Купить мерч «Эха»:

«Утренний разворот» / Артемий Троицкий

Маша Майерс
Маша Майерсжурналист
Айдар Ахмадиев
Айдар Ахмадиевжурналист

Вывод номер один — есть страны, куда можно ездить, есть страны, куда лучше не ездить. Таиланд, Индонезия, какие-то Эмираты, я уже не говорю о некоторых странах совсем недружелюбных, вот они относятся как раз к числу тех, куда лучше не ездить. Я не думаю, что это большая потеря для музыкантов…

Подписаться на «Живой гвоздь»

Поддержать канал «Живой гвоздь»

А. АХМАДИЕВ: Артемий Троицкий, журналист. Артемий, доброе утро.

М. МАЙЕРС: Артемий, здравствуйте. Слышите нас? Доброе утро.

А. ТРОИЦКИЙ: Да, Маша, привет. И вижу, и слышу вот очень хорошо. Фон у вас такой шелковый. Да, все очень мило. Я, кстати, прошу прощения, я связываюсь с вами из аэропорта Арланда под Стокгольмом. Поэтому тут будут иногда посторонние звуки, люди будут ходить на фоне и так далее. Вы уж не пугайтесь.

А. АХМАДИЕВ: Да ничего. Мы людей любим.

М. МАЙЕРС: В настоящий момент с аэропортами связаны хорошие новости. Как сейчас, на ваш взгляд, вся эта история вокруг «Би-2», сначала неожиданного задержания, потом чудесного освобождения, выглядит в целом? Это вообще что случилось с нами и с ними?

А. ТРОИЦКИЙ: Ну, история хорошая. Я думаю, по мотивам этой истории наверняка будет снят фильм, а может быть, даже сериал, потому что тут есть всё – и рок-н-ролл, и злые силы, и дипломаты, и борьба, и экзотика, и тюрьма и так далее. То есть это просто готовый сценарий. Я очень рад, что у этого сценария получился такой настоящий, невыдуманный хэппи-энд. Так что это очень хорошо.

Если говорить о каких-то выводах, которые из этого можно сделать, то выводы совершенно очевидны. Вывод номер один – что есть страны, куда можно ездить, есть страны, куда лучше не ездить. И Таиланд, Индонезия, какие-то Эмираты, я уже не говорю о некоторых странах совсем недружелюбных, вот они относятся как раз к числу тех, куда лучше не ездить. Я не думаю, что это большая потеря для музыкантов, поскольку все равно основная публика тех же «Би-2» или Гребенщикова, Макаревича, Noize MCи так далее, их основная публика – это люди, которые живут в Евросоюзе, в Северной Америке, где ни малейшего риска нет.

Ну а дауншифтеры, проживающие на острове Бали или в Таиланде, или в Индии в Гоа, я думаю, что пусть они выходят на акции протеста против правительств этих стран и требуют, чтобы больше они палки в колеса не ставили. Это один вывод.

Второй вывод тоже совершенно очевидный – что надо иметь дело артистам с надежными и такими сертифицированными организаторами. Поскольку вся эта история с «Би-2» – это отчасти, конечно, история зловредности российского МИДа и конкретно генерального консула в Таиланде, но, с другой стороны, это история безответственных организаторов концерта (там какой-то парень, по-моему, Максим Волков, что ли), которые, с тем чтобы сэкономить деньжат, не оформили надлежащим образом визы и таким образом дали повод просто ко всяким арестам, штрафам и дальнейшим неприятностям. Надо иметь дело с проверенными людьми, если уж вы путешествуете по странам, тем более экзотическим.

М. МАЙЕРС: Можно ли говорить о том, что всерьез на российских музыкантов антивоенных взглядов объявлена охота, извините за такие резкие выражения, что так уж они насолили российской власти или российской пропаганде, что необходимо их действительно привезти в Россию и посадить в тюрьму? Мы же представляем себе не только хороший конец этой истории, но мы все эти дни представляли и плохой конец этой истории, когда музыканты «Би-2» окажутся в российском обезьяннике, а потом где-нибудь в колонии за полярным кругом. Это же был возможный вариант развития событий.

А. ТРОИЦКИЙ: Да, это был возможный вариант развития событий, тем более что в прицеле, в фокусе оказались не столько лидеры «Би-2», сколько обычные музыканты, которые не знамениты. Я так думаю, что власти еще немного опасаются трогать тех, кто очень популярен, чьи лица всем известны. Ну, то есть будь то Алла Пугачева или Максим Галкин, или Макаревич, или Земфира, их, конечно, неудобно как-то сажать за решетку, чтобы все население Российской Федерации это видело, видело, в общем-то, любимых артистов, чьи песни они пели и в караоке, и во время праздничного застолья, и вот их видеть за решеткой – вот они все против Путина, все против войны и все такое прочее. Это такая, естественно, палка о двух концах.

А взять и просто посадить каких-то менее известных людей, таким образом запугивая и музыкантскую общину, и народ вообще, а запугивание – это сейчас, в общем, главная явно часть и метод российской политики, ну вот это как раз было бы вполне неплохо.

А что касается вообще до охоты на музыкантов, то тут, в общем-то, никаких новостей нет. Эта охота идет уже давно. По стране, я имею в виду Россию, фигурируют черные списки. То есть в черных списках, естественно, и те, кто релоцировался, но и те, кто по-прежнему находятся героическим образом в России. Там, скажем, Юрий Шевчук и «ДДТ», Саша Васильев и «Сплин», некоторые другие музыканты. Так что охота… Идет охота на волков, да. В данном случае идет охота на артистов.

Ну и вы знаете прекрасно, что бывают случаи, когда артисты идут на попятную, начинают пятиться, начинают каяться, говорить, что они ошиблись, что не в ту дверь зашли, что их неправильно поняли, и тут же едут с гастролями на Донбасс и так далее. В общем, это все очень хорошо знакомая, проверенная временем, но от этого не менее позорная практика. То же самое было в сталинском СССР.

М. МАЙЕРС: А какие чувства они у вас вызывают, вот эти артисты, которые идут на попятную, каются и прочее?

А. ТРОИЦКИЙ: Что вызывают, извините? Маша, не понял.

М. МАЙЕРС: Чувства. Какие чувства они у вас вызывают? Вы им сочувствуете, вы их жалеете, вы их презираете? Какие чувства они у вас вызывают?

А. ТРОИЦКИЙ: Это зависит и от конкретного артиста, и от того, каким образом он пошел на попятную. Скажем, иногда вспоминают Диану Арбенину. Диана Арбенина, во-первых, в отличие от некоторых других, типа Ромы Зверя или уж даже я не помню кого, Димы Билана, Диану Арбенину я считаю человеком талантливым, она сочинила массу хороших песен и потом явно она была просто поставлена в угол, и ей некуда было деваться, и поэтому она каким-то таким странным, но, я бы сказал, не окончательно позорным образом попыталась свою лояльность продемонстрировать.

Она пригласила на сцену то ли жену, то ли вдову участника войны, вместе с ней спела песню. На мой взгляд, по крайней мере, это не так позорно, как ехать с концертами всякими ободряющими на оккупированные территории.

А. АХМАДИЕВ: Артем Кивович, вы сказали, что основная аудитория у российских исполнителей в изгнании, так их назовем, находится в Евросоюзе или в Северной Америке. Ну вот смотрите, недавно Максим Галкин по поводу того, что его не впустили в очередную страну, развернули на границе, написал вот что про штраф после его концерта в Дубае. Он говорит, что его взяли с организаторов, а не с него, за политический юмор, при этом сразу же спросили, когда я приеду еще, потому что у зала была хорошая касса. И по поводу этого. Все-таки там есть россияне. Многие после начала войны уехали именно в эти страны, потому что у них нет возможности жить в Евросоюзе или тем более в Северной Америке.

Скажите, вот как исполнителям сегодня-то выбирать? Как они, условно, понимают, что в Индонезии их ждут их поклонники в большом количестве? Как понять, безопасна эта страна или нет? Может, есть какой-то список? По каким критериям определить это? Потому что история с «Би-2» – это же беспрецедентная история, что касается Таиланда, где они оказались. Потому что там раньше только разворачивали, но не брали в заложники фактически в миграционном центре.

А. ТРОИЦКИЙ: Ну смотрите, на самом деле мне кажется, что я уже все сказал на этот счет. То есть, во-первых, не надо забывать о том, что необходимо иметь дело с квалифицированными, честными, не слишком алчными организаторами концертов, которые готовы пойти на дополнительные расходы, которые готовы сделать специальные визы (не туристические, а рабочие), имеющие так называемый working permit, то есть разрешение на коммерческую деятельность в данной стране, и так далее. Я думаю, что это уже будет почти гарантией нормального выступления.

Но и второе – это опять то, что я уже сказал – что надо, конечно же, исключить из гастрольных графиков какие-то стремные страны. К ним я бы отнес и Дубай. Но Дубай и Эмираты – это вообще особая история, потому что, на мой взгляд, та публика российская, которая осела именно вот в этих местах, я бы для такой публики вообще не выступал, потому что это в основном всякие богатенькие буратины, жены, дети, любовницы и все такое прочее. Не думаю, что они не в состоянии поехать в Россию. Скорее всего, большинство из них, по крайней мере, в состоянии поехать в Россию. И, в общем-то, развлекать вот эту зажравшуюся эмиратскую публику, ну, будь я артистом, то я бы лично не стал.

А что касается публики в Евросоюзе и Северной Америке, то это нормальные россияне, в основном молодые люди, которые реально любят музыку, которые любят этих артистов. То есть это вообще ситуация очень благоприятная. То есть можно сказать, что синхронно с артистами, и рокерами, и рэперами, уехала из России и распространилась по всему миру значительная часть их аудитории. Такого раньше не было.

То есть раньше наши артисты могли выступать в каких-то небольших залах или они выступали в залах побольше, но это были всякие попсовики-шансонщики, которые пели там, условно говоря, для Брайтон-Бич, для каких-то 70-60-летних пенсионеров, ностальгирующих по совку. А сейчас совсем другая публика, совсем иная компания. Я бывал на многих концертах и в Америке, и в Нью-Йорке, где-то там еще, в Канаде, естественно, в Западной Европе и в Балтийских странах, и в Германии, и в Праге. И надо сказать, что все концерты, на которых мне довелось побывать, все проходили при полных залах, и публика была настроена просто максимально энтузиастично.

М. МАЙЕРС: Артемий, у меня еще один вопрос, если позвольте. Guardian написала про черные списки. Что-то вы знаете? Действительно они существуют? Черные списки музыкантов. Есть такое?

А. ТРОИЦКИЙ: Разумеется, эти списки существуют. Это опять же старая практика. То есть я сам сталкивался с этими списками прямо и непосредственно в начале 80-х годов. То есть они имели очень широкое хождение в СССР во всяких органах, которые могли иметь какое-то отношение к самодеятельности, к публичным музыкальным выступлениям, дискотекам и так далее. То есть они были настольным листочком для каких-то деятелей комсомола, для каких-то деятелей профсоюзов ВЦСПС, которые как бы курировали художественную самодеятельность.

Я знаю, кстати, ну, с высокой долей вероятности я знаю тех людей, которые составляли эти списки. И по этим спискам, естественно, ориентировались.

То есть там было, на самом деле, две части в этих черных списках. Одна часть – это советские артисты. Ну и там, естественно, на первых местах «Аквариум», «Алиса», Майк Науменко, Цой с «Кино» и так далее. И вторая часть – это всякие западные артисты. Список с западными артистами был очень смешной, поскольку зачастую он еще был аннотированным. То есть там было написано, скажем, Pink Floyd – антисоветчина, комментарии по поводу войны в Афганистане, Дэвид Боуи – ЛГБТ-пропаганда, что-то там еще, еще кто-то там, Sex Pistols – фашизм. Ну, в общем, это было очень смешно на самом деле.

И сейчас такие списки, я думаю, без аннотаций и, возможно, без иностранной, импортной части, но они также имеют хождение. Я видел эти списки. Ну, естественно, в сетях, не на бумаге. В сетях я видел эти списки. И там, да, все отъехавшие фигурируют. Плюс, значит, как я уже говорил, и некоторые присутствующие во главе с Шевчуком, «ДДТ», и «Сплином».

М. МАЙЕРС: Самый главный вопрос: а составляет-то кто? Вы сказали, знаете некоторых людей. Это чисто, извините за выражение, гэбушная история или есть другие участники этого процесса?

А. ТРОИЦКИЙ: Я не знаю, кто составлял эти списки сейчас, поскольку я уже давным-давно в этих кругах не вращаюсь, не имею отношения ни к организации концертов, ни к российскому телерадиоэфиру, слава богу. В то время, в начале 80-х годов, эти списки составляли как раз люди, которые имели отношение к каким-то комсомольско-профсоюзным инстанциям. То есть они составлялись, естественно, не в КГБ, поскольку в КГБ не было таких узких специалистов по рок-музыке.

А. АХМАДИЕВ: Они другую музыку слушали просто. Спасибо.

М. МАЙЕРС: Спасибо.

А. АХМАДИЕВ: Спасибо большое. Артемий Троицкий, журналист, был с нами на связи. Спасибо большое, Артемий Кивович.

М. МАЙЕРС: Хорошего полета вам. Да, спасибо.

А. АХМАДИЕВ: Да, это правда.

А. ТРОИЦКИЙ: Спасибо.


Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024