Купить мерч «Эха»:

«Смотри в оба»: Когда критики становятся палачами. Сюрпризы «Мастера и Маргариты»

Самая выпуклая совесть нации — Никита Михалков — в разоблачающем «пятую колонну» раже даже приписал себе слова советского классика: «Я же говорил, что если враг не сдается, его уничтожают»…

Смотри в оба2 февраля 2024
«Смотри в оба»: Когда критики становятся палачами. Сюрпризы «Мастера и Маргариты» 01.02.24 Скачать

Подписаться на НО.Медиа из России

Поддержать НО.Медиа из России

И.ПЕТРОВСКАЯ: Привет, друзья! Это подкаст «Смотри в оба». Я Ирина Петровская. И моя колонка «Когда критики становятся палачами. Сюрпризы “Мастера и Маргариты”».

Канал «Россия» на этой неделе повторяет в своем ночном эфире сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», снятый в 2005 году. Совпадение? Не думаю, как любит говорить ведущий пропагандист того же канала. Понятно, что программа передач версталась до выхода в прокат нового «Мастера» и поднявшегося сразу после премьеры воя на патриотических болотах. Но привлечь зрителя к старой экранизации булгаковского романа на волне его интереса к новой — милое дело, а уж на волне скандала тем более, об этом можно только мечтать.

Сам Бортко, кстати, заявил в одном из недавних интервью, что смотреть новую версию не собирается. «Как отношусь к новым переосмыслениям произведения? Ну а что, запретить, что ли? Люди хотят снимать и снимают. Наверное, кушать хотят». 

Интересное толкование главной побудительной причины для творчества коллег по кинематографическому цеху. Исходя из него, предполагается, что сам-то мэтр работал исключительно за идею, хотя бюджет его сериала по меркам 2005 года тоже был не копеечным (более чем шесть миллионов долларов). 

Как тогда писали, режиссер подошел к экранизации романа «Мастер и Маргарита» со всей основательностью. К примеру, хоть сам и не особо верил в мистику, но на всякий случай, чтобы избавиться от проклятия, якобы нависшего над романом, пригласил на съемочную площадку священника, который освятил и команду, и оборудование. 

И правильно сделал. Никакой особой мистики и тем более булгаковской магии в его произведении нет и в помине. Есть линейная, буквальная, то есть слово в слово, буква в букву, иллюстрация к тексту, написанному писателем, пусть и в исполнении превосходных артистов. Неплохое, кстати, подспорье школьникам, вынужденным изучать роман Булгакова в школьной программе по литературе. 

И, что самое важное, никаких аллюзий и крамольных отсылов к современности. Это именно Москва 30-х и порой забавные, а порой отвратительные персонажи того времени. Все ушедшие в народ цитаты на месте. Иешуа Га-Ноцри в канонической интерпретации Сергея Безрукова словно сошел с сувенирных иконок Софринского завода по производству церковной утвари. 

«Ваш роман еще принесет вам сюрпризы», — предупреждает Воланд Мастера. О, как он все угадал. Сюрпризы для авторов новой экранной версии романа начались практически сразу после ее выхода в прокат. «На критиков и палачей обижаться не надо, — говорится в одном из эпизодов фильма. — Они ведь не со зла, просто делают свою работу».

Беда — когда критики становятся палачами. Так происходит в страшной сцене из нового фильма Михаила Локшина, когда коллеги на специально устроенном заседании-судилище Союза писателей клеймят позором «реакционную пьесу» Мастера и его самого. «Как получилось, что реакционная пьеса „Пилат“ добралась до публикации, а потом и до постановки?», — негодует и недоумевает барон Майгель.

Практически то же самое, но, не упоминая ни имени режиссера, ни названия фильма, произносит наследник по прямой барона и прочих хулителей Мастера Владимир Соловьев в своем «Воскресном вечере», демонстрируя презрение и ненависть к создателям фильма: «Сейчас все обсуждают одного режиссеришку, который снял частично на американские, частично почему-то ему государственные деньги дали, снял великое произведение русского классика. При этом в такой остропамфлетной, антисоветской, в антироссийской теме. При этом он еще донатит ВСУ. [Потом выяснилось, что не донатил, но слово уже сказано]. И мы так к этому относимся — ну, ладно. Серьезно?»

Рядом с Соловьевым восседала Маргарита. Но не Маргарита Николаевна, как у Булгакова, а Маргарита Симоновна Симоньян, любимая гостья, подруга и соратница Владимира Рудольфовича. Она по воскресеньям почти всегда у него в студии восседает и подолгу солирует, ей можно. И она, конечно, с готовностью и тем же праведным возмущением отозвалась: «Нет, вообще не ладно. Мы так к этому не относимся».

Муж ее, одна сатана, Тигран Кеосаян, кинематографист, между прочим, тоже не остался в стороне от коллективного поношения коллег, призвав «серьезно садиться и что-то решать со всей этой ситуацией, начиная с продюсеров и заканчивая правоохранительными органами; дело в какой-то мазохистской терпимости в нашей стране к откровенным врагам».

На YouTube-канале «Абзац» Михаил Шахназаров (не путать с Кареном, тоже патриотом) пошел еще дальше и призвал разобраться не только с режиссером нового «Мастера», гражданином США, но и с сомнительными во всех отношениях артистами, снявшимися в фильме. Евгений Цыганов, по его авторитетному мнению, не только посредственный актер, но и не наш человек, то есть не патриот: «Давайте посмотрим его высказывания после начала СВО». А Полина Ауг, сыгравшая в фильме Геллу, дочь «отъявленной русофобки» Юлии Ауг. Яблоко от яблони. Караул!

«Впрочем, фильм, несмотря на все порочащие его обстоятельства, приносит деньги в государственную казну, поэтому, может, и не стоит удалять его из проката. Но разобраться, как он попал в прокат, необходимо. И ударить, крепко ударить по пилатчине, то есть по всему тому, что протаскивает в нашу действительность самопровозглашенная интеллигенция — всякие там полозковы, рубинштейны и примкнувшая к ним Люся Улицкая».

Фильм-то они, большинство критиков-палачей, не смотрели. Шахназаров признался, что глянул «в режиме перемотки», то есть, скорее всего, чудовищного качества пиратскую копию-экранку, появившуюся в интернете. Снова классика — «я Пастернака не читал, но скажу».

А вот из кинозала после просмотра фильма выходишь с горестной мыслью: как жутко это хождение по замкнутому дьявольскому кругу и возвращение, пусть и на каком-то новом этапе, в одну и ту же точку, где талант и сопутствующая ему творческая свобода вновь объявляются преступлением, а бал правят завистники, доносчики и клеветники, назначившие себя совестью нации.

Самая выпуклая совесть нации — Никита Михалков — в интервью агентству ТАСС в разоблачающем «пятую колонну» раже даже приписал себе слова советского классика: «Я же говорил, что если враг не сдается, его уничтожают».

А теперь мои рекомендации.

«Новости из зомбоящика. Как понять, что вас обманывают?» Ведущая YouTube-канала «НО.Медиа из России» Ирина Воробьева поговорила с исследователем российской пропаганды Машей Борзуновой о том, как менялась пропаганда с 24 февраля 2022 года. 

Репортаж журналиста канала «НО.Медиа из России» Василия Полонского о том, как Борис Надеждин подавал подписи в ЦИК. «Поражаюсь, но политик умудряется из всего сделать событие. Я бы назвал это мероприятие „Борис несет коробку“, — признался журналист, анонсируя материал в своем Телеграм-канале.

Интервью Ксении Собчак с Борисом Надеждиным вышло в день, когда ее герой сдавал подписи в ЦИК. Сдал. «Вы в тюрьме не боитесь оказаться?» — спрашивает его Собчак в конце разговора. «Считаю такого рода репрессии против меня крайне маловероятными», — отвечает он с улыбкой. От тюрьмы, по крайней мере, Надеждин зарекается вопреки народному предупреждению.

Госдума приняла во втором и сразу третьем чтении закон о конфискации имущества и лишении званий. Голосование было единогласным. В выпуске «Редакции» «Контекст. Конфискация» журналист Илья Егоров разбирался, что это за мера наказания, которую активно применяли в античности, Средневековье и СССР, и как теперь она будет работать и какие прецеденты создает.

Ой, что делается-то! Катя Лель, прямо скажем, не самая яркая звезда российской эстрады, стала недавно самой популярной россиянкой в мире, обогнав в рейтинге звезд Тейлор Свифт. И теперь люди во всем мире распевают «Мой мармеладный, я неправа». Плюс к этому она еще и с инопланетянами контактирует. Обо всем этом — в ее интервью Катерине Гордеевой. Неожиданный для Гордеевой выбор героини. Просто-таки диво дивное.

Вы смотрели подкаст «Смотри в оба». Это была Ирина Петровская. Смотрите наш канал «НО.Медиа из России». Подписывайтесь, ставьте лайки, рекомендуйте друзьям и знакомым. До новых встреч. Спасибо за внимание!


Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024