поехать. Потому что мы всегда принимаем студентов и даже иногда даем им деньги на проезд или кормим обедом.

И.БАБЛОЯН: Это здорово.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Ну, это как хотя бы хоть какой-то этап.

И.БАБЛОЯН: Отлично. Давайте послушаем Татьяну Михалкову.

Т.МИХАЛКОВА: «Русский силуэт» существует уже около 15 лет. И это, прежде всего, конкурс молодых дизайнеров, который охватывает 150 городов России, 200 учебных заведений и мы осматриваем 2 тысячи дизайнеров. То есть все постсоветское пространство. На финал съезжается в Гостиный двор около 100 победителей со всех уголков России и ближнего зарубежья. Приезжают ведущие фирмы со всего мира, которые выбирают наших молодых на стажировки, на обучение, на показы моды в Риме. Продажи у нас есть – это ГУМ, ЦУМ. У нас, в общем-то, весомые призы, которые помогают.

У нас очень сильные школы, можно выделить Омскую школу, можно выделить школу Екатеринбурга, Санкт-Петербург, Москва. То есть у нас образование есть. У нас такое количество есть талантливых дизайнеров, которых приглашают и иностранные дома моды. Например, на Лагерфельда могут работать до 60 безымянных помощников, ассистентов, дизайнеров. Но наши тоже не хотят быть такими безымянными, они хотят работать в своей стране и быть востребованы своей страной. А вот все, что касается практики и все, что касается жизни и производства, и экономики, то вот тут и начинаются, конечно, проблемы. Это должна быть первоочередная наша задача. Это проблема даже, можно сказать, независимости страны.

Нельзя, чтобы нам все время кто-то что-то скидывал – или Китай, или Турция – заполонили наш рынок. Мы должны одеваться от наших, российских дизайнеров, которые знают нашу природу, погоду, наш кошелек. И более доступны. И для этого нужна программа. Вот сейчас разрабатывали стратегию с 2020 года. Ведь, как раньше в советские времена? Вот, принято почему-то только ругать, что не было моды. Ну, может быть. Вот, там что-то изменить в дизайне – выточку, перенести карман – это вообще приравнивалось к измене какой-то страны. Но на самом деле, было свое производство, было. Потому что была первоочередная задача. У нас были свои ткани, свое производство, обуть-одеть страну. Конечно, это было не так красиво, это было как-то не изящно, это было даже где-то и смешно в каких-то вещах. Но все было свое.

Вот, я езжу, например, в Армению. Было 100 производств, а сейчас осталось 3. Прежде всего, должна быть государственная поддержка промышленности, производства. Господдержка. Через это прошли все страны. Может быть, сейчас не так важен этот вопрос, потому что кризис охватил весь мир и не только нашу страну. Но нельзя все это отменять. Что хорошего в этой стратегии нового? То, что можно ввозить, например, станки и это не облагается налогом.

Ведь, когда в 90-х брали вот это производство, все думали, что как хорошо, мы – хозяева, мы независимы от государства, мы сейчас все сделаем. Но не получилось: проще было продать фабрику, продать даже станки, моментальные деньги. Это же развивать производство, воспитать целую плеяду новых управленцев – это же долгие деньги. Ведь, это же тысячи рабочих мест могут предложить предприятия. Это и социальная программа, это государственной важности. Да, все страны Европы через это проходили. Когда надо господдержку производству, нашему, родному. Чтобы была наша народная марка. Не одному какому-то дизайнеру, на которого будет это все работать, а именно наладить производство, что очень важно. Потому что все, что касается искусства, вот, молодых и творческих людей, у нас это есть.

И.БАБЛОЯН: Вот, Татьяна полностью за вклад в производство.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Татьяна Михалкова сказала, что нужна господдержка, буквально лозунгом сказала «нужна господдержка для индустрии», производства.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Да. Но кто будет возглавлять это производство, которому господдержка будет оказана? Кто встанет во главе этого производства? Потому что, знаете, мало просто построить станки, к сожалению. Надо, чтобы человек, который этими станками владеет, умеет ими управлять, который умеет делать так, чтобы станки приносили ему деньги. Если станки стоят, денег не приносят, то получается пьянство и вот эти эмалированные тазы.

И.БАБЛОЯН: Наряд людей, которые будут стоять.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Модный оргкомитет, скажем так.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Вот, города-заводы, производящие эмалированные тазы, в нашей стране после этого появились.

И.БАБЛОЯН: Государство будет платить им зарплату.

Л.АЛЕКСЕЕВ: И что?

И.БАБЛОЯН: Так вот, заработает все потихоньку.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Когда люди не мотивированы, если меня не мотивировать каждый день вставать утром и идти делать этот дизайн, а просто платить мне деньги за то, что я такой дизайнер, то через какое-то время очень быстро и я стану приходить, 3 футболки нарисовал – и все, и пошел. А так – посмотрите, сколько у меня мотиваторов. Мне надо на аренду, зарплату, студенты приедут, еще молодые подпирают. А еще это же творчество, это мое самое любимое дело, без которого я жить не могу.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Настя, а вы как считаете? Нужна господдержка? все-таки, легче с ней дышится нашим молодым?

Н.КОЛЕСНИКОВА: На самом деле, все просто же. Мы же создавали проект не под государство, оно не пришло, не сказало «У нас есть 2 миллиона, освойте их, пожалуйста», то, о чем вы сейчас говорите.

И.БАБЛОЯН: А вы просили?

Н.КОЛЕСНИКОВА: В смысле?

И.БАБЛОЯН: Ну как? Сам проект просил? То есть приносили...

Н.КОЛЕСНИКОВА: Проект существовал уже, поймите. Мы что-то делали, не получая ни зарплаты, никаких денег.

Т.РОДНЯНСКАЯ: А, до господдержки?

Н.КОЛЕСНИКОВА: Конечно! Путь-то совсем другой был. Не вот этот, что купили завод, кто там будет работать, чем людей мотивировать. Мы до этого уже какой-то период времени долго и упорно работали, и да, на каком-то фане, да, там по 3 часа ночи спать и прочее, и прочее. Да, собирать по ночам с друзьями коллекции, снимать, прочее.

Почему Артура Ломакина, там, того же одного из самых гениальных стилистов наших, не скажу, что круто востребованных глянцем, потому что глянец у нас другой. Почему он фотографирует для местных, локальных дизайнеров просто так, за бесплатно? Потому что его прет, потому что ему нравится, потому что ему интересно, потому что это создается что-то здесь. Соответственно, проект существовал, и потом получил поддержку. То есть люди мотивированы изначально. Да, окей, хорошо. Если мне сейчас начнут платить миллион долларов, может быть, я и скажу, типа, «О, ну, мне на Гавайи хватит». Но суть поддержки не в том, что ее дают полностью, да? Там, дали на зарплату. Как существуют многие проекты инвестиционные, сайты и прочее? Получается большой бюджет, люди готовы там и потом расслабляются. Здесь дается определенное количество денег. Нужно дизайнеру 50 тысяч рублей на то, чтобы купить ровненько ткань и обшить, причем, может быть, даже без зарплаты. Ровненько столько он и получает, потому что, ну, естественно, там бюджет не огромный – по потребностям. Соответственно, не знаю. Может быть, в ваши времена было как-то так, что бюджеты осваивали. Но сейчас молодым никто не дает никакие бюджеты осваивать.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Бюджеты закончились.

Н.КОЛЕСНИКОВА: Бюджеты закончились, нужно доказывать.

Л.АЛЕКСЕЕВ: Что ты имеешь право вообще хоть какое-то.

Н.КОЛЕСНИКОВА: Ну, на самом деле, я вам честно могу сказать. Если 2 года назад я думал «О, Господи, что сейчас все так лениво, никто не хочет работать за бесплатно и прочее, и прочее?» Кризис всех нас спас. Кризис, на самом деле, спас нас от многого.

И.БАБЛОЯН: К сожалению, нам приходится уже заканчивать.

Н.КОЛЕСНИКОВА: На такой позитивной ноте, viva Сrisis, да.

Т.РОДНЯНСКАЯ: Спасибо большое, это была программа «Zoom». Таня Роднянская, Ира Баблоян. С нами были гости Настя Колесникова и Леонид Алексеев. До свидания.

Л.АЛЕКСЕЕВ: До свидания.

Н.КОЛЕСНИКОВА: До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024