Купить мерч «Эха»:
ЭКСКЛЮЗИВ

Любовь Амоса Оза

Алла Борисова
Алла Борисоважурналист, редактор проекта «Вольное книгопечатание»
Мнения13 августа 2023

На одном из премьерных в Израиле показов фильма Дана Вольмана «Иуда» по роману Амоса Оза я снова остро почувствовала, как сейчас не хватает Оза – его авторитета, его мастерства, его честности и его стойкости в отстаивании своих принципов, вопреки тоннам грязи, которые на него здесь выливали. Но даже самые яростные оппоненты осознавали его значимость. В истории мировой литературы и в истории Израиля роль Оза будет лишь возрастать, хотя нобелевскую премию он так и не получил. Не успел.

Его не хватает, но есть книги в отличных переводах Виктора Радуцкого (я познакомилась с ним, спасибо судьбе за это). И у меня было назначено интервью с Амосом Озом, но его болезнь помешала. Он умер в 2018-м году.  Как же бесконечно жаль.

Амос Оз благословил эту экранизацию, тем более что хорошо знал режиссера, Дэн Вулман уже экранизировал один из первых его романов «Мой Михаэль»  в далеком1974-м году. И Оз дал режиссеру карт-бланш.

Итак, зимой 1959 года юный и голодный Шмуэль, бывший аспирант иерусалимского университета, нуждаясь в работе и крыше, приходит  в дом старого сиониста Гершома Валда. Шмуэль разочаровался в собственных исследованиях и не может написать свою тезу. Он изучает христианство и считает, что во всех источниках Иуду представили в ложном свете. И пытается это доказать.

В доме живет еще одна загадочная женщина Аталия, Шмуэль влюбляется в нее, и вскоре становится ясно, как неразрывно герои связаны, и как много боли и травм они несут в себе.

На встрече с режиссером после показа мы узнали, что именно он изменил в романе, эти изменения минимальны, так что можно сказать, что перед нами тщательнейшая экранизация, где бережно сохранено главное: болезненно волновавшие Оза проблемы Израиля, дуализма существования государства, построенного на горе и слезах двух народов.

«Правда в том, что никакая сила в мире не может превратить ненавидящего в любящего. Можно превратить ненавидящего в порабощенного, но не в любящего. Всей силой на свете вы не сможете превратить человека фанатичного в человека терпимого. И всей силой на свете вы не сможете превратить жаждущего мести в друга. Вот где жизненно важные проблемы Государства Израиль».

«Иуда» – конечно, роман идей, главное в разговорах героев – эти темы конфликта, войн, жертвенности, которую потребовали идеи, и «предательства», за которым в контексте романа автор видит огромную любовь к людям. Тема абсолютно универсальна. Так и в книге, и в фильме история отношений Иисуса и Иуды, которой занимается студент Шмуэль, и история жертвенной смерти в войне за Независимость сына хозяина дома, молодого математика Михи, и его вдовы Аталии, и история  противника создания государства Израиаль, ее отца Абрабанеля, и история самого Амоса Оза, которого здесь некоторые  склонны считать предателем – переплетаются.

 В фильме прекрасно подобранные актеры – лучше и не придумаешь, и хорошо, как сказал режиссер, что роль студента Шмуэля сыграл молодой израильский актер Юваль Ливни, а его старого собеседника Гершома Валда исполнил не  европейский актер, как планировалось вначале, а израильский (Дорон Тавори). Это позволило сохранить прекрасный классический иврит, о чем говорят критики и зрители фильма.

В этом романе, а значит и в фильме, вызывающе все: и тема исследований Шмуэля – христианство, и взгляд на Иуду, как на создателя веры и главного апологета Христа, а не предателя, который смог продать его за ненужные ему мизерные 30 серебренников.

И споры о правомочности создания Израиля, и о том, необходимы ли были все те войны, в которых мученически гибли евреи и арабы, оставляя отцов, матерей и вдов. Ответов нет, есть тяжелые вопросы, которые сейчас в Израиле обсуждаются даже на площадях.

Режиссер вставил в роман отрывок из публицистического выступления Оза о понятии «предательства», и это, пожалуй, единственное дополнение к роману, не считая безвозвратно промокшей в сумке студента рукописи и книг. Дождь и холод в Иерусалиме – всегда важные «герои» романов Оза.

Плюсы этого фильма породили и минусы режиссерской трактовки, это очень почтительно сделанный по отношению к книге фильм. Может быть слишком скрупулезно. В нем мне не хватает воздуха, во многом, причина этого – время, сложно сейчас снимать разделенный Иерусалим1959 года, а хотелось бы больше атмосферы, окружения, фона. Но для режиссера главное все же идеи, герои, их согласия и несогласия, их любовь, их боль.

В целом, это хороший и важный фильм. Можно не соглашаться с героями, впрочем, и авторы с ними не всегда соглашаются. Все как в нашей израильской жизни. Каждый имеет право на свой взгляд, на свое право быть услышанным. Имеет право на слово.


Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024